25RS0006-01-2020-002064-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 20 января 2021 г.
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Митрофанова А. Д.,
при секретаре Попович Г. В.,
с участием представителя административного истца управления опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа Лукьянчук Н. А.,
представителя административного ответчика управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю Самусенко В. Ю.,
административного ответчика судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу Зорич Д. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Арсеньевском городском суде административное дело № 2 »а» - 134/21 по административному исковому заявлению управления опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа к управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, судебному приставу – исполнителю ОСП по Арсеньевскому городскому округу об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором указано, что в ОСП по Арсеньевскому городскому округу находится исполнительное производство № – ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа, выданного Арсеньевским городским судом о взыскании с должника территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу в пользу взыскателя ФИО6 суммы задолженности по исполнительному производству, в размере 50000 руб.
На основании определения Арсеньевского городского суда правопреемником признано оно, в связи с реорганизацией территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу, на основании Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, в его полномочия не входят вопросы обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включение их в сводный список. Полномочия по включению и исключению детей данной категории в сводный список переданы отделу по учету и распределению жилья администрации Арсеньевского городского округа.
До ДД.ММ.ГГГГ территориальный отдел опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу находился в подчинении департамента образования и науки Приморского края. С целью получения исполнительного взноса судебному приставу – исполнителю необходимо было направить постановление о его взыскании в указанный департамент.
Согласно информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ отдела по учету и распределению жилья администрации Арсеньевского городского округа, ФИО6 обратилась в этот отдел с заявлением о включении в сводный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в него под №.
Оно просило освободить управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа от уплаты исполнительного сбора.
В судебном заседании представитель административного истца Управления опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа Лукьянчук Н. А. требования административного искового заявления поддержала, подтвердила его доводы, добавив, что до 31.12.2019 обязанностью территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу являлся прием документов и заявлений граждан, желающих быть включенными в сводный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включение в сводный список и формирование его осуществлялось департаментом образования и науки Приморского края.
Представитель административного ответчика управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю Самусенко В. Ю., административный ответчик судебный пристав – исполнитель ОСП по Арсеньевскому городскому округу Зорич Д. С. административный иск не признали и пояснили, что в ОСП по Арсеньевскому городскому округу находилось исполнительное производство № – ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа, выданного Арсеньевским городским судом, об обязании территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу включить ФИО6 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении данного исполнительного производства получено начальником территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу, должнику установлен 5 – дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. ДД.ММ.ГГГГ в связи с не исполнением требований исполнительного документа в данный срок, судебным приставом – исполнителем ОСП по Арсеньевскому городскому округу вынесено постановление о взыскании с территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края исполнительного сбора, в размере 50000 руб.
Должник не предоставил судебному приставу – исполнителю доказательств, что исполнение было невозможным, вследствие непреодолимой силы.
ФИО6 включена в сводный список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В настоящее время исполнительное производство № – ИП об обязании территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Арсеньевскому городскому округу включить ФИО6 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, окончено, в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Апелляционным определением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования ФИО6 к территориальному отделу опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края о признании права на включение в список сирот, обязании включить в список, оставлены без удовлетворения. Принято новое решение: признать за ФИО6 право на включение в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать территориальный отдел опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края включить ФИО6 в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Согласно постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа, выданного Арсеньевским городским судом, в соответствие с указанным апелляционным определением, возбуждено исполнительное производство № – ИП в отношении территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу, был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствие с актом о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом – исполнителем ОСП по Арсеньевскому городскому округу было вручено территориальному отделу опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края постановление о возбуждении этого исполнительного производства.
Из постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с должника территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу взыскан исполнительный сбор, в размере 50000 руб., в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок добровольно.
Согласно определения Арсеньевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, произведено процессуальное правопреемство по данному делу, заменен должник территориальный отдел опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края его правопреемником Управлением опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа.
В соответствие с постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с указанным определением Арсеньевского городского суда, по исполнительному производству № – ИП произведена замена должника территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу на Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа.
Из постановления администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство № – ИП окончено, в связи с исполнением требований исполнительного документа.
В соответствие с постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство № – ИП в отношении Управления опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа, в связи с неуплатой исполнительного сбора.
В соответствие со ст. 218 ч. 1 КАС РФ, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 401 п. 1 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ст. 112 ч ч 1, 2, 6 - 8 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
В соответствие с п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 - 8 статьи 2.10 КоАП РФ.
Согласно ст. 8 п. 3 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п п 5, 8.55 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, департамент обладает правами юридического лица.
Департамент осуществляет следующие полномочия: осуществление в пределах своей компетенции предусмотренных Законом Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" полномочий по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края.
В соответствие с п. 1
Решения Думы Арсеньевского городского округа от 27.11.2019 N 400 "Об учреждении функционального органа администрации Арсеньевского городского округа - Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа", учрежден функциональный орган администрации Арсеньевского городского округа - Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа в форме муниципального казенного учреждения.
Согласно п п 1.2, 4 Положения об Управлении опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа", Управление входит в структуру администрации города. Управление является некоммерческой организацией, обладает правами юридического лица.
Судом установлено, что апелляционным определением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ на территориальный отдел опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края возложена обязанность включить ФИО6 в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа, выданного Арсеньевским городским судом, в соответствие с указанным апелляционным определением Приморского краевого суда, возбуждено исполнительное производство №– ИП в отношении территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края, и был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Копия данного постановления была вручена территориальному отделу опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением добровольно требований исполнительного документа в установленный срок, постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ с должника территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края, взыскан исполнительный сбор, в размере 50000 руб.
Решением Думы Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "Об учреждении функционального органа администрации Арсеньевского городского округа - Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа", учрежден функциональный орган администрации Арсеньевского городского округа - Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа в форме муниципального казенного учреждения, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, на основании определения Арсеньевского городского суда, по данному исполнительному производству произведена замена должника территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края на Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа.
Постановлением администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поэтому постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительное производство № – ИП окончено, в связи с полным исполнением требований исполнительного документа. Однако, исполнительный сбор, взысканный на основании постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Арсеньевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ уплачен не был.
Суд считает, что Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа подлежит освобождению от взыскакния исполнительного сбора, на основании ст. 112 ч. 7 ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку отсутствует его вина в его неуплате.
Территориальный отдел опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края являлся структурным подразделением департамента образования и науки Приморского края, не был наделен правами самостоятельного юридического лица. Правами юридического лица, в силу п. 5 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, обладал данный департамент.
Исполнительный сбор не подлежал наложению на Территориальный отдел опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края, т. к. он, не являясь юридическим лицом, не мог нести самостоятельной имущественной или публично – правовой ответственности.
Управление опеки и попечительства администрации Арсеньевского городского округа было учреждено Решением Думы Арсеньевского городского округа от 27.11.2019 N 400 и наделено правами юридического лица. Таким образом, оно создано как новое юридическое лицо, а не в результате реорганизации Территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края или департамента образования и науки Приморского края.
В силу разъяснения, содержащегося в п. 78 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», к административному истцу не могла перейти публично – правовая, имущественная ответственность Территориального отдела опеки и попечительства по Арсеньевскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края по уплате исполнительного сбора. Таким образом, установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства в отношении административного истца, судом не установлено, в связи с чем он подлежит освобождению от взыскания исполнительного сбора.
В связи с указанным суд доводы, представителя административного ответчика, судебного – пристава – исполнителя находит не состоятельными,
Поскольку административный иск подлежит удовлетворению, в силу требований ст. 112 ч. 8 "Об исполнительном производстве", решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 – 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20.11.2019.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ / ░░░░░░░░░░ ░. ░. /
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22.01.2021.