Дело № 2-397/2023
УИД 16RS0041-01-2023-000345-95
Учёт 2.178
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2023 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Шавалеевой Л.Н., с участием истца Шигаповой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шигаповой В.А. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Зай-Каратайское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Шигапова В.А. обратилась в Лениногорский городской суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Зай – Каратайское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что в соответствии с выписками из похозяйственной книги ФИО принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер, не успев оформить право собственности на вышеуказанное имущество в соответствии с действующим законодательством. Наследником по закону первой очереди является дочь Шигапова В.А. В установленные законом сроки истец обратилась в нотариальные органы с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом, поскольку право собственности надлежащим образом не было оформлено и она не смогла документально подтвердить факт принадлежности ее отцу ФИО Фактически истец приняла наследство в виде жилого дома. Факт принятия наследства установлен решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
С учетом изложенного, истец просит суд включить в состав наследственной массы после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; признать за Шигаповой В.А. право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шигапова В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения согласно иску.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Зай-Каратайское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие, вынести решение в соответствии с действующим законодательством
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного Постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 11).
После смерти ФИО открылось наследство в виде жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия Шигаповой В.А. наследства, открывшегося после смерти отца ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной Исполнительным комитетом муниципального образования «Зай-Каратайское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО принадлежит по праву собственности с ДД.ММ.ГГГГ жилой дом с надворными постройками при нем, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> состоящий из основного бревенчатого строения общей полезной площадью <данные изъяты> на указанном земельном участке также расположены сарай, баня. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, арестов и запрещений на указанное домовладение не имеется (л.д. 13).
ФИО, при жизни владея и пользуясь вышеуказанными объектом недвижимости как собственник, в установленном порядке свое право собственности не зарегистрировал, ввиду чего в состав его наследства указанное имущество включено не было.
Согласно техническому паспорту жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленному акционерным обществом «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>., построен в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, о чем в похозяйственной книге № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зай-Каратайского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании Декларации о факте использования земельного участка (л.д. 12).
Из материалов наследственного дела №, открытого после умершего ФИО следует, что с заявлением о принятии наследства в виде жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>; недополученной страховой пенсии по старости; денежного вклада, хранящегося в <данные изъяты>, с причитающими процентами и компенсациями, обратилась дочь Шигапова В.А. (л.д. 39-61).
По сведениям АО «Сетевая компания» Бугульминские электрические сети, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в охранную зону линий электропередачи, находящийся на балансе АО «Сетевая компания» не входит (л.д. 36).
По сведениям ООО «Газпром Трансгаз Казань», нарушений охранной зоны и зоны минимально – допустимых расстояний распределительного и магистрального газопровода, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Казань» по адресу: <адрес>, не обнаружено (л.д. 37).
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что ФИО при жизни открыто и постоянно владел и пользовался вышеуказанным жилым домом как собственник, при этом притязаний третьих лиц не имеется, при строительстве нарушений установленных норм не установлено, однако право собственности в установленном порядке не зарегистрировал, считает, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, надлежит включить в состав наследства ФИО
Поскольку судом спорный жилой дом включен в состав наследства ФИО, истец приняла наследство в установленном порядке, суд считает возможным признать за истцом право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Шигаповой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ <данные изъяты> к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «Зай-Каратайское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признать за Шигаповой В.А. право собственности по праву наследования по закону после смерти ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись Иванова С.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-397/2023, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.