Решение по делу № 2-149/2017 от 17.04.2017

дело № 2-149/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Кослан                                 12 мая 2017 года

Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шаверневой Е.И., с участием помощника прокурора Колесникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Удорского района в интересах Поповой Н.К. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Поповой Н.К. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>») о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год, т.е. на сумму 4492 руб. 08 коп.

В обоснование иска прокурор указал, что Попова Н.К. является педагогическим работником, прекратившим педагогическую деятельность после назначения ей пенсии, проживает в поселке городского типа, в жилом помещении с центральным отоплением, получает установленные законодательством Республики Коми меры социальной поддержки. В том числе, истице производится компенсация расходов на оплату отопления, которая до ДД.ММ.ГГГГ соответствовала размеру фактических затрат на данный вид коммунальной услуги. Распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан, проживающих в <адрес>, является ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>». В феврале 2016 года ресурсоснабжающая организация предъявила Попова Н.К. счет на оплату отопления за 2015 год в размере корректировки платы за эту услугу на сумму 4492 руб. 08 коп., расходы на которую органом социальной защиты населения не компенсированы, право истицы на данную компенсацию ответчиком оспаривается. Приводя анализ норм федерального и республиканского законодательства о социальной поддержке педагогических работников в их взаимосвязи и с учетом изменения, а также во взаимосвязи с правилами оплаты коммунальных услуг, прокурор полагал, что истица имеет право на компенсацию указанных выше расходов.

Истица Попова Н.К., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание представителей не направил, представил суду письменные возражения о несогласии с иском, и рассмотрении дела без участия его представителей.

Третьи лица – Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, АО «Коми тепловая компания», извещенные о времени и месте проведения судебного заседания по делу надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

Ресурсоснабжающая организация представила в суд письменное заявление о рассмотрении дела без участия своих представителей, отношения к иску не выразила.

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми направило в суд письменные отзывы о несогласии с иском по доводам, аналогичным изложенным ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района».

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы представленного ответчиком личного дела истца, суд пришел к следующему.

Полномочия прокурора на предъявление в суд иска в защиту социальных прав гражданина определены правилами статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения»).

Пункт 3 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» в редакциях Законов Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ, от 07.10.2013 № 95-РЗ предусматривал право педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), на оплату в размере 100 процентов отопления (теплоснабжение, в домах с печным отоплением - твердое топливо), освещения. В силу той же нормы установленные меры социальной поддержки распространялись на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.

Вступившим в силу с 01.01.2016 Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» была изменена.

В соответствии с внесенными изменениями пункт 4 части 2 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 22.12.2015) устанавливал педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за коммунальные услуги: тепловую энергию, твердое топливо при наличии печного отопления и (или) других отопительных установок на твердом топливе, освещение, в том числе оплату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Принятым позднее Законом Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ вновь внесены изменения в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения».

В силу части 2 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 01.03.2016) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.

При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 01.03.2016), компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона, составляет:

- южная природно-климатическая зона - в размере 2 040 рублей;

- северная природно-климатическая зона - в размере 2 760 рублей.

Согласно статье 3 Закона Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ, настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, за исключением пункта 18 статьи 1 настоящего Закона, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ принят Государственным Советом Республики Коми 18.02.2016, официально опубликован 02.03.2016, вступил в силу с 13.03.2016.

Согласно статье 20.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в ред. Законов РК от 23.12.2009 № 128-РЗ, от 22.12.2015 № 118-РЗ) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно формам, правилам и порядку, установленным Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее- Постановление) утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Настоящие Правила и формы разработаны в целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения», а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 1 Постановления).

Решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение (пункт 2 Постановления).Так, в соответствии с пунктом 15 Правил (в редакции 05.05.2009) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).

Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.

Согласно пункту 17 Правил (в редакции 05.05.2009) расчет суммы компенсации выполняется центрами:

1) исходя из начисленных организациями (предоставляющими жилищно – коммунальные услуги, далее – организации) сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении;

2) на основе сведений организаций о начисленных суммах для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных).

Организациями в центры представляются также другие необходимые для предоставления компенсации сведения, в том числе о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца.

Необходимые для предоставления компенсации сведения представляются на основании заключенных между центрами и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В случае отсутствия сведений организаций о начисленной сумме платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (наличия и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) сумма компенсации определяется на основании представляемых гражданами в центры платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.

Пункт 16 Правил (в редакции 05.05.2009) устанавливал, что компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно:

1) до двадцатого числа - в случае поступления в центр сведений от организаций до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2) до конца месяца - в случае поступления в центр сведений от организаций после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанная выше редакция пунктов 15, 16, 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действовала до 16.04.2016, т.е. до вступления в силу изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Коми от 07.04.2016 № 169.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственники и наниматели жилых помещений обязаны оплачивать коммунальные услуги.

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальной услуги гражданам, которые действуют до 01.07.2016.

Согласно подпункту «б» пункта 21 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, которым определена формула расчета корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома с учетом:

- размера платы за тепловую энергию, определенного исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общей площади помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м);

- общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общего размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.),

т.е. фактически с учетом объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящегося на отдельное жилое помещение, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Такой расчет позволяет осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения подлежащей оплате потребителем стоимости коммунальной услуги по отоплению в зависимости от полученных результатов.

Как видно из материалов дела, Попова Н.К. проживает в <адрес> Республики Коми, является педагогическим работником, прекратившим педагогическую деятельность после назначения ей пенсии.

С 2012 года по настоящее время истица получает предусмотренные законодательством Республики Коми для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Многоквартирный дом по месту жительства Попова Н.К. оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальный прибор учета тепловой энергии в жилище истца не установлен.

Задолженности по оплате коммунальных услуг истица не имела, ее право на получение данных мер социальной поддержки никем не оспаривалось.

Теплоснабжение жилого помещения Попова Н.К. осуществляет Удорский филиал АО «Коми тепловой компании» (далее - АО «КТК»).

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» и Удорским филиалом ОАО «КТК» заключен договор «Об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

По условиям данного Договора ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» до 5-го числа каждого месяца направляет в адрес ресурсоснабжающей организации списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронном виде (пункт 3.1 Договора). В свою очередь ресурсоснабжающая организация также в электронном виде ежемесячно до 10-го числа каждого месяца направляет в адрес центра социальной защиты информацию о начисленных суммах за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом); тарифах за физическую единицу и количестве физических единиц по нормативу потребления; сумме задолженности по услугам с лицевого счета (пункт 3.2 Договора).

В феврале 2016 года Попова Н.К. предъявлен счет на оплату коммунальных услуг за январь 2016 года, включая плату за отопление, а также содержащий требование об оплате отопления за 2015 год в размере корректировки платы за данную услугу на сумму 4492 руб. 08 коп.

В судебном заседании установлено, что эту же информацию о начисленной Попова Н.К. за январь 2016 года плате за отопление на общую сумму 8789 руб. 93 коп. (4192,53 руб. + 4492,08 руб.) ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» получило в электронном виде в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, к этому времени Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ, которым установлены фиксированные размеры компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в твердой денежной сумме льготным категориям граждан еще не был принят.

Следовательно, стороны должны были руководствоваться в своих действиях и решениях нормами действовавшего на тот период законодательства, а именно указанными выше положениями пункта 4 части 2 и части 3 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения» (в редакции от 22.12.2015), пунктов 15,16, 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в редакции от 05.05.2009).

Согласно данным требованиям закона в их взаимосвязи по состоянию на 10.02.2016 истица имела право на меру социальной поддержки в виде оплаты в размере 100 процентов за коммунальную услугу по поставке тепловой энергии, исходя из начисленной ресурсоснабжающей организацией суммы для оплаты за январь 2016 года с учетом перерасчетов. Ответчик ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» со своей стороны был обязан перечислить истице компенсацию в указанном размере до 20.02.2016, однако данную обязанность не выполнил, выплатил ей только введенную законом позднее единую денежную компенсацию в твердой сумме 2040 руб., чем нарушил права и законные интересы Попова Н.К.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2).

При указанных выше обстоятельствах Закон Республики Коми от 01.03.2016 № 11-РЗ применению при разрешении данного спора не подлежит, истица Попова Н.К. имеет право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму 4492 руб. 08 коп.

Поскольку иных требований стороной истца не заявлено, суд в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора в интересах Поповой Н.К. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 году удовлетворить.

Признать за Попова Е.К. право на компенсацию расходов на оплату отопления в размере корректировки платы за данный вид коммунальной услуги за 2015 год на сумму 4492 (четыре тысячи четыреста девяносто два) рубля 08 копеек.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.

Председательствующий                     А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 16 мая 2017 года.

2-149/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Н.К.
Прокурор Удорского района
Ответчики
ГБУ РК "ЦСЗН УР"
Другие
Минтруда, занятости и соцзащиты РК
АО "Коми тепловая компания"
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
17.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2017Передача материалов судье
18.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2017Судебное заседание
16.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее