Решение по делу № 33-2136/2023 от 31.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0003-01-2022-002209-58

№2-2721/2022

№33-2136/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Каралаш З.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

судей – Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,

при секретарях – Гусевой К.А., Александровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В апреле 2022 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 24.03.2022 года об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 29.06.1981 года по 01.01.1984 года,    с 01.01.1984 года 01.02.1986г., с 01.02.1986 года по 06.02.1986 года, с 08.02.1986 года по 25.08.1989 года,    с 30.08.1989 года по 15.03.1993г., с 01.04.1993    года по 01.02.1994 года, с 02.02.1994 года по 07.04.1995г., с 17.04.1995    года по 10.08.2004 года, с 16.08.2004 года по 21.09.2018г., с 01.09.1982 года по 07.07.1990 года - обучение в Ташкентском государственном институте культуры и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с даты обращения, с 28.12.2021г.

Заявленные требования мотивированы тем, что 28.12.2021 года истец обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив ряд документов.

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике от 24.03.2022 года истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия страхового стажа и ИПК.

При этом, пенсионным органом не были учтены вышеуказанные спорные периоды работы истца по трудовой книжке.

С указанными действиями пенсионного органа истец не согласна, поскольку не включение вышеуказанных периодов работы повлекло к принятию ответчиком решения об отказе в назначении пенсии.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано незаконным решение Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отказе в установлении страховой пенсии ФИО1 от 24.03.2022 года ; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 28.06.1981 года по 06.02.1986 года-педагог в СПО Облбытпрокат в Республике Узбекистан, с 08.02.1986 года по 25.08.1989 года-руководитель детского кружка при профком 8 марта в Республике Узбекистан, с 30.08.1989 года по 31.12.1990 года-педагог по музыке в кооперативе «Сувенир» в Республике Узбекистан, с 01.01.1991 года по 15.03.1993 года-педагог по музыке в кооперативе «Сувенир» в Республике Узбекистан, с 01.04.1993 года по 01.02.1994 года-косметолог отд.23 ГПО «Быт химчистка» в Республике Узбекистан, с 01.02.1994 года по 07.04.1995 года- косметолог в парикмахерской «Шодлик» в Республике Узбекистан, с 17.04.1995 года по 31.12.2001 года-менеджер по продажам в ООО «МегаТоргГрупп», с 01.01.2002 года по 10.08.2004 года-менеджер по продажам в ООО «МегаТоргГрупп» в г. Москва, с 16.08.2004 года по 21.09.2018 года-менеджер в ООО «Сапфир» и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с даты обращения, с 22.12.2021 года; в удовлетворении остальных требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда, Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

Так, автор жалобы указывает, что периоды работы в государстве - участнике Соглашения 1992г., по 31.12.1990 засчитываются в общий трудовой (страховой) или специальный стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации; с 01.01.1991 до 01.01.2002 засчитываются в общий трудовой (страховой) или специальный стаж работы при условии представления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства - участника Соглашения; с 01.01.2002 засчитываются в общий трудовой (страховой) или специальный стаж при условии представления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства - участника Соглашения, а также справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Также указано, что поскольку трудовая книжка истца не принята к учету, пенсионным органом были направлены запросы об оказании содействия на истребование справок о стаже и заработной плате в УПФР № 4 Балашихинского района Московской области за период работы с 17.04.1995 но 10.08.2004, с 16.08.2004 по 21.09.2018, и во Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве Финансов Республики Узбекистан Самаркандской области за период работы с 29.06.1981 по 06.02.1986, с 08.02.1986 по 25.08.1989, с 30.08.1989 по 15.03.1993, с 01.04.1993 по 01.02.1994, с 01.02.1994 по 07.04.1995. Однако ответы по настоящее время ответы не поступили.

Отмечено, что страховой стаж работы у ФИО1 составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней и величина индивидуального пенсионного коэффициента-0.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 ссылается на необоснованность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.

В неудовлетворенной части исковых требований решение суда истцом не обжалуется, апелляционная жалоба ответчика доводов в данной части не содержит.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 06 февраля 2023 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.

Истец в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. О дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Каких-либо ходатайств в адрес судебной коллегии не поступало.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, обозрев оригинал отказного выплатного дела ФИО1, приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно данных паспорта гражданина Российской Федерации от 20.01.2014г., ФИО1 является гражданкой Российской Федерации (л.д.75-76).

22.12.2021 года ФИО1 обратилась в Клиентскую службу в Симферопольском районе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.70-73).

Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 24.03.2022 года ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого стажа и величины ИПК (л.д.68-69).

Согласно указанного выше решения пенсионного органа, пенсионным органом направлены запросы об оказании содействия на истребование справок о стаже и заработной плате в УПФР № 4 Балашихинского района Московской области за период работы с 17.04.1995г. по 10.08.2004 г., с 16.08.2004 г. по 21.09.2018 г. и во Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве Финансов Республики Узбекистан Самаркандской области за период работы с 29.06.1981 г. по 06.02.1986 г., с 08.02.1986 г. по 25.08.1989 г., с 30.08.1989 г. по 15.03.1993г., с 01.04.1993 г. по 01.02.1994 г., с 01.02.1994 г. по 07.04.1995г.; ответы не поступили, ввиду чего страховой стаж ФИО1 составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней.

В решении пенсионного органа также указано, что с 1974 г. бланки трудовых книжек изготавливала единственная в России организация – Объединение государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков – Объединение «ГОСЗНАК» Минфина Россиии.

Также указано, что периоды работы по найму после 01.1.2002г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Согласно имеющейся в материалах дела служебной записки начальника отдела установления пенсий №6 (л.д.131) периоды работы по трудовой книжке серия ГТ-I учесть не представляется возможным, так как на титульном листе трудовой книжки дата рождения заполнена не полностью (1963) что не соответствует паспортным данным 06.10.1963. Кроме того имеются исправления на титульном листе трудовой книжке, а именно исправления в ФИО не заверенное надлежащим образом.

При исчислении страхового стажа не учтены следующие периоды работы: с 29.06.1981 года по 06.02.1986 года - педагог в СПО Облбытпрокат в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждающая справка; с 08.02.1986 года по 25.08.1989 года - руководитель детского кружка при профком 8 марта в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждающая справка; с 30.08.1989 года по 31.12.1990 года - педагог по музыке в кооперативе «Сувенир» в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждающая справка; с 01.01.1991 года по 15.03.1993 года-педагог по музыке в кооперативе «Сувенир» в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Республики Узбекистан; с 01.04.1993 года по 01.02.1994 года - косметолог отд.23 ГПО «Быт химчистка» в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Республики Узбекистан; с 01.02.1994 года по 07.04.1995 года - косметолог в парикмахерской «Шодлик» в Республике Узбекистан, так как отсутствует подтверждение компетентного органа Республики Узбекистан; с 17.04.1995 года по 31.12.2001 года - менеджер по продажам в ООО «МегаТоргГрупп», так как отсутствует подтверждающая справка; с 01.01.2002 года по 10.08.2004 года - менеджер по продажам в ООО «МегаТоргГрупп» в г. Москва, так как данный период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; с 16.08.2004 года по 21.09.2018 года - менеджер в ООО «Сапфир», так как данный период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО1 о возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж истца ряд периодов (за исключением периода обучения в Ташкентстком государственном университет культуры), суд первой инстанции, сославшись на положения пенсионного законодательства, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., пришел к выводу, что спорные периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке истца, ответы из компетентных органов Узбекистана не поступили в пенсионный орган по независящим от истца причинам, потому заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами в полном объеме ввиду нижеследующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года N 203-16).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону); страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, спорные периоды работы истца с 29.06.1981г. по 01.01.1984 года,    с 01.01.1984 года 06.02.1986г., с 08.02.1986 года по 25.08.1989 года,    с 30.08.1989 года по 15.03.1993г., с 01.04.1993    года по 01.02.1994 года, с 01.02.1994 года по 07.04.1995г. протекали в Республике Узбекистан, подтверждены записями в трудовой книжке и с учетом Соглашения от 13 марта 1992 года подлежали включению в страховой стаж истца, ввиду чего в данной части исковые требования обоснованно удовлетворены судом.

Период работы с 17.04.1995г. по 01.01.2002г. протекал на территории Российской Федерации, также подтвержден записью в трудовой книжке истца, потому с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, также подлежит включению в страховой стаж работы истца.

Установив незаконность действий пенсионного органа в данной части, суд обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж работы истца данные периоды и, соответственно признал незаконным решение пенсионного органа в такой части.

Доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным периодам работы истца.

В то же время, разрешая спор в части спорных периодов работы истца с 01.01.2022г. по 10.08.2004г., с 16.08.2004г. по 21.09.2018г. суд необоснованно возложил на пенсионный орган обязанность включить их в страховой стаж истца.

Указанные выше периоды относятся к периоду (с 1 января 2002 г.), когда в целях подтверждения страхового стажа должна быть представлены компетентным органом сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Материалами дела подтверждено, что истец получила паспорт гражданина Российской Федерации 20.01.2014г. (л.д.75-76), ранее гражданкой Российской Федерации не являлась, доказательств обратного в материалы дела не предоставлено.

В материалах отказного выплатного дела ФИО1 имеется поданное лично ею заявление, в котором, в частности указано на наличие гражданства Узбекистана и осуществление трудовой деятельности с 17.04.1995г. по 10.08.2004г. на основании вида на жительство иностранного гражданина.

Надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих об уплате страховых взносов по спорным периодам работы истца материалы дела не содержат, ни суду первой, ни апелляционной инстанции не предоставлено; по запросу пенсионного органа таких сведений также не получено.

В имеющихся в материалах дела выписок из ИЛС застрахованного лица, которые также имеются в материалах отказного выплатного дела ФИО1, за период с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. и с 01.01.2015г. по 06.02.2019г. сведения о начислении и уплате страховых взносов за спорные периоды работы истца отсутствуют.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства и нормы материального права, подлежащие применению к спорным периодам, ввиду отсутствия доказательств уплаты страховых взносов, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части не имелось.

Судом при разрешении спора данные обстоятельства не учтены, нормы материального права, подлежащие применению к спорным периодам, хотя частично и приведены в мотивировочной части решения, однако при разрешении спора в данной части не применены, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием к отменен решения суда в данной части и принятию нового об отказе в удовлетворении данной части исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживают внимания.

Согласно предоставленного судебной коллегии предварительного расчета стажа и ИПК истца с учетом спорных периодов работы до 01.01.2002г. страховой стаж истца составит 20 лет 2 месяца 3 дня, ИПК – 21,890, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости, ввиду чего решение суда в части возложении обязанности на пенсионный орган назначить истцу страховую пенсию по старости постановлено законно и в данной части отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2022 года в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 01.01.2002г. по 10.08.2004г., с 16.08.2004г. по 21.09.2018г. отменить, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2023.

Председательствующий – Т.С. Готовкина

Судьи – А.Г. Курская

Н.И. Любобратцева

33-2136/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Арустамова Анжела Геннадьевна
Ответчики
ГУ ОПФ по РК
Другие
Зелинский Ян Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Готовкина Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
31.01.2023Передача дела судье
22.03.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее