Решение по делу № 2-347/2022 от 01.07.2022

43RS0042-01-2022-000600-41

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022 года пгт Юрья Кировской области

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Братухиной Е.А.,

с участием помощника прокурора Юрьянского района Глухих А.В.,

при секретаре Козловских О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-347/2022 по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой О.Н. к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Трудовой О.Н. к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», министерству финансов Кировской области о компенсации затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.

В обоснование иска указал, что Трудова О.В. с 1993 года по настоящее время она работает в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» в должности участковой медицинской сестры, проживает в <адрес>. До 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, с 01.01.2005 обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на те органы, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения. За период с октября 2020 года по май 2022 года ею оплачено за отопление жилого помещения и электроэнергию 85858 рублей 65 коп.

С учётом уточнённых исковых требований в связи с получением Трудовой О.В. частичной компенсации в размере 13127 рублей просит обязать КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» обеспечить выплату расходов на оплату коммунальных услуг за период с октября 2020 года по май 2022 года в размере 72731 рубль 65 коп., взыскать с министерства финансов Кировской области за счёт средств казны Кировской области расходы на оплату освещения и отопления за период с октября 2020 года по май 2022 года в размере 72731 рубль 65 коп.

В судебном заседании помощник прокурора уточнённые исковые требования поддержала.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Представитель ответчика министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих доводов указал, что в соответствии с Положением о министерстве финансов Кировской области, министерство финансов является исполнительным органом межотраслевой компетенции, юридическим лицом, в случаях предусмотренных ст. 125 ГК РФ может выступать от лица казны субъекта РФ – Кировская область. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 19 Постановления № 23, судам необходимо учитывать статьи 84, 85 Бюджетного кодекса РФ и статью 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе, по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, в связи с чем просит привлечь к участию в деле публично-правовое образование- субъект РФ «Кировская область, министерство финансов Кировской области исключить из ответчиков по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена ч.ч. 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения – органами местного самоуправления.

Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях из посёлках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации увеличивается и утверждается Правительством области.

Пункт 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 3.12.2004.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 07.02.2008 № 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона, не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену мер социальной поддержки медицинским работникам, которые до 01.01.2005 пользовались данными льготами, продолжают проживать и работать в сельской местности.

В судебном заседании установлено, что Трудова О.Н. с 12.04.1993 по 31.08.1997 работала в должности акушерки на Великовском ФАП, с 01.09.1997 работает в должности медицинской сестры участковой в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» (л.д. 10-11).

Как следует из Устава КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (л.д. 22).

Из материалов дела следует, что Трудова О.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9, 40).

За период с 01.10.2020 по 31.05.2022 истцом оплачены коммунальные услуги за отопление жилого помещения и освещение в размере 85858 рублей 65 коп. (л.д. 15-18, 51-107).

Истцом получена частичная компенсация расходов за указанный период в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО в размере 13127 рублей (л.д. 42).

Разница между уплаченными коммунальными услугами и полученной компенсацией составила 72731 рубль 65 коп.

Как следует из справки КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», Трудова О.Н. по состоянию на 01.01.2005 пользовалась льготами по коммунальным услугам в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности (л.д. 43)

Выпиской из лицевого счета МУП ЖКХ «Уют» по квартире № 61 дома № 6 по ул. Советская ЗАТО Первомайский за 2004 год подтверждается факт предоставления истице льгот по коммунальным услугам по отоплению жилого помещения до 01.01.2005 (л.д. 39).

Решениями Юрьянского районного суда Кировской области от от 21.04.2017, от 13.01.2021 по иску прокурора Юрьянского района в интересах Трудовой О.Н. к министерству финансов Кировской области, КОГБУХ «Юрьянская районная больница» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, апелляционными определениями Кировского областного суда от 22.06.2017, 30.03.2021 установлено, что до 01.01.2005 Трудова О.Н. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности (л.д. 29-31, 32-34, 35-36, 37-38).

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается факт получения Трудовой О.В. до 01.01.2005 мер социальной поддержки согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в связи с чем доводы представителя ответчика министерства финансов Кировской области об отсутствии доказательств, свидетельствующих о получении льгот, суд находит несостоятельными.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17.06.2004 № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст.155, 156, 283 Бюджетного кодекса РФ, бюджет субъекта РФ и местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 133 Бюджетного кодекса РФ).

Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения субъекта РФ, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из бюджетов субъекта РФ, а при недостаточности собственных источников финансирования – за счет федерального бюджета в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Трудова О.В., находится в ведении Кировской области, расходы по оплате за отопление, освещение жилого помещения подлежат взысканию с министерства финансов Кировской области, которое является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, за счет казны субъекта РФ – Кировская область.

При этом доводы ответчика министерства финансов Кировской области о привлечении к участию в деле в качестве ответчика публично-правового образования – субъекта РФ Кировская область и исключении из числа ответчиков министерства финансов Кировской области судом не принимаются во внимание, поскольку именно за счёт средств казны субъекта РФ – Кировская область должно производиться взыскание излишне уплаченных денежных средств за ЖКУ, в связи с чем надлежащим ответчиком является Министерство финансов Кировской области.

С учётом изложенного выше требования истца, заявленные к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», не основаны на нормах законодательства, поэтому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой О.Н. удовлетворить.

Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировская область в пользу Трудовой О.Г. в возмещение расходов на отопление жилого помещения и освещение за период с 01.10.2020 по 31.05.2022 – 72731 руб. 65 коп.

В иске прокурору Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой О.Н. к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение изготовлено 29.07.2022.

Судья Е.А. Братухина

2-347/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трудова Ольга Николаевна
прокурор Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой Ольги Николаевны
Ответчики
КОГБУЗ "Юрьянская районная больница"
Министерство финансов Кировской области
Суд
Юрьянский районный суд Кировской области
Судья
Братухина Е.А.
Дело на сайте суда
yuryansky.kir.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Дело оформлено
26.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее