Решение от 03.08.2021 по делу № 2-2035/2021 от 21.04.2021

    Дело № 2-2035/2021 УИД 52RS0012-01-2021-001639-19

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г.о.г. Бор Нижегородской области                                      03 августа 2021 года

    Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шабровой А.А., с участием адвоката Адвокатской конторы Борского района Мозохиной А.В.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюковой А.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой Н.П. к Администрации городского округа <адрес> об обязании обеспечить благоустроенным жилым помещение по договору найма специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Рябова Н.П. обратилась с иском к администрации городского округа <адрес>, в котором просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное применительно к условиям городского округа <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда про договору найма.

Свои исковые требования мотивирует тем, что Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ <адрес>. Согласно информации, полученной из администрации городского округа <адрес>, дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со списком детей-сирот и приравненных к ним лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированным администрацией городского округа <адрес>. В нарушение требований действующего законодательства, жилое помещение ей не предоставлено, что нарушает ее жилищные права и законные интересы.

Истец Рябова Н.П., адвокат Адвокатской конторы <адрес> Мозохина А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> Синева М.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, или ими не представлены сведения о причинах неявки и суд признает причины их неявки неуважительными.

При указанных обстоятельствах, а также, учитывая, что информация о слушании дела размещена на официальном сайте Борского городского суда <адрес>, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, адвоката, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38).

Забота о детях, по смыслу ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3).

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (ч.6).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем:

а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований <адрес>;

б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований <адрес>, в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве или соглашений о предоставлении государственным бюджетным учреждениям <адрес>, функции и полномочия учредителя которых осуществляет министерство социальной политики <адрес>, в соответствии с бюджетным законодательством субсидий на осуществление ими капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную собственность <адрес>;

в) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда;

В соответствии с п. 1.4 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) <адрес>, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Согласно п. 1.5 Положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем.

Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением <адрес> от 28.05.2010г. , предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего Положения.

При этом общая площадь жилого помещения не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

<адрес> от 30.09.2008г. -З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа <адрес> (п.6 ч. 1).

Частью 1 ст. <адрес> от 07.09.2007г. -З «О жилищной политике в <адрес>» установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда <адрес>, за исключением жилых помещений, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти <адрес> путем: 1) предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма; 2) бесплатной передачи в собственность гражданам занимаемых ими жилых помещений в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> о приватизации жилых помещений; 3) передачи жилых помещений по договору мены; 4) передачи в собственность муниципальных образований <адрес> жилых помещений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>; 5) передачи юридическим лицам жилых помещений жилищного фонда <адрес> коммерческого использования в порядке, предусмотренном главой 3.4 настоящего Закона; 6) предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> для социальной защиты отдельных категорий граждан; 7) предоставления гражданам служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда <адрес>, находящихся в казне <адрес>, в порядке, установленном <адрес>; 8) предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда <адрес> социального использования в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и главой 6.2 настоящего Закона.

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента достижения истцом совершеннолетия при включении его в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Содержащееся в приведенных нормах указание на формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обеспечение жилыми помещениями с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Указанный вывод согласуется и с позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

В судебном заседании установлено, что Рябова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Рябова Н.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа <адрес>.

В соответствии с выпиской из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования – городской округ <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ дата наступления основания на обеспечение жильем ребенка ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приложению к Приказу Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. количество жилых помещений, приобретаемых для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городском округе <адрес> в 2021 году составляет 39 жилых помещений.

В настоящее время Рябова Н.П. достигла18 лет, является учащейся ГБОУ СПО «Борский губернский колледж», дата окончания ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, в соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1, 3 ст. 15.6.<адрес> от 07.09.2007г. -З «О жилищной политике в <адрес>», п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного постановлением <адрес> от 28.05.2010г. , у истца, как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющий право на получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети-сироты» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

Следовательно, у истца, как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющему право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

На момент рассмотрения дела жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма истцу Рябовой Н.П. не предоставлено, что не отрицается сторонами, доказательств обратного материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Рябовой Н.П. к Администрации городского округа <адрес> об обязании Администрации городского округа <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения на территории и в пределах Борского муниципального района <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Одновременно с этим, суд указывает, что предоставление вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь и не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по предоставлению жилья и времени принятия их на учет, при этом суд не должен определять срок предоставления жилой площади, т.к. внеочередное предоставление не предполагает каких либо сроков, решение должно быть исполнено в установленный действующим законодательством срок.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено, свидетельствует о том, что указанной категории граждан жилье должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 30 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                    ░.░. ░░░░░░░

2-2035/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рябова Наталья Петровна
Ответчики
Администрация г.о.г.Бор Нижегородской области
Другие
Министерство социальной политики Нидегородской области
Суд
Борский городской суд Нижегородской области
Судья
Шаброва Анна Александровна
Дело на сайте суда
borsky.nnov.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Подготовка дела (собеседование)
21.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.07.2021Предварительное судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее