Решение по делу № 33-1179/2020 от 10.03.2020

    Судья суда 1 инстанции Кукурекин К.В.        Дело в 1-й инст.№2-2603/2019

        Судья-докладчик в суде апелляционной         Дело апел. инст. №33-1179/2020 инстанции Анашкина И.А.

категория 2.209

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 июня 2020 года                      город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи         Григоровой Ж.В.,

судей Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,

при секретаре               Осколович Ю.А.,

с участием     прокурора Ведмидь А.И., представитель ответчика ГБДОУ «Детский сад № 127» Майоровой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурор Ленинского района города Севастополя к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад №127» о понуждении совершить определенные действия,

с апелляционной жалобой ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 декабря 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд с иском к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад № 127» (далее - ГБДОУ «Детский сад № 127), в котором просил обязать Департамент образования и науки города Севастополя выделить необходимые денежные средства ГБДОУ «Детский сад № 127» для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, а ГБДОУ «Детский сад № 127» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств обеспечить выполнение необходимых работ по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности:

- по зданию, расположенному по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 203: установить системы видеонаблюдения; установить системы охранной сигнализации; оборудовать объект сертифицированной системой автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; оборудовать объект сертифицированной системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; оборудовать объект аварийным освещением; организовать проведения не реже одного раза в пять лет эксплуатационных испытаний ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний; провести огнезащитную обработку деревянных элементов кровли; привести в соответствие с предъявляемыми требованиям ширину эвакуационных выходов (не менее 1,2 м): из раздевалки группы № 13 в общий коридор, из спальни группы № 13 наружу, из раздевалки группы № 14 в общий коридор, из спальни группы № 14 в кабинет логопеда, психолога, из раздевалки группы № 15 в лестничную клетку, из спальни группы № 15 наружу, из раздевалки группы № 16 в лестничную клетку, из спальни группы № 16 на лестницу 3-го типа, из раздевалки группы № 17 в общий коридор, из спальни группы № 17 на лестницу 3-го типа, из раздевалки группы № 18 в общий коридор, из спальни группы № 18 на лестницу 3-го типа, из музыкального зала в общий коридор, из музыкального зала в спортзал, из спортзала в общий коридор, из кабинета логопеда, психолога наружу, из коридора 1-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа, из коридора 2-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа; - приведение в соответствие с предъявляемыми требованиям ширины лестничного марша лестницы, расположенной в левой части здания от центрального входа, (не менее 1,35 м); привести в соответствие с предъявляемыми требованиям ширину лестничного марша в лестничной клетке, ведущей в пищеблок и на 2-й этаж, (не менее 1,35 м); оборудовать объект дверями, которые открываются по направлению выхода из помещения: из спален групп № 13, № 15 наружу из групп, из спальни группы № 14 в кабинет логопеда, психолога, из кабинета логопеда, психолога наружу; подтвердить соответствие материалов показателям пожарной опасности не выше, чем В2, Д2, Т2, РП1, материалов, использованных для покрытия пола следующих помещений: коридора 1-го этажа, коридора 2-го этажа, в группах № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, в музыкальном зале; оборудование дверей следующих помещений приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах: двери эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа; двери эвакуационного выхода из раздевалки группы № 15 в лестничную клетку; двери эвакуационного выхода из раздевалки группы № 16 в лестничную клетку; двери эвакуационного выхода со 2-го этажа в лестничную клетку, ведущую к центральному входу; двери эвакуационного выхода с 1-го этажа в лестничную клетку, ведущую к центральному входу; оборудовать дверью, препятствующей распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, из коридора 2-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа; оборудовать лестничную клетку, ведущую в пищеблок и на 2-й этаж, на 1-м этаже дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; оборудовать лестничную клетку, ведущую в пищеблок и на 2-й этаж, на 2-м этаже дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах;

- по зданию, расположенному по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, д. 161 А, освободить подвал от мебели и оборудования.

Просит обязать ГБДОУ «Детский сад № 127» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки города Севастополя на цели, по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, дополнить лицензию на осуществление образовательной деятельности по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 203.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя в ГБДОУ «Детский сад № 127» 30 ноября 2018 года проведена проверка, по результатам которой в адрес заведующего учреждением внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму. Однако не все указанные в представлении нарушения были устранены в связи с отсутствием необходимого финансирования.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 5 декабря 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.

В части требований об оборудовании следующих дверей приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах: эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа; эвакуационного выхода из раздевалки группы № 15 в лестничную клетку; эвакуационного выхода из раздевалки группы № 16 в лестничную клетку; эвакуационного выхода со 2-го этажа в лестничную клетку, ведущую к центральному входу; эвакуационного выхода с 1-го этажа в лестничную клетку, ведущую к центральному входу; лестничной клетки, ведущей в пищеблок и на 2-й этаж, на 1-м этаже; лестничной клетки, ведущей в пищеблок и на 2-й этаж на 2-м этаже; а также в части оборудования дверью, препятствующей распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, из коридора 2-го этажа в лестничную клетку, расположенную в левой части здания от центрального входа, отказано в связи с устранением нарушений в указанной части.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований отменить, принять новое - об отказе в их удовлетворении. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что в соответствии с приказом Департамента образования и науки города Севастополя от 5 октября 2019 № 1067-П «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Севастополя от 11 ноября 2019 № 494-П «Об утверждении прогноза плана мероприятий капитального характера на 2020-2021 года, планируемых к реализации в рамках государственной программы города Севастополя «Развитие образования в города Севастополе» и реализации Соглашения между Правительством Севастополя и Правительством Москвы» образовательному учреждению на монтаж охранного телевидения в 2021 году –будет выделено 1712,1 тысячи рублей, в 2020 году на монтаж охранной сигнализации будет выделено 352 тысячи рублей. Кроме того, подтверждение соответствия материалов с показаниями пожарной опасности не выше, чем В2, Д2, Т2, РП1 материалов, использованных для покрытия пола следующих помещений: коридора 1-го этажа, коридора 2-го этажа, в группах № 13, № 14, № 15, № 16, № 17, № 18, в музыкальном зале также будет осуществляться в рамках финансирования по приказу от 5 октября 2019 № 1067-П. Согласно приказу Департамента образования и науки города Севастополя от 4 октября 2019 № 1066-П «О распределении средств межбюджетного трансфера из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя, предоставляемого Правительством Москвы в 2018 году в целях выполнения работ по проведению капитального ремонта и оснащению учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент образования и науки города Севастополя» образовательному учреждению на монтаж пожарной сигнализации выделено 1105,1 тысячи рублей, на разработку ПСД на монтаж системы аварийного освещения выделено 120,3 тысячи рублей. Кроме того, в целях соблюдения требований противопожарной безопасности будут проводиться мероприятия с учетом расчета пожарных рисков, за счет экономии бюджетных средств. Освобождение подвала от мебели и оборудования будет осуществлено собственными силами образовательного учреждения.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента образования и науки города Севастополя не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.

Представитель ответчика ГБДОУ «Детский сад № 127» в судебном заседании оставила вопрос удовлетворения апелляционной жалобы на усмотрение судебной коллегии, пояснила, что наличие выявленных нарушений не оспаривает, часть нарушений устранены, оставшиеся будут устранены по мере поступления финансирования.

Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.

    Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По мнению судебной коллегии, постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона полностью соответствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Севастополя в ГБДОУ «Детский сад № 127» 30 ноября 2018 года проведена проверка, в ходе которой в зданиях образовательного учреждения, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, д. 161 А, и пр. Генерала Острякова, д. 203, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленные «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме», Федеральным законом от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 113130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов здания, СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты, Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.131330.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Руководителю образовательного учреждения прокурором района внесено Представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Установлен тридцатидневный срок для сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.

Согласно акту проверки Главного управления МЧС России по г. Севастополю от 31 июля 2019 года № 174 выявленные нарушения не устранены.

ГБДОУ «Детский сад № 127» в прокуратуру Ленинского района г. Севастополя 24 сентября 2019 года направлена пояснительная записка об устранении части выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

При этом ответчики не оспаривают наличие выявленных нарушений, обязанность по их устранению и финансированию мероприятий по устранению, а также неустранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.

При рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода Правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», Свода Правил 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» Свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» и пришел к выводу, что выявленные нарушения не устранены в полном объеме и создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников образовательной организации и других участников образовательного процесса.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и решением в целом.

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 2, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу положений статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки города Севастополя (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01 сентября 2016 года).

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

При этом ответчик Департамент образования и науки города Севастополя не оспаривает обязанность по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также неустранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, а равно и на сегодняшний день.

Исходя из установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства в пределах заявленных требований.

То, что финансирование мероприятий по устранению нарушений требований норм противопожарной и антитеррористической безопасности заложено на 2021 год, не может повлечь отмену или изменение постановленного судебного решения, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства. При этом ответчики не лишены возможности обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения судебного решения в порядке, предусмотренном статьями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом апелляционная жалоба не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, доводы основаны на субъективном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и оценкой представленных по делу доказательств и отсутствие оснований у суда апелляционной инстанции для переоценки этих доказательств.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись безусловными основаниями к отмене решения.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента образования и науки города Севастополя - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.

Председательствующий:                              Ж.В. Григорова

Судьи:                                          Е.В. Козуб

                                         И.А. Анашкина

33-1179/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района города Севастополя
Ответчики
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя Детский сад №127
Департамент образования и науки города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Анашкина Ирина Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
10.03.2020Передача дела судье
09.04.2020Судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
04.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2020Передано в экспедицию
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее