Решение по делу № 33-18385/2023 от 11.10.2023

61RS0019-01-2023-002309-64

Судья Политко Ф.В. дело 33-18385/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Калашниковой Н.М.,

судей Котельниковой Л.П., Глебкина П.С.,

при секретаре Журбе И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2554/2023 по иску Мастерков В.А. к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, третье лицо Министерство труда и социального развития РО о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, обязать назначить социальную помощь в виде социального пособия, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Мастерков В.А. на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Калашниковой Н.М., судебная коллегия,

установила:

Мастерков В.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является отцом несовершеннолетних детей: ФИО1 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., ФИО3, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., ФИО4, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.

Согласно справке о среднедушевом доходе семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для получения бесплатной юридической помощи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 3 апреля 2023 г. является малоимущим. Среднедушевой доход его семьи составляет 686,75 руб. Величина прожиточного минимума, установленного в Ростовской области на 2022 год, составляет 13 085 рублей.

7 апреля 2023 года истец подал заявление через ЕПГУ в Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, однако получил отказ от 17 апреля2023 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в котором указано, что он не представил заявление о декларировании дохода, должен платить детям алименты на основании ст. 80 СК РФ. Также ему предлагали заключение социального контракта на поиск работы.

Истец считает уведомление об отказе необоснованным, поскольку он имеет право на назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия. Кроме того в настоящее время у него имеется судебный спор о трудоустройстве.

Полагая свои права нарушенными, просил суд признать незаконным решение Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска от 17 апреля 2023 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе Мастеркову В.А. в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Обязать Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска назначить ему государственную социальную помощь в виде социального пособия по заявлениям от 7 апреля 2023 года, заявлению от 17 апреля 2023 года.

Взыскать с Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска за счет казны муниципального образования в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 года в удовлетворении искового заявления Мастеркова В.А. отказано.

Истец Мастерков В.А., не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Апеллянт указывает на то, что решение суда содержит выводы, не соответствующие действительности, основанные на неверно установленных судом нормативно-правовых положениях, принятое решение нарушает его права и права его семьи на государственную и социальную поддержку.

Автор жалобы обращает внимание на то, что ответчиком не было представлено суду доказательств того, что он или члены его семьи имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам. Указывает, что он работал 11 и 12 июля 2023 года в ООО «Ростовская пожарная компания», однако трудовой договор с ним не заключался, и ему потребовалось время на восстановление нарушенных трудовых прав, что подтверждает то обстоятельство, что он пытается работать и подрабатывать, в то время как ответчик нарушает его права неоднократно и регулярно, отказывая в адресной социальной помощи.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в отношении них дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционных жалоб, изученным материалам дела не имеется.

Разрешая заявленные исковые требования на основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу письменных доказательств, объяснений сторон, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд исходил из того, что отсутствие работы у истца к уважительным причинам отсутствия дохода не относится, доказательств невозможности трудоустроиться по уважительным причинам истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что семья заявителя имеет среднедушевой доход, не превышающий прожиточный минимум по не зависящим от них причинам.

Судом отмечено, что в 2023 году бывшая супруга истца ФИО10 обращалась в Управление с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия, указывая в составе семьи 4-х детей. Семье в составе пяти человек указанная помощь была оказана. Мастерков В.А. же в своем заявлением об оказании государственной социальной помощи указывает этих же детей, на которых социальное пособие уже выплачено бывшей супруге ФИО10

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку суд, верно, распределил бремя доказывания между сторонами по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил доказательства по делу и в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки отразил в своем решении. Оснований для иной оценки выводов суда судебная коллегия не находит и соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах права.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми.

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 12 указанного Закона оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Областного закона от 22 октября 2004 года N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

В соответствии со статьей 5 Областного закона Ростовской области "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" адресная социальная помощь в Ростовской области оказывается в следующих видах: 1) социальное пособие; 2) натуральная помощь;3) адресная социальная выплата; 4) социальное пособие на основании социального контракта.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012 №588 органы социальной защиты населения осуществляют организацию работы по оформлению и назначению социального пособия, в том числе, прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия; запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, исчисление среднедушевого дохода семьи и размера социального пособия.

Предоставление социального пособия осуществляет Министерство труда и социального развития Ростовской области (пункт 2 Порядка).

Разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04 августа 2017 года N 36 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Социальная поддержка малоимущих граждан (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям пункта 6.11 подраздела 6 настоящего раздела; превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

При установлении Управлением социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения пособия, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) пособия, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение пособия на период, в течение которого указанное пособие оказывалось гражданину незаконно.

Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если указанные документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на едином портале государственных услуг и официальном сайте Минтруда области.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства Ростовской области следует, что целями социальной помощи, которая может осуществляться, в том числе, в виде натуральной помощи, является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая назначается проживающим на территории Ростовской области нуждающимся в материальной поддержке гражданам и предоставляется на основании решения уполномоченного органа о признании заявителя нуждающимся в материальной поддержке.

При этом, с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.04.2023 и 18.04.2023 года Мастерков В.А. обратился в Управление с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Отказывая в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия комиссия и орган социальной защиты населения руководствовались нормами права отраженными в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в Областном законе от 22.10.2004 N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" и устанавливающими, что наличие только лишь среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума не может являться основополагающей причиной для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия.

Комиссией не установлено объективных жизненных обстоятельств либо иных уважительных причин, препятствующих получению Мастерковым В.А. доходов, превышающих величину прожиточного минимума, так как среднедушевой доход семьи заявителя складывается только из получаемых пособий из бюджетной системы Российской Федерации.

    Из материалов дела следует, что Мастерков В.А. с февраля 2019 года не трудоустроен.

Согласно письму директора Центра занятости населения города Новочеркасска Мастерков В.А. состоял на регистрационном учете в центре занятости населения в качестве безработного с 08.09.2022 г. по 08.02.2023 г.

По состоянию на 18.04.2023г. на регистрационном учете в центре занятости он не состоит.

Решением мирового судьи судебного участка №9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 05.12.2022 года, вступившим в законную силу, брак, зарегистрированный ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА между Мастерковым В.А. и ФИО10 расторгнут.

18.08.2022 года мировым судьей судебного участка №6 Новочеркасского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ о взыскании с Мастеркова В.А. в пользу ФИО10 алиментов на содержание 4-х несовершеннолетних детей.

12.01.2023г. ФИО10 обратилась в Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия, указав в составе семьи 4-х несовершеннолетних детей. Указанная помощь оказана семье в составе 5-ти человек (ФИО10 и 4 детей).

Обращаясь с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия, Мастерков В.А. указывает также 4-х детей, на которых социальное пособие назначено и выплачивается бывшей супруге ФИО10

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления истцу мер социальной помощи ввиду не предоставления им доказательств нахождения в тяжелой жизненной ситуации по независящим от него причинам, а также получения государственной социальной помощи в виде социального пособия его бывшей супругой, является правомерным.

Приведенные апеллянтом доводы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на формальном несогласии апеллянта с оценкой доказательств и обстоятельств, которую дал суд первой инстанции при вынесении решения, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.

Судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мастерков В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 02 ноября 2023 года.

33-18385/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мастерков Валерий Анатольевич
Ответчики
Управление труда и социального развития Администрации г.Новочеркасска
Другие
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Калашникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
26.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Передано в экспедицию
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее