Дело № 2-1236/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 22 октября 2018 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.
с участием истца Мазуниной Е.Ю.
представителя ответчика Поздиной Т.В.
при секретаре Минлиной Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазуниной Елены Юрьевны к УПФ РФ в г.Добрянке Пермского края о включении периода работы в трудовой стаж,
установил:
Мазунина Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Добрянке Пермского края об отмене решения УПФ РФ в г.Добрянка от ДД.ММ.ГГГГ № по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части не включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>, донорские дни <данные изъяты>, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>; включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>, донорские дни <данные изъяты>, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась в УПФ РФ в г.Добрянке Пермского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в назначении досрочной пенсии было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа не менее 30 лет; не были засчитаны периоды работы в <данные изъяты>, период нахождения на курсах повышения квалификации и донорские дни, с чем истец не согласна, считает, что курсы повышения квалификации и донорские дни подлежат включению в специальный стаж, поскольку для отдельных категорий работников, в том числе медицинских, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы, в период курсов повышения квалификации и донорских дней сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов; в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959, работа <данные изъяты> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в <данные изъяты>, исполняя функции и должностные обязанности <данные изъяты>.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнив, что работала в <данные изъяты>, проводила <данные изъяты>; работа в <данные изъяты> занимала 80% от выполненной работы истца, занятость составляла полный рабочий день.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что указанные истцом периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в период нахождения истца на курсах повышения квалификации отсутствует полная занятость, в период донорских дней отчисление страховых взносов не производилось, истец осуществляла трудовую деятельность <данные изъяты> не в лечебном учреждении, <данные изъяты> не относится к учреждениям здравоохранения.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мазунина Е.Ю. обратилась в ГУ УПФР в г.Добрянке Пермского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г.Добрянке Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии по старости Мазуниной Е.Ю. отказано ввиду отсутствия требуемого стажа, в специальный стаж не включены периоды: курсы повышения квалификации – <данные изъяты>.; донорские дни – <данные изъяты>.; периоды работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. По предоставленным документам специальный стаж Мазуниной Е.Ю. составил <данные изъяты> (л.д.9).
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" досрочная страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (пункт н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно данному Перечню раздел <данные изъяты> предусматривает должность «<данные изъяты>» в учреждениях «<данные изъяты>».
Судом установлено, что истец работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> (л.д.10-14).
Факт работы истца в спорные периоды в должности <данные изъяты> подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д.10-14), архивными справками <адрес> (л.д.17-18, 19-20), должностной инструкцией <данные изъяты>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что истец в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла лечебную деятельность, работая в должности <данные изъяты>, в течение полного рабочего дня, что подтверждается материалами дела.
<данные изъяты> таких учреждений как <данные изъяты> предусмотрены Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющийся приложением к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данный Перечень утратил силу 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Как установлено, в специальный стаж истца не включены периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, поскольку в спорные периоды истец осуществляла непосредственно лечебную деятельность в должности <данные изъяты>, данная должность и учреждение предусмотрены Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющемся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до 1 октября 1993 года, суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В период работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> истец направлялась на курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст.187 ТК РФ, а ранее, ст.112 Кодекса законов о труде РСФСР, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации происходило на основании приказов руководителя и являлось обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст.ст.187, 165, 168 ТК РФ за истцом сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, за время нахождения на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд.
Из изложенного следует, что указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно ст.6 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
В соответствии со ст.186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 01.02.2002 г. законе - ст.114 КЗоТ РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26.01.2010 N 59-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в Письме ПФ РФ от 07.12.1998 N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж "донорских" дней" работникам, являющимся донорами (ст.114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных выше положений трудового законодательства, правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений, содержащихся в Письме Пенсионного Фонда РФ, дни сдачи крови, а также последующие дни отдыха подлежат включению в специальный стаж истца.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты>», что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д.10-14).
В период работы истцу предоставлялись дни отдыха по донорским справкам ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказами работодателя <данные изъяты>
Следовательно, подлежат включению в специальный стаж истца периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - дни сдачи крови и ее компонентов и последующие дни отдыха.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, а также с применением приведенных выше правовых норм законодательства, суд приходит к выводу о признании решения УПФ РФ в г.Добрянка от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации <данные изъяты>, донорские дни <данные изъяты>, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> незаконным, включении данные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Мазуниной Елены Юрьевны удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФР в г.Добрянке Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж Мазуниной Елены Юрьевны периодов нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>, донорские дни <данные изъяты>, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды:
- работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- курсы повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ
- дни сдачи крови и последующие дни отдыха ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья -подпись- Т.В.Катаева
Решение не вступило в законную силу