64RS0023-02-2024-000344-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г. Новоузенск Саратовской области
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Беловой И.А.,
при секретаре Фоминой В.В.,
с участием помощника прокурора Новоузенского района Саратовской области Бектимировой Э.С.,
истца ФИО2 и её представителя ФИО11 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика ФИО5 и его представителя ФИО12,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО5 о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременных пособий в связи с гибелью сына при выполнении задач в ходе специальной операции,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО5 о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременных пособий в связи с гибелью сына при выполнении задач в ходе специальной операции. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ её супруг, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходивший военную службу в войсках Министерства обороны, погиб при исполнении обязанностей военной службы при участии в проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, что подтверждается: копией свидетельства о смерти ФИО1, копией справки о гибели военнослужащего ФИО1, копией справки о смерти, копией справки о воинском учёте, копией выписки из приказа о создании комиссии для организации погребения военнослужащего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат Краснокутского, Советского и Федоровского района Саратовской области направил командиру № пакет документов на единовременную выплату, установленной Указом Президента Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей», на выплату единовременного пособия через АО «СОГАЗ» в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального Закона от
07 ноября 2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и пунктом 14 (2) Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержденного приказом МО РФ от 06.05.2012 года № 1100 и в соответствии приказом МО РФ 755 от 08.12.2022 года «Об утверждении порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы граждан уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ
«Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел РФ, государственной службы, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» на следующих членов семьи младшего сержанта ФИО1: супругу - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, где было указано, что она намерена подать в суд с целью лишения прав ответчика в получении социально единовременных выплат. Ответчик - отец супруга - ФИО5 также обратился за выплатой и ему положено 1/4 доли размера единовременных выплат и пособий, и в апреле 2024 года он получил выплаты в размере 1 250 000 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей. Она, супруга погибшего военнослужащего ФИО1, считает, что ответчик утратил право на получение всех выплат, и пособий, предоставляемых членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в связи злостным уклонением отца от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Ответчик состоял в зарегистрированном браке с гражданкой ФИО6. Брак был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака II-РУ №, выданным администрацией Федоровского сельсовета <адрес>, актовая запись №. От брака родился сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении IУ-РУ №, выданным администрацией Федоровского сельсовета <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ актовая запись №. С момента фактического расставания со своей первой женой ФИО6, ответчик никакого участия в жизни и воспитании сына не принимал, не заботился о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии сына. Между ответчиком и погибшем военнослужащим ФИО1 отсутствовали фактические семейные и родственные связи с февраля 1993 года. Указывает, что на то, что она проживала с супругом ФИО1 20 лет и ни разу не видела его отца. Ответчик не видел своих внучек. После смерти матери, ФИО6, её супруг считал себя сиротой. Считает, что ответчик не достоин быть получателем единовременных выплат и пособий, поскольку ФИО5, будучи обязанным к уплате алиментов на содержание сына на основании решения суда с 1993 года и до совершеннолетия ребенка, не выплачивал алименты, имел задолженности по алиментам, привлекался к ответственности, за уклонение от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, никакой материальной помощи не оказывал. Ответчик не интересовался судьбой своего сына и не использовал своё право на общение с ребенком, уклонялся от материального содержания сына, участия в воспитании сына не принимал, родственные связи с сыном не поддерживал с 1993 года, с сыном не общался, попыток общения не предпринимал. На похороны сына ответчик не приезжал и до настоящего времени не знает место захоронения сына. В виду изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия страховой суммы и иных выплат в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе, в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Меры социальной поддержки, предоставляемые родителям военнослужащего в случае его гибели при исполнении обязанностей военной службы направлены на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили его достойным защитником отечества нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью. Считает, что ответчик утратил своё право на получение единовременных выплат и пособий и должен быть лишен права на меры социальной поддержки в виде права на получение единовременного пособия и страховой выплаты в связи с гибелью сына, погибшего при исполнении обязанностей военнослужащего. Она, вдова и дети не могут получить положенные им выплаты в полном объёме, так как на 1/4 часть из них претендует отец погибшего военнослужащего, при этом родитель отношений с сыном не поддерживал, не заботился о нём, алименты не выплачивал. Несправедливо было бы, если бы не помнящий о сыне отец получил выплаты, предоставляемые членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
На основании изложенного и с учётом уточненных требований истец просит суд лишить ответчика ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения права на получение предназначавшихся ему в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы при участии в проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременных пособий и страховой выплаты, предоставляемые членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы установленной Указом Президента Российской федерации от 05.03.2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей», на выплату единовременного пособия через АО «СОГАЗ» в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и пунктом 14 (2) Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержденного приказом МО РФ от 06.05.2012 года № 100 и в соответствии приказом МО РФ 755 от 08.12.2022 года «Об утверждении порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы граждан, уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел РФ, государственной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации». Лишить ФИО5 права на получение пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ему с ДД.ММ.ГГГГ Центром социального обеспечения военного комиссариата Саратовской области в соответствии с Законом от 07.11.2011 года № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Лишить ФИО5 права на получение ежемесячной денежной компенсации, назначенной ему с ДД.ММ.ГГГГ Центром социального обеспечения военного комиссариата. Лишить ответчика ФИО5 права на получение единовременного регионального пособия, установленного постановлением Правительства Саратовской области от
15.04.2022 года № 282-11 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании
(о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ) лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, погибших (умерших) при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины (с изм. от 5 июня 2024 года).
Истец ФИО2 в судебном заседании свои исковые и уточнённые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель истца ФИО11 в судебном заседании исковые и уточнённые требования своего доверителя поддержала в полном объёме просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО5 в судебном заседании с исковыми и уточнёнными требованиями не согласился, просил в иске отказать.
Представитель ответчика ФИО5 - ФИО12 в судебном заседании с исковыми и уточнёнными требованиями истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо ФИО13 в предыдущем судебном заседании исковые и уточнённые требования истца поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрением дела на другую дату не представила.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, страхового общества «СОГАЗ», Военного комиссариата Краснокутского Советского и Федоровского района Саратовской области, сектор опеки и попечительства администрации Федоровского муниципального района Саратовской области, ГКУ СО УСПН Федоровского района Саратовской области, ГКУ СО УСПН Новоузенского района Саратовской области, Министерства труда и социального защиты, Войсковая часть №, Военный комиссариат Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрением дела на другую дату не представили.
Свидетели ФИО14, ФИО5, ФИО15 в судебном заседании пояснили, что ответчик ФИО5 участие в воспитании умершего сына ФИО1 не принимал. Кроме того пояснили, что сведениями о том, что платил ли ответчик ФИО5 алименты на содержание сына они не обладают. Знают только то, что ответчик ФИО5 с момента развода с женой это с 1993 года не общался с умершим сыном. Также пояснили, что ответчик не принимал участие в похоронах ФИО1.
Свидетель ФИО16 в судебном заседании пояснила, что с ФИО30 проживала в соседях через дом. Когда ФИО5 и ФИО6 расторгли брак, ФИО5 уехал, и ФИО6 всегда говорила, что отец детей алименты на них не выплачивал и детям не помогал, с сыном общение отец не поддерживал. Когда ФИО1 приезжал с СВО в отпуск он говорил, что у него нет отца, поскольку у него была на него обида, так как они с матерью жили впроголодь.
Свидетель ФИО17 в судебном заседании пояснила, что ФИО5 приходится ей отчимом. Пояснила, что с детства помнит, как они постоянно ездили к его детям к сыну ФИО8 и его дочери ФИО31. Родители останавливались в Федоровском районе у родной сестры отчима ФИО5 ФИО18
ФИО5 всегда ФИО8 и ФИО31 привозил гостинцы, в летнее время дети гостили и в <адрес> Новоузенского района у бабушки, матери отчима ФИО5 и она вместе с ними тоже там гостила, так как все взрослые, на тот момент работали.
Свидетель ФИО18 в судебном заседании пояснила, что приходится ответчику ФИО5 родной сестрой. Ответчик ФИО5 когда развелся с первой женой ФИО6 он всегда помогал чем мог своим детям, приезжал в Федоровский район всегда с подарками, платил детям алименты. Также знает, что имеется заочное решение суда, которым в 2005 году были отменены алименты в связи с совершеннолетием сына ФИО1 и их выплатой.
Заинтересованное лицо ФИО3, в судебном заседании пояснила, что ответчик ФИО5 приходиться ей дедушкой которого она никогда не видела и её умерший отец с ним никогда не общался. При жизни её умерший отец говорил, что он их никогда не оставит, поскольку сам жил без отца.
Свидетели ФИО19, ФИО20, ФИО21 в судебном заседании пояснили, что умершего ФИО1 знают с детства. Также знают, что умерший с отцом при жизни не общался и говорил, что у него его нет, поскольку он ему никогда ничем не помогал.
Свидетель ФИО22 в судебном заседании пояснила, что была классным руководителем у умершего ФИО23 Также пояснила, что поступила на работу в школу в 1995 году, посещала семью ФИО29, однако отца она не видела, при посещении их дома её встречала мать ФИО6, она знала, ФИО6 одна воспитывала своих детей, отец участия в воспитании не принимал.
Свидетель ФИО24 в судебном заседании пояснила, что семью ФИО29 знает, так как они с ней проживали на параллельных улицах и задние дворы их были дверь в дверь. Пояснила, что мать умершего ФИО7 выпивала. В 1993 году она развелась, с ответчиком ФИО27 знает, что он семье не помогал, так как она ФИО7 говорила, что алиментов ей которые выплачивал, ответчик не хватало. Также показала, что видела ответчика
ФИО27, который приезжал один раз и забирал детей в <адрес>. В
1997 году ФИО7 стала проживать с сожителем, с которым они пили, затем она родила от него третьего ребёнка, сожитель нигде не работал, а потом и вовсе, исчез. Семья жила плохо, но на учёте нигде не стояла, мать и отца не лишали родительских прав.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело вотсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, ответчика, представителей, свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых и уточнённых требований ФИО2 отказать в связи с отсутствием доказательств, изложенных в исковом заявлении, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от
27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 г.
№ 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» члены семьи военнослужащего, имеют право на получение единовременного пособия. Членам семьи военнослужащего, согласно п. 11 ст. 3 ФЗ считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста
50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 21 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 35, часть 3; статья 37, части 1 и 3; статья 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
17.07.2014 г. № 22-П, от 19.05.2014 г. № 15-П, от 17.05.2011 г. № 8-П, от
20.10.2010 г. № 18-П, от 26.12.2002 г. № 17-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве меры социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, которое в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате в том числе его родителям. Это страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Цель названной выплаты - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Забота о детях, их воспитании и развитии - это обязанность в первую очередь семьи, а внутри семьи - их родителей, для чего они наделяются родительскими правами. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей. Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя обязанности, - осуществляют свои права.
В соответствии со ст. 61 СК РФ «родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». Родительскими правами родители наделяются не бессрочно, а лишь на тот период, когда воспитание и необходимая забота о ребенке должны осуществляться, т.е. до совершеннолетия ребенка (до достижения ребенком восемнадцати лет).
На срочный характер родительских прав прямо указывается в п. 2
ст. 61 СК РФ. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, и несут ответственность (нравственную и правовую) за их воспитание и развитие.
В соответствии со ст. 63 СК «они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» с учетом общепринятых стандартов, возраста, состояния здоровья и других особенностей личности ребенка. Само право на воспитание заключается в предоставлении возможности обоим родителям лично воспитывать своих детей. При этом родители имеют преимущественное право на воспитание перед всеми другими лицами. Родители также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы) и вправе осуществлять выбор вида образовательного учреждения и формы обучения своих детей (п. 2 ст. 63 СК РФ).
При решении этого вопроса родители должны действовать согласованно и руководствоваться интересами детей, по возможности учитывать их мнение. Родители оказывают ребенку помощь в отношениях с третьими лицами. С этой целью закон признает за родителями право на представительство.
В соответствии со ст. 64 СК РФ «родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий». Право представлять права и интересы своего ребенка имеет каждый из родителей, если он сам обладает дееспособностью для совершения юридических действий и не лишен родительских прав. При осуществлении родительских прав родители свободны в выборе способов (средств и методов) воспитания. Существует лишь общее ограничение. Таковым является цель воспитания - забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК РФ), а также запрещение осуществлять родительские права в противоречии с интересами детей. Под интересами детей семейное право понимает обеспечение детям надлежащих условий их воспитания и полноценного развития.
Ненадлежащее осуществление родителями их родительских прав (обязанностей) может вызвать неблагоприятные семейно-правовые последствия, а также повлечь за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Семейно-правовые последствия сводятся к лишению или ограничению родительских прав. В основе принимаемого судом решения по этим вопросам лежит, прежде всего, охрана интересов детей.
Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
14.11.2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44) разъяснено, что СК РФ, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69, 73 СК РФ (абзацы первый, второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44).
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 44).
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО2 и ФИО1 проживали гражданским браком, в период гражданского брака у них родилась дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Брак между ФИО2 и ФИО1 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ её супруг, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходивший военную службу в войсках Министерства обороны, погиб при исполнении обязанностей военной службы при участии в проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики, что подтверждается приложенными документами, а именно: копией свидетельства о смерти ФИО1, копией справки о гибели военнослужащего ФИО1, копией справки о смерти, копией справки о воинском учете, копией выписки из приказа о создании комиссии для организации погребения военнослужащего ФИО1 (л.д. 25-32).
ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат Краснокутского, Советского и <адрес> направил командиру в/ч №
<адрес> пакет документов на единовременную выплату, установленной Указом Президента Российской федерации от 05.03.2022 года № 98
«О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей», на выплату единовременного пособия через АО «СОГАЗ» в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и пунктом 14 (2) Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержденного приказом МО РФ от
06.05.2012 года № 1100 и в соответствии приказом МО РФ 755 от 08.12.2022 года «Об утверждении порядка организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы граждан уволенных с военной службы, а также форм документов, необходимых для реализации федерального закона от 28.03.1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава, органов внутренних дел РФ, государственной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» на следующих членов семьи младшего сержанта ФИО1: супругу - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения где было указано, что она намерена подать в суд с целью лишения прав ответчика в получении социально единовременных выплат. Ответчик - отец супруга - ФИО5 также обратился за выплатой ему 1/4 доли размера единовременных выплат и пособий, и в апреле
2024 года он получил выплаты в размере 1 250 000 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей (л.д. 16).
Давая оценку участию отца в воспитании и содержании ребенка, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ответчик состоял в зарегистрированном браке с гражданкой ФИО6 (мать погибшего).
Брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака II-РУ №, выданным администрацией Федоровского сельсовета Федоровского района с. Федоровка, актовая запись № (л.д. 13)
От брака родился сын ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении IУ-РУ №, выданным администрацией Федоровского сельсовета Федоровского района
<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ актовая запись № (л.д. 15).
На основании сведений ИУ ГУ МВД России по Саратовской области на ответчика ФИО5 следует, что он к административной и уголовной ответственности не привлекался (л.д. 41-42).
Из трудовой книжки следует, что ФИО5 с 1981 года считался работающим (л.д. 139-141).
Из архивной справки б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, ФИО5 работал ОАО «Новоузенский элеватор» Новоузенского района Саратовской области, в ведомостях по заработной плате временные работники, за 2001-2004 годы имеются сведения о начисленной заработной плате и удержании алиментов (л.д. 127).
Из справки выданной ПАО «Саратовнефтепродукт» за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за 2005 год у ФИО5 были удержаны алименты в размере 13586 рублей 36 копеек (л.д. 128).
Согласно выписки из истории болезни Новоузенской районной больницы следует, что ФИО5 на момент похорон сына находился на лечении (л.д. 129-133).
Согласно справки серии МСЭ-2012 № следует, что
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом третьей группы (л.д. 138).
Согласно бытовой характеристики выданной администрацией Радищевского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, следует, что за время проживания по адресу: <адрес>, зарекомендовал себя с положительной стороны. Имеет активную гражданскую позицию. Со стороны соседей и жителей посёлка жалоб и заявлений не поступало (л.д. 135).
Согласно справки Отдела опеки и попечительства администрации Новоузенского муниципального района за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что о лишении (ограничении) ФИО5 в родительских правах в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отделе опеки и попечительства администрации Новоузенского муниципального района за период с 1985 года по 2003 года не имеется (л.д. 136).
Согласно справки Советского районного суда Саратовской области от
ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что в производстве Федоровского районного суда Саратовской области находилось гражданское дело № по заявлению ФИО6 к ФИО5 о взыскании алиментов. ДД.ММ.ГГГГ по указанному делу был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО6 алиментов на содержание детей сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанное гражданское дело было передано в архив в связи с исполнением судебного акта (л.д.137, л.д. 65 заочное решение).
Разрешая требования истца, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом достаточных оснований для лишения ФИО5 права на получение указанных в исковом и уточнённом исковом заявлении мер социальной поддержки, поскольку ответчик не был лишен родительских прав в отношении погибшего сына, к уголовной либо административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей не привлекался, доказательств злостного неисполнения алиментных обязательств в материалы дела не представлено.
Суд, оценивая показания свидетелей ФИО25,
ФИО5, ФИО15, ФИО16, ФИО3, ФИО19,
ФИО20, ФИО21, ФИО22 относится к ним критически, поскольку указанные свидетели прямо заинтересованы в исходе данного дела. Кроме того все свидетели являются друг другу родственниками или же находятся в дружеских отношениях с истцом.
В тоже время показания свидетелей ФИО26, ФИО18, ФИО24 логичны и последовательны, не противоречивы, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Довод о том, что ответчик ФИО27 не присутствовал на похоронах сына ФИО23 связи с чем должен быть лишен всех выплат не состоятельный, поскольку материалами дела подтвержден факт нахождения ответчика
ФИО27 в тот период времени на лечении (л.д. 129-133).
В виду изложенного и учитывая, что лишение права на получение спорных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей, соответствующих доказательств которых не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении исковых и уточнённых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых и уточнённых требований ФИО2 к ФИО5 о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременных пособий в связи с гибелью сына при выполнении задач в ходе специальной операции, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд (г. Новоузенск) Саратовской области.
Судья И.А. Белова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Белова