Дело № 33-1093/2019 Докладчик : Бондаренко Е.И.
Судья 1 инстанции: Уколова Ж.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Кутовой И.А.,
судей Бондаренко Е.И., Закатовой О.Ю.,
при секретаре Крисько В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 20 марта 2019 года дело по апелляционным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России и Лунева Дмитрия Владиславовича на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 10 декабря 2018 года, которым с ФСИН России за счет средств казны РФ в пользу Лунева Д.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.
Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., выслушав объяснения Лунева Д.В., участвовавшего в судебном заседании посредством видео-конференц связи, представителя ФСИН России Крухмалевой Л.Л., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Субботина А.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лунев Д.В. отбывает наказание в виде лишения свободы сроком ****, назначенное приговором Калужского областного суда от **** за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.134 п.п. «в, г» ч.3 ст.162, п.п. «д, ж, з» ч.2 ст. 105 УК РФ.
Постановлением начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области (где Лунев отбывал наказание) от **** осужденный Лунев Д.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с ч.2 ст. 116 УИК РФ.
Постановлениями от ****, ****, ****, ****, **** к осужденному Луневу Д.В. применялась мера взыскания в виде перевода в помещение камерного типа всего на общий срок 14 месяцев.
**** по результатам рассмотрения протеста прокурора постановление от **** о признании осужденного Лунева Д.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, отменено.
**** Владимирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениям отменены постановления начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области от ****, ****, ****, ****, **** о применении к Луневу Д.В. мера взыскания в виде перевода в помещение камерного типа.
Лунев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 140 000 рублей. В обоснование указал, что наложенные на него незаконно взыскания в виде помещения в помещение камерного типа нарушили его права: он был ограничен в получении посылок, передач, бандеролей; приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости; лишен телефонных разговоров; ограничен в передвижении и продолжительности прогулок; занятий спортом; лишен возможности пить чай и кофе. Поскольку он незаконно содержался в помещении камерного типа, то испытывал существенные нравственные страдания, выражающиеся в ощущении подавленности, незащищенности, разочаровании и безысходности.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечена ФСИН России.
Истец Лунев Д.В., участвуя в судебном заседании суда первой инстанции посредством видеоконференц-связи, поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Лачина С.А. возражала против исковых требований, ссылаясь на то, что Минфин являются ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ФСИН России Крухмалева Л.Л. исковые требования не признала, указав, что истец содержался в ФКУ ИК-3 в условиях, четко соответствующих требованиям УИК РФ и приказов Минюста РФ. Предусмотренные ст.ст.115, 116, 118 УИК РФ взыскания для осужденных не имеют целью причинения им морального вреда, сохраняя за ними право на получение писем, посылок, расходование личных средств, прогулки, краткосрочные свидания с разрешения администрации ФКУ. Кроме того, истцом не представлено допустимых доказательств причинно-следственной связи и отрицательных последствий для его здоровья и иных неимущественных прав, вызванных его нахождением в помещении камерного типа.
Представитель третьего лица Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Субботин А.П. полагал иск Лунева Д.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лунев Д.В. просит решение суда изменить, увеличить размер взысканной в его пользу компенсации морального вреда. В обоснование указывает, что суд с недостаточной полнотой при установлении размера компенсации морального вреда установил данные о его индивидуальных психологических особенностях.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Указывает на отсутствие доказательств причинения нравственных страданий истцу отменой постановлений начальника учреждения.
Истцом Луневым Д.В. принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика ФСИН России.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа - или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вред осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального врел определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшем физич еских и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размер компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В ч.2 ст. 10 УИК РФ закреплено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции, основываясь на приведенных выше положениях законодательства, фактических обстоятельств дела, а именно то, что в общей сложности в течение 14 месяцев Лунев Д.В. отбывал назначенное ему приговором суда наказание в более жестких условиях, испытывая дополнительные ограничения к лишению свободы с сокращением его прав по сравнению с другими периодами нахождения в местах лишения свободы, пришел к верному выводу о том, что истец имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного применением к нему дисциплинарных взысканий с нарушением закона, постановления о наложении которых были отменены, и взыскал с ФСИН России за счет средств казны РФ в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу, денежные средства в размере 10 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы ФСИН России об отсутствии доказательств нарушения личных прав истца, не могут быть приняты во внимание, так как факты незаконного нахождения истца в помещениях камерного типа на протяжении 14 месяцев были установлены судом, в связи с чем причинение нравственных страданий и нарушение личных неимущественных прав истца предполагается и не подлежит доказыванию.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца Лунева Д.В., критерии определения размера компенсации морального вреда, предусмотренные ст.ст. 151, 1101 ГК РФ судом применены правильно, исходя из оценки характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, а также всех установленных судом конкретных обстоятельств дела. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом принципов разумности и справедливости, в связи с чем, доводы жалобы о том, что он занижен и подлежит увеличению, подлежат отклонению.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку выводов, изложенных в решении суда, не опровергают, а лишь сводятся к не согласию с ними.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России и Лунева Дмитрия Владиславовича – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Кутовая
Судьи Е.И. Бондаренко
О.Ю. Закатова