РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2024 года г.Строитель
Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Загинайловой Н.Ю.,
при секретаре Проскуриной М.С.,
при участии истца Попова И.П,, представителя истца Алтынниковой А.А. (ордер №<номер> от 23.11.2023), представителя ответчика Бережнова Д.С. (доверенность от 01.09.2023)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова П.И. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области о включении в страховой стаж периода работы,
установил:
Попов П.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области включить в страховой стаж следующие периоды трудовой деятельности: с 01.09.1980 по 20.07.1983 года обучение в ГПТУ-60; с 17.07.1995 по 01.07.1996 года в должности оператора АЗС ТОО «Интекс ЛТД»; в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком №1: с 30.10.1983 по 28.10.1985 года службу в армии по призыву; с 13.03.1992 по 05.07.1995 года в должности подземного горнорабочего шахты «Саранская» Республики Казахстан; с 14.10.1996 по 24.07.2001 в должности подземного горнорабочего очистного забоя шахты «Саранская» Республики Казахстан; с 07.11.2001 по 25.11.2002 в должности подземного машиниста горных выемочных машин ТОО «Топаз-2000» Республики Казахстан; с 02.12.2002 по 15.08.2022 в должности машиниста горных выемочных машин шахты «Тентекская»; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области обязанность назначить с 22.04.2023 года Попову Петру Ивановичу досрочную страховую пенсию на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование требований указал, что в рамках рассматриваемого заявления при установлении пенсии указанные выше периоды работы не были включены по причине того, что не подтверждены государством, в котором приобретен стаж, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по списку №1, требуемой величины ИПК.
В судебном заседании истец Попов П.И., его представитель Алтынникова А.А. настаивали на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика Бережнов Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал, представив письменные возражения.
Выслушав участников процесса, исследовав обстоятельства по представленным в дело доказательствам, суд приходит к следующему выводу.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С1 января 2015 г.вступил в силу Федеральный закон от28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от17 декабря 2001 г.№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Согласно статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. № 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 1 января 1998 г., определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности, в статьях 8 и 9 указаны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов финансовой полиции, государственной противопожарной службы; граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей).
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществлявшим трудовую деятельность на работах с вредными и тяжелыми условиями труда законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 г. не предусмотрено, однако предусмотрена выплата соответствующего пособия за работу по Списку № 1.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 9 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 г.) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Льготный стаж определяется в строгом соответствии со Списком № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 г. № 1930 (далее Список № 1, 2). Если условия труда соответствуют условиям, указанным в Списке № 1, 2 имеют право на назначение пособия:
По списку № 1: мужчины - по достижении 53 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; женщины - по достижении 48 лет при общем стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на работах с особа вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Соглашение от 13 марта 1992 г. распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено, что Попов И.П. обратился к ответчику ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Решением ответчика от 25.10.2023 года № <номер> Попову И.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку не соблюдены условия, необходимые для назначения такой страховой пенсии, не включены периоды работы по причине того, что не подтверждены государством, в котором приобретен стаж, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ по списку №1, требуемой величины ИПК.
Согласно трудовой книжке <номер> Попов П.И. проходил обучение в ГПТУ-60, в подтверждение чего также представлена копия диплома серии <номер> от 20.07.1983 года.
Факт работы с 02.12.1991 по 05.07.1995 года подземным машинистом горновыемочных машин в шахте Саранская в Республике Казахстан подтверждается записью о работе в трудовой книжке, а также архивной справкой от 26.08.2022 года №<номер> согласно которой на основании приказа №<номер> от 03.12.1991 года он был принят на работу подземным машинистом ГВМ по 5 разряду и на основании приказа №<номер> от 04.07.1995 года – уволен по собственному желанию. Согласно архивной справке от 26.08.2022 года №<номер> за период с декабря 1991 по июнь 1995 года включительно ему начислялась заработная плата. Согласно справке уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от 01.09.2022 года №<номер> выданной шахтой «Саранская» в период с 02.12.1991 по 05.07.1995 года истец работал на шахте в должности машиниста горных выемочных машин, включенной в Список №1.
Таким образом, период работы истца по Списку №1 подтверждается трудовой книжкой, архивными справками, а также справкой работодателя уточняющей особый характер работы.
Период работы с 17.07.1995 по 01.07.1996 год в ТОО «Интекс ЛТД» Республики Казахстан в должности оператора подтверждается записью в трудовой книжке. А также архивной справкой от 26.08.2022 года №<номер>, в которой указано, что на основании приказа №<номер> от 17.07.1995 года истец был принят на работу на должность оператора, а на основании приказа №<номер> от 01.07.1996 года уволен. За указанный период работы ему была начислена заработная плата, что подтверждается архивной справкой от 26.08.2022 года №<номер>
Период работы в шахте «Саранская» с 14.10.1996 по 24.07.2001 года в должности подземного горнорабочего очистного забоя, подтверждается записью в трудовой книжке, справкой от 18.08.2022 года №<номер>, согласно которой истец был принят на работу на должность подземного горнорабочего очистного забоя на основании приказа №<номер> от 14.10.1996 года, уволен на основании приказа №<номер> от 16.08.2001 года. Справкой от 01.09.2022 года №<номер> подтверждается льготный характер работы по Списку №1.
Период работы с 07.11.2001 по 25.11.2002 года в должности машиниста ГВМ в ТОО «Топаз-2000» Республики Казахстан подтверждается архивной справкой от 26.08.2022 года №<номер> о приеме на работу в должности подземного машиниста горных выемочных машин 5 разряда (приказ о приеме на работу №<номер> от 07.11.2001 года, приказ об увольнении №<номер> от 26.11.2002 года). В подтверждение начисления заработной платы с ноября 2001 года по ноябрь 2002 года представлена архивная справка от 26.08.2022 года №<номер>
Период работы с 02.12.2002 по 15.08.2022 года в должности машиниста ГВМ в шахте «Тентекская» Республики Казахстан подтверждается справками от 18.08.2022 года. Справкой от 24.08.2022 года №<номер> подтверждается работодателем льготный характер работы истца с занятостью полный рабочий день на подземных работах, также представлена справка от 18.08.2022 года архива угольного департамента, архивная справка от 26.08.2022 года № <номер> о переименовании предприятия.
Уплата страховых взносов с 01.01.1998 года подтверждается ответом от 09.08.2023 года №<номер>
Все периоды работы истца отражены в трудовой книжке, записи последовательны, неточности отсутствуют, подтверждены подписями сотрудников отдела кадров.
Доказательства периодов работы, в том числе с вредными условиями, а также факт уплаты страховых взносов не опровергнуты ответчиком, в связи с чем, суд приходит к выводу о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности: с 01.09.1980 по 20.07.1983 года обучение в ГПТУ-60; с 17.07.1995 по 01.07.1996 года в должности оператора АЗС ТОО «Интекс ЛТД», включении в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком №1: с 30.10.1983 по 28.10.1985 года службу в армии по призыву; с 13.03.1992 по 05.07.1995 года в должности подземного горнорабочего шахты «Саранская» Республики Казахстан; с 14.10.1996 по 24.07.2001 в должности подземного горнорабочего очистного забоя шахты «Саранская» Республики Казахстан; с 07.11.2001 по 25.11.2002 в должности подземного машиниста горных выемочных машин ТОО «Топаз-2000» Республики Казахстан; с 02.12.2002 по 15.08.2022 в должности машиниста горных выемочных машин шахты «Тентекская», а также об удовлетворении требований о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области обязанности назначить с 22.04.2023 года Попову Петру Ивановичу досрочную страховую пенсию на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С учетом изложенного, учитывая наличие стажа работ на подземных работах, на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет (признанного ОСФР по Белгородской области стажа 6 лет 4 месяца 3 дня и включенного на основании судебного решения), страхового стажа более 20 лет (признанного ОСФР по Белгородской области стажа 8 лет 6 месяцев 2 дня и включенного на основании судебного решения), достаточности ИПК с учетом включения спорных периодов, имеются основания для назначения истцу досрочной страховой пенсии с 22.04.2023 года, то есть с даты обращения в ОСФР по Белгородской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Включить Попову П.И. в страховой стаж следующие периоды трудовой деятельности: с 01.09.1980 по 20.07.1983 года обучение в ГПТУ-60; с 17.07.1995 по 01.07.1996 года в должности оператора АЗС ТОО «Интекс ЛТД».
Включить Попову П.И. в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком №1:
- с 30.10.1983 по 28.10.1985 года службу в армии по призыву;
- с 13.03.1992 по 05.07.1995 года в должности подземного горнорабочего шахты «Саранская» Республики Казахстан;
- с 14.10.1996 по 24.07.2001 в должности подземного горнорабочего очистного забоя шахты «Саранская» Республики Казахстан;
- с 07.11.2001 по 25.11.2002 в должности подземного машиниста горных выемочных машин ТОО «Топаз-2000» Республики Казахстан;
- с 02.12.2002 по 15.08.2022 в должности машиниста горных выемочных машин шахты «Тентекская».
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области обязанность назначить Попову П.И. досрочную страховую пенсию на основании п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22.04.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Загинайлова