РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года город Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре судебного заседания Кожевниковой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-338/2022 по иску Сосина Андрея Анатольевича к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Сосин А.А. обратился в районный суд с иском к администрации Балтийского городского округа об обязании заключить договор социального найма жилого помещения в виде двух комнат в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Своё требование истец обосновал тем, что с 16 октября 1992 года зарегистрирован по месту жительства и постоянно проживает в указанном жилом помещении. На основании постановления администрации г. Балтийска от 25.06.1992 № № две комнаты в коммунальной квартире были предоставлены его отцу, С., который умер 2 декабря 2015 года. Он как член семьи нанимателя на протяжении 20-ти лет открыто владеет и пользуется спорным жилым помещением, несёт бремя его содержания, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, вносит плату за наём ответчику, который до настоящего времени не требовал его выселения. В октябре 2021 года он обратился в администрацию Балтийского городского округа с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения, однако ответчик ему в этом отказал. Подобное решение противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает его жилищные права. Другой жилой площади у него не имеется.
Истец Сосин А.А. и его представитель, Прокопьев А.Н., не явились в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель администрации Балтийского городского округа Астраханцева Т.С. не признала предъявленный иск, мотивируя своё несогласие тем, что спорное жилое помещение в 1992 году было предоставлено отцу истца в качестве служебного, в установленном порядке отнесено к специализированному жилищному фонду и до настоящего времени сохраняет статус служебного жилого помещения. Сосин А.А. не состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеет в собственности жилой дом, расположенный в г. Сосновый Бор Ленинградской области, вследствие чего не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счёт муниципального жилищного фонда социального использования.
Проверив доводы, приведённые в исковом заявлении, выслушав объяснения представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Сосина А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
25 июня 1992 года администрация города Балтийска издала постановление № №, которым в числе прочего по ходатайству ПЖКХ объявлены служебными и закреплены за ПЖКХ две комнаты площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире <адрес> Постановлением администрации города Балтийска; две служебные комнаты площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, предоставлены работнику ПЖКХ, С., на состав семьи три человека: он, супруга, С.Е.В., сын, Сосин Андрей Анатольевич (л.д. 11, 12, 48, 57–58, 59–61).
С 16 октября 1992 года С. С.Е.В. и Сосин А.А. были прописаны (зарегистрированы по месту жительства) по адресу: <адрес> С. был снят с регистрационного учёта по месту жительства по данному адресу 26 июня 1997 года, а его бывшая супруга, С.Е.В. – 20 января 2010 года в связи с изменением места жительства. Сосин А.А. зарегистрирован по месту жительства в спорном жилом помещении до настоящего времени (л.д. 12, 48).
2 декабря 2015 года С. умер в городе Балтийске Калининградской области России (л.д. 13).
Две служебные комнаты площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, находятся в собственности муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области (л.д. 56).
8 октября 2021 года Сосин А.А. подал в администрацию Балтийского городского округа письменное заявление, в котором просил заключить с ним договор социального найма жилого помещения в виде двух комнат в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 14, 15).
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления администрация Балтийского городского округа направила Сосину А.А. письменное сообщение об отсутствии законных оснований для признания истца нанимателем двух комнат в коммунальной квартире расположенной по адресу: <адрес>, и для заключения договора социального найма в связи с наличием у спорного жилого помещения статуса служебного жилого помещения и отнесения его к специализированному жилищному фонду (л.д. 16).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ к числу основных начал жилищного законодательства относится необходимость обеспечения органами государственной власти условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Как следует из пункта 1 части первой статьи 5 и части первой статьи 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, государственный жилищный фонд, то есть принадлежавшие государству жилые дома и жилые помещения в других строениях, находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно части третьей статьи 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и части второй статьи 6 Жилищного кодекса РСФСР дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежали постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В силу части первой статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей до 2 февраля 1995 года).
Из части второй статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР следует, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с Приложением к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд, находившийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, при разграничении государственной собственности относился исключительно к муниципальной собственности.
По решению малого Совета Калининградского областного Совета народных депутатов от 28.10.1992 г. № 167 (л.д. 95–110) предприятие жилищно-коммунального хозяйства, на балансе которого находился многоквартирный дом № 1/10 по улице Кронштадтской в городе Балтийске, как единый имущественный комплекс было полностью передано в муниципальную собственность города Балтийска.
Таким образом, предоставленные ФИО24 две комнаты в коммунальной квартире в составе жилищного фонда, находившегося в ведении местного Совета народных депутатов, поступили в муниципальную собственность в силу прямого указания закона в результате разграничения государственной собственности, а потому не могли автоматически, без специального решения органа местного самоуправления, утратить статус служебного жилого помещения.
Проанализировав приведённые выше нормы материального права и оценив совокупность установленных обстоятельств, суд приходит к однозначному выводу о том, что две комнаты площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире <адрес>, предоставленные в 1992 году С. и членам его семьи, включая истца, являются служебным жилым помещением.
В силу требований части первой статьи 56 и части первой статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства отсутствия у двух спорных комнат в коммунальной квартире статуса служебного жилого помещения и неотнесения их к муниципальному специализированному жилищному фонду, должна представить сторона истца.
Между тем достоверных, допустимых и убедительных доказательств, опровергающих наличие у двух спорных комнат в коммунальной квартире в 1992 году статуса служебного жилого помещения, сторона истца суду не представила.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Спорное жилое помещение в составе жилого здания многоквартирного дома <адрес> в 1992 году поступило в муниципальную собственность в порядке разграничения государственной собственности и до настоящего времени не выбывало из муниципальной собственности, а жилое здание, котором оно находится, ранее не принадлежало государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям и не передавалось в установленном порядке в ведение органа местного самоуправления.
Следовательно, к спорным правоотношениям с участием Сосина А.А. не подлежит применению часть 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Сосин А.А. как член семьи нанимателя служебного жилого помещения не приобрёл самостоятельное право пользования двумя комнатами площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Как следует из пункта 1 части 3 статьи 19 и части 1 статьи 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных ЖК РФ.
Следовательно, обязательным условием для предоставления жилого помещения гражданину по договору социального найма является отнесение предоставляемого жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду социального использования.
Между тем, спорное жилое помещение, в котором зарегистрирован по месту жительства Сосин А.А., по своему статусу не является жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу части 3 статьи 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV "Специализированный жилищный фонд" ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По итогам судебного разбирательства установлено, что решение об исключении двух комнат площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления не принималось. До настоящего времени спорное жилое помещение сохраняет статус служебного.
Таким образом, наличие у двух спорных комнат в коммунальной квартире статуса служебного жилого помещения и отнесение их к специализированному жилищному фонду исключают в настоящее время возможность предоставления этих комнат Сосину А.А. по договору социального найма.
По сведениям, содержащимся в справке администрации Балтийского городского округа от 23.05.2022 № № (л.д. 64), Сосин А.А. не состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Выписка из ЕГРН от 16.05.2022 (л.д. 68) удостоверяет, что с 12 февраля 2019 года Сосин А.А. является собственником индивидуального жилого дома площадью 191,5 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Из частей 3 и 4 статьи 57, части 1 статьи 63 ЖК РФ следует, что основанием заключения договора социального найма жилого помещения является принятие с соблюдением требований ЖК РФ решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем, решение о предоставлении Сосину А.А. жилого помещения, по поводу которого возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Исходя из этого, суд полагает, что не имеется оснований для возложения на администрацию Балтийского городского округа обязанности по заключению с Сосиным А.А. договора социального найма жилого помещения в виде двух комнат площадью 26,0 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные в спорном жилом помещении, и регулярное внесение истцом указанных платежей сами по себе не могут служить достаточным основанием для возникновения у Сосина А.А. права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Часть вторая статьи 106 Жилищного кодекса РСФСР, часть 5 статьи 100 ЖК РФ и Типовой договор найма служебного жилого помещения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, не предоставляют члену семьи нанимателя служебного жилого помещения право требовать от наймодателя изменения ранее заключённого договора найма служебного жилого помещения путём признания себя нанимателем вместо первоначального нанимателя, который умер.
С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для удовлетворения иска Сосина А.А.
На основании изложеннного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать Сосину Андрею Анатольевичу в удовлетворении иска к администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения в виде двух комнат в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2022 года.