Дело № 2-1703/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Автушина Ф.А.,
при секретаре Березиной Н.С.,
с участием
представителя ответчиков – Васюхневич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козлова Владимира Евгеньевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Козлов В.Е. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 руб., требования истца обоснованы ненадлежащими условиями конвоирования.
В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, Российская Федерация в лице ФСИН России.
В судебном заседании представитель ответчиков Васюхневич А.С. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Истец участия в судебном заседании не принял, просил рассматривать указанное гражданское дело без его участия, извещен надлежащим образом
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав явившееся лицо, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
На основании ст. 53 Конституции, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст.136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 1 указанного постановления, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10).
Из приведенных правовых норм и разъяснений по их применению следует, что обязательным условием удовлетворения требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий в результате незаконных действий причинителя вреда, который должен быть доказан с определенной степенью достоверности.
Установлено, что 06.10.2016 Козлов В.Е. был задержан и заключен под стражу, до апреля 2018 года, содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
В указанный период времени истец конвоировался 30 раз (перевозился) для производства следственных действий, участия в судебных заседаниях, ознакомления с материалами дела.
Как следует из пояснений истца, изложенных в его исковом заявлении, Козлов В.Е., будучи бывшим сотрудником МВД, его перевозка (конвоирование) осуществлялась в камерах спецвагонов железнодорожного поезда, размерами 1м. * 2,2 м. Вход в камеру осуществлялся через раздвижную металлическую решетку, оборудованную запирающим устройством в виде замка. Площадь камеры спецвагона составила около 2 кв.м., с учётом находящихся в камере людей площадь личного пространства составляла не более 0,3-0,4 кв.м. Камера состояла из трех настилов. Настилы представляли собой деревянные полки, предназначенные для сна и располагались одна над другой, на них отсутствовали матрасы, подушки, постельное белье. Багаж никак не фиксировался. Не работали батареи, в связи с чем в зимний период было очень холодно, а в летний период отсутствовала вентиляция либо не работала. Отсутствовало разделение на категории «курящие» и «некурящие». Посещение туалета и раздача горячей воды ограничивалась тремя разами в сутки. Свободного доступа к питьевой воде не было, как и условий для приема пищи. Освещение отсутствовало, поскольку окно находилось за пределами камеры и было недоступно. В связи с указами нечеловеческими условиями ему нанесены душевные страдания и причинен моральный вред.
При изложенных обстоятельствах, проверяя правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп.
Для перевозки осужденных и осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно п. 167 Инструкции в 2015 году нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах были определены по 12 человек в большие камеры и по 5 человек в малые.
Как усматривается из представленных доказательств, конструкция специального вагона, в котором конвоировался истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал истец, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, сбоев в работе систем жизнеобеспечения в пути следования не было, что подтверждается актом приема специального вагона перед рейсом, отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула.
Средняя температура воздуха в камерах спецвагона составляет 20-22 °С. В зимний период времени, данная температура поддерживается за счет системы отопления спецвагонов, а летом за счет системы принудительной и естественной вентиляции.
Общее освещение специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» состоит из 10 ламп накаливания (мощностью по 40 Ватт каждая). Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток.
В коридорах специальных вагонов модели «ЦМВ 61-827» имеются 7 застекленных оконных проемов (размеры: высота – 100 см, ширина – 115 см).
В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования истца в коридоре специального вагона открывались окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
Большая камера спецвагона (размеры: ширина – 163 см, длина – 214 см, высота – 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха (сна) на одной из полок камеры спецвагона. Высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей (матрацев, подушек, постельного белья, одеял), при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.
Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию истца без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день):
- утром (с 08 часов 00 минут до 09 часов 00 минут);
- в обед (с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут);
- вечером (с 19 часов 00 минут до 21 часов 00 минут).
Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом в определении о принятии гражданского дела к производству и подготовке дела к судебному разбирательству было предложено сторонам раскрыть все доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, а также представить доказательства такого раскрытия.
Согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требовании или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Принимая во внимание, что стороной истца не доказаны обстоятельства на которые он ссылается как основание своих требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его исковых требований.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Козлова Владимира Евгеньевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Ф.А.Автушин
Мотивированное решение составлено 13 апреля 2021 года.