Дело №2а-188/2019

64RS0002-01-2019-000246-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2019 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой Д.И., при секретаре судебного заседания Кучеренко А.А., с участием представителя административного истца – старшего помощника Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Аткарский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с административным исковым заявлением к Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта – Постановления Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №10 от 16 июля 2013 года «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования» недействующим.

В обоснование административных исковых требований указано, что проведенной Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверкой муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области выявлены правовые акты, не соответствующие действующему законодательству. Так, 16 июля 2013 года Администрацией Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области принято Постановление №10 «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования». При проверке соответствия данного правового акта законодательству установлено, что он является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно пп.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке. Границы прилегающих территорий, указанных в пп.10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, Администрацией Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области принято Постановление №10 от 16 июля 2013 года «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования», выходящее за пределы компетенции органа местного самоуправления. На противоречащий закону правовой акт Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, получен положительный ответ, однако Администрацией Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области правовой акт до настоящего времени не отменен. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором административный истец просит признать недействующим Постановление Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №10 от 16 июля 2013 года «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования», как противоречащий Федеральному закону от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецов Н.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области – Кожефов Е.А., извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом – лично под подпись, явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явился, представил заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании административных исковых требований Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области. Последствия признания административного иска, предусмотренные ст.ст.46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ему разъяснены и понятны (л.д.18, 86).

При таком положении, руководствуясь ст.150 и ст.213 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 КАС РФ, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч.8 ст.213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.8 ст.213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

В соответствии с Уставом Даниловское муниципальное образование Аткарского муниципального района Саратовской области является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Аткарского муниципального района Саратовской области. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления местной администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации муниципального образования по вопросам организации работы местной администрации муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами. Правовые акты главы муниципального образования нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера – распоряжениями. Нормативный правовой акт местной администрации муниципального образования обнародуется главой муниципального образования в течение 10 дней со дня их подписания (л.д.33-80).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области утвержден Решением Совета депутатов Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 09 декабря 2005 года №14 «Об утверждении перечня мест для размещения текстов муниципальных правовых актов» (л.д.29-30).

Пункт 2 вышеуказанного Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области предусматривает, что опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется посредством их доведения до граждан через их размещение в установленных местах в течении 5 дней со дня подписания периодом на 30 дней.

16 июля 2013 года Администрацией Даниловского муниципального образования принято Постановление №10 «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования» (л.д.24-28). Данное Постановление №10 от 16 июля 2013 года было опубликовано (обнародовано) 16 июля 2013 года (л.д.23).

Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Подпунктом 10 п.2 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» границы прилегающих территорий, указанных в пп.10 п.2 ст.16 вышеуказанного Федерального закона, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, Постановлением Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №10 от 16 июля 2013 года утверждены критерии определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области.

Такое правовое регулирование не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку оспариваемый нормативный акт принят за пределами компетенции Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

До настоящего времени Постановление Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №10 от 16 июля 2013 года «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования», несмотря на принесенный Аткарским межрайонным прокурором Саратовской области на имя главы Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области протест от ДД.ММ.ГГГГ, не отменено (л.д.11).

В этой связи, проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, а Постановление Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №10 от 16 июля 2013 года «О порядке определения границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Даниловского муниципального образования», признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом в соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района – «Аткарская газета» и на официальном сайте Администрации Даниловского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №10 ░░ 16 ░░░░ 2013 ░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – «░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░».

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░

2а-188/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Аткарский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, Кузнецов Н.А.
Ответчики
Администрация Даниловского МО Аткарского МР СО
Суд
Аткарский городской суд Саратовской области
Дело на сайте суда
atkarsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее