Дело №2-1526/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022 года город Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре Салюковой А.А.,
с участием истца Фатьяновой Н.И. и её представителя Воротникова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатьяновой Н.И, комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
установил:
Фатьянова Н.И.(далее по тексту – истец) обратилась с указанным выше иском к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – ответчик, Комитет) и просит сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в переустроенном состоянии.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи квартиры от 07.12.2007 года она является собственником указанного жилого помещения. В 2003 году прежний собственник установила в квартире индивидуальное газовое отопление, для этого она заключила договор с ООО «Эльген» на ремонтно-строительные работы, подрядной организацией на основании разрешения ОАО «Саратовгаз» от 10.09.2003 года была произведена установка в квартире газового котла Proterm, 03.11.2003 года приемочной комиссией в составе собственника квартиры, председателя ЖСК «Руна», представителя проектной организации, представителя эксплуатационной организации и генерального подрядчика составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, заключен договор на его техническое обслуживание. Устройство автономного отопления в квартире соответствует требованиям строительных, противопожарных норм и правил, действующим на момент переоборудования, не несет угрозы жизни и здоровью людей. Поскольку в квартире установлена система индивидуального отопления и горячего водоснабжения - газовый котел, то услуги по обеспечению жилого помещения отоплением и горячим водоснабжением истцу не оказываются, и не могут оказываться в связи с отсутствием в квартире отопительных приборов, присоединенных к системе центрального теплоснабжения, тем не менее, в квитанции на оплату коммунальных услуг включена оплата за услугу «отопление», рассчитанная исходя из нормативов потребления. При обращении в Комитет с заявлением о согласовании проекта переустройства и выдаче акта о завершении переустройства помещения ей было отказано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Фатьянова Н.И. и её представитель Воротников Е.В. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, причина неявки не известна, в письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не известны.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела и материалы архивного дела №2-412/2022, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно положениям ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.
Судом установлено, что Фатьяновой на основании договора купли-продажи от 07.12.2007 года на праве собственности принадлежит квартира, находящаяся по адресу: <адрес>.
Жилой дом, в котором расположена квартира истца, является многоквартирным, подключен к сетям централизованного теплоснабжения.
На момент приобретения истцом квартиры в ней был установлен газовый котел, которым обеспечивалось теплоснабжение и горячее водоснабжение данного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, 08.10.2003 года прежний собственник квартиры заключила договор с ООО «Эльген» на проведение ремонтно-строительных работ, а именно монтаж системы газоснабжения.
10.09.2003 года ОАО «Саратовгаз» разрешена установка отопительного котла с закрытой камерой сгорания в <адрес> <адрес>.
Согласно акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 03.11.2003 года котел был введен в эксплуатацию, с собственником жилого помещения заключен договор на его техническое обслуживание.
23.11.2021 года комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» Фатьяновой Н.И. отказано в согласовании выполненных работ по переустройству (установке индивидуального газового отопления) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, исходя из положений ст. 29 ЖК РФ. В сообщении ответчика указано на необходимость в срок до 10.10.2022 года привести жилое помещение в прежнее состояние.
Согласно заключению эксперта №0324-2022-Э, выполненному ООО «СарСтройЭкспертиза» на основании определения Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11.03.2022 года в рамках гражданского дела № 2-412/2022 (архивное), комплекс работ по монтажу и введению в эксплуатацию индивидуальной системы отопления в квартире по адресу: <адрес> соответствует строительно-техническим, санитарным, противопожарным, экологическим и иным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью. Переход квартиры на индивидуальную систему отопления не влечент нарушение режима (схемы) внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес> Установка индивидуальной системы отопления в указанной квартире не повлекла изменение централизованных систем отопления, водоснабжения, газоснабжения и другого общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Переоборудование указанной квартиры в связи с переходом на автономное отопление квартиры не создает препятствий для нормальной эксплуатации общедомовой системы центрального отопления: циркуляция в указанных стояках не нарушена, установка котла на тепловой баланс многоквартирного дома не влияет существенно.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее по тексту - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).
При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. ч. 5, 6).
На основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее по тексту – Правила № 491), определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 года № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154.
Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 года № 787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.12.2020 года №1203 актуализирована схема теплоснабжения муниципального образования «Город Саратов» до 2030 года.
Как следует из письма первого заместителя главы администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» от 14.06.2022 года, возможность перевода отдельных жилых помещений в многоквартирных домах на индивидуальное отопление вышеназванной схемой не предусмотрена (л.д. 86).
Следовательно, схема теплоснабжения и теплового пункта многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, которая предусматривает единый источник теплоснабжения, закрытую систему теплоснабжения, разработанную для десятиэтажного многоквартирного дома, не предусматривает возможность ее перевода на схему с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, что истцом не опровергнуто.
По указанным основаниям суд отклоняет заключение эксперта №0324-2022-Э, выполненное ООО «СарСтройЭкспертиза», в части становления экспертным путем, что установка индивидуальной системы отопления в квартире истца не повлекла изменение централизованной системы отопления многоквартирного дома, а также, что переоборудование указанной квартиры в связи с переходом на автономное отопление квартиры не создает препятствий для нормальной эксплуатации общедомовой системы центрального отопления: циркуляция в указанных стояках не нарушена, установка котла на тепловой баланс многоквартирного дома не влияет существенно.
Таким образом, судом установлено, что в результате произведенных в квартире истца работ по установке прибора индивидуального отопления, были внесены изменения в инженерные системы дома (систему отопления, газоснабжения), тем самым фактически изменены параметры жилого дома в целом. Соответственно, в квартире истца произведено переустройство объекта, что требовало получения согласования в установленном порядке.
Кроме того, устройство дымоходных труб от окна квартиры нарушает архитектурный облик многоквартирного дома.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17.11. 2011 года №1514-О-О, от 25.01.2012 года № 199-О-О, от 21.03.2013 года № 457-О, от 17.07.2014 года № 1681-О и другие).
Доводы истца о том, что произведенные в квартире работы были осуществлены прежним собственником в 2003 году с предварительным получением разрешений, которые предусматривались действовавшим на момент установки газового котла законодательством, являются необоснованными.
Положениями ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент установки в квартире газового котла, было предусмотрено, что переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений допускались с разрешения Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Согласно положениям приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.01.1989 года № 8 «Об утверждении и введении в действие Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», и ст. 154 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшими на момент установки системы индивидуального отопления в квартире истца, изменение отдельных помещений государственного, а также общественного и кооперативного жилищного фонда допускалось производить организациям и отдельным гражданам после получения разрешения межведомственной комиссии исполкома местного Совета народных депутатов, а в поселках, где межведомственные комиссии не создаются, - с разрешения исполкома местного Совета на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями. За ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства предусматривалась ответственность в соответствии с действовавшим законодательством.
В состав Межведомственных комиссий включались: председатель комиссии (заместитель председателя исполкома местного Совета), члены комиссии (представители городского или районного жилищного управления, органов по строительству и архитектуре, Государственного санитарного надзора и Государственного пожарного надзора).
Порядок работы межведомственной комиссии определяется соответствующим Положением, утвержденным исполкомом местного Совета народных депутатов в установленном порядке.
Для получения разрешения на переустройство помещения организация и граждане подают заявление в межведомственную комиссию с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проекта переустройства в двух экземплярах; заключения жилищно-эксплуатационной организации о возможности и целесообразности намеченных работ; справки с указанием согласия жильцов квартиры (дома), заверенной жилищно-эксплуатационной организацией, и других документов по требованию комиссии.
Результаты работы межведомственной комиссии оформлялись протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованной организации) выдавалась выписка из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
Выданные разрешения действительны в течение одного года со дня выдачи разрешения до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены только после повторного рассмотрения межведомственной комиссией.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку или установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.
Вместе с тем, вопреки доводам Фатьяновой Н.И., в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ей не представлены доказательства наличия решения межведомственной комиссии Исполкома местного Совета народных депутатов о разрешении на проведение работ по установке индивидуального газового котла в квартире.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (п. п. 10 и 11 Правил №491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и п. 15 приложения № 1 к данным Правилам; подп. «в» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; п. п. 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 года № 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).
Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 01.03.2005 года на основании Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ), также предусматривавшей необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.
В данном случае истцом не представлены соответствующее разрешение местной администрации на переустройство жилого помещения согласно ранее действовавшему законодательству.
В силу действующего в настоящее время законодательства истцом также не выполнены требования по использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещении (ч. ч. 5, 6 ст. 26 ЖК РФ).
Вышеназванная форма решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 года № 266.
Между тем, истцом в материалы дела не было представлено решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 года № 266.
По смыслу приведенных правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть надлежащим образом согласованным, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Помимо всего вышеизложенного, в силу п. 6 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты; лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
С учетом функционального назначения инженерных коммуникаций, находящиеся в жилом помещении многоквартирного жилого дома трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем, предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательств получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на отключение квартиры №18 от центральной системы отопления истцом также не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Фатьяновой Н.И., поскольку работы по переустройству системы отопления принадлежащей ей квартиры были произведены с нарушением установленного законом порядка.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Фатьяновой Н.И, к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о сохранении жилого помещения в переустроенном виде отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Срок составления мотивированного решения – 29.11.2022 года.
Судья М.В. Агишева