Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 марта 2024 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к гаражному кооперативу «Вымпел плюс», ФИО3 о признании перечня документов недостоверным, признании государственной регистрации юридического лица недействительной, ликвидации юридического лица, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в котором просит: признать недостоверным перечень документов, представленных ФИО3 для регистрации ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС № по Московской области юридического лица – гаражный кооператив «Вымпел плюс», признать государственную регистрацию юридического лица – гаражный кооператив «Вымпел плюс» недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ; принять решение о ликвидации юридического лица – гаражный кооператив «Вымпел плюс» ликвидационной комиссией с размещением в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о предстоящей ликвидации юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей другим лицам с обязательным внесением сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, принять решение о наложении ареста на расчетный счет ГК «Вымпел плюс», принять решение о дисквалификации ФИО3 с внесением его в реестр дисквалифицированных лиц, обязать ФИО3 вернуть истцу взятый им ДД.ММ.ГГГГ на территории ГСК «Вымпел» принадлежащий истцу меловой деревянный штендер – выносная рекламная конструкция для вывешивания объявлений для членов ГСК «Вымпел», обязать ФИО3 обеспечить доступ в шкаф металлический, расположенный на территории ГСК «Вымпел», к находящемуся внутри него вводному электрическому счетчику для сверки и снятия показаний потребленной электроэнергии членами ГСК «Вымпел».
В обоснование заявленных требований указано, что истец является председателем ГСК «Вымпел», ФИО3 являлся членом ГСК «Вымпел». По заявлению ФИО3 согласно данным ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС № по Московской области зарегистрирован Гаражный кооператив «Вымпел плюс», где ФИО3 является председателем правления. Также ФИО3 открыл счет, на который предлагает членам ГСК «Вымпел» перечислять денежные суммы, якобы членские взносы, но как от членов ГК «Вымпел плюс», начал ставить печать ГК «Вымпел плюс» в членские книжки членов ГСК «Вымпел». Своими действиями ФИО3 вводит в заблуждение членов ГСК «Вымпел», препятствует решению хозяйственных вопросов кооператива, ведению бухгалтерского учета и расчетам с АО «Мосэнергосбыт», ООО «Экопромсервис».
В судебное заседание ФИО2 явился, заявленные требования поддержал.
Ответчик ФИО3, выступая также в качестве представителя ГК «Вымпел плюс» (председатель правления) пояснил, что действительно забрал принадлежащий ФИО2 штендер, который в настоящее время находится у него, против обеспечения истцу доступа в шкаф для снятия показаний со счетчика, который у последнего сейчас отсутствует ввиду наличия замка на шкафу, он также возражений не имеет, против удовлетворения остальной части требований возражает.
Третье лицо – ФИО7 в судебном заседании поддержал позицию, изложенную ФИО3
Третье лицо – Межрайонный ИФНС № по Московской области представителя в судебное заседание не направила, представив возражения относительно заявленных исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Как следует из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица.
Согласно п. 1.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 указанной статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Законом.
Пунктом 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что заявление, уведомление или сообщение, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии со статьей 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, введенных в действие Постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации.
Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.
При засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица на том или ином документе нотариус обязан проверить не только подлинность подписи данного лица, но и то, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия от имени юридического лица.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов, перечень которых установлен соответствующими статьями Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, из вышеизложенных положений законодательства следует, что регистрирующий орган не наделен полномочиями по оценке представленных на государственную регистрацию документов на предмет их действительности, достоверности и фальсификации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС № был представлен комплект документов вх. №А, содержащий:
Заявление по форме Р11001 (заявление о создании юридического лица) -выписка от ДД.ММ.ГГГГ.
устав юридического лица
документ об оплате государственной пошлины
Нотариус Солнечногорского нотариального округа Московской области ФИО5 засвидетельствовала подпись ФИО7 (зарегистрировано в реестре №-н/50-2020-2-128 от ДД.ММ.ГГГГ) на заявлении по форме Р11001 входящий №А.
ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом было принято решение №А о государственной регистрации юридического лица – Гаражного кооператива «Вымпел плюс», о чём внесена запись ГРН 2205003591758, так как представленный комплект документов соответствовал требованиям законодательства о государственной регистрации, оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, не имелось.
Исходя из вышеизложенного следует, что в компетенцию регистрирующих органов не входит оценка законности решений органов управления юридических лиц, сделок и иных обусловивших государственную регистрацию оснований возникновения прав и обязанностей, а также анализ положений устава юридического лица на соответствие требованиям законодательства.
В связи с изложенным, правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 о признании недостоверным перечня документов, представленных ФИО3 для регистрации ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС № по Московской области юридического лица – ГК «Вымпел плюс», суд не усматривает, поскольку представленный комплект документов соответствовал требованиям законодательства о государственной регистрации, в связи с чем регистрация юридического лица была произведена. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
В соответствии же с ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Поскольку никаких достоверных доказательств предоставления ФИО3 в осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, в деле не имеется, а также учитывая, что данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке административного, а не гражданского судопроизводства, суд правовых оснований для удовлетворения требований истца о принятии решения о дисквалификации ФИО3 не усматривает.
В отношении требований ФИО2 об исключить запись о регистрации ГК «Вымпел плюс» из ЕГРЮЛ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 вышеуказанной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в данных пунктах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в случае изменения, содержащихся в государственных реестрах сведений, ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются, в связи с чем требования в данной части также не могут быть удовлетворены.
Согласно подпунктам 1 - 6 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
В статьях 62, 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Равным образом удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.
Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.
Однако в рассматриваемом споре, по указанным в ст. 61 ГК РФ основаниям ликвидации юридического лица, ФИО2 надлежащим истцом не является, поскольку такие требования могут быть заявлены лишь уполномоченным государственным органом либо органом местного самоуправления, а также учредителем (участником) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, однако ФИО2 к таковым в отношении ГК «Вымпел плюс» не относится. Таким образом, у истца отсутствует право требования ликвидации ответчика, в связи с чем исковые требования ФИО2 в части принятия решения о ликвидации ГК «Вымпел плюс» судом также не могут быть удовлетворены. Соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения требований о наложении ареста на расчетный счет ГК «Вымпел плюс».
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из пояснений ФИО3, данных в судебном заседании, он действительно удерживает у себя принадлежащий ФИО2 меловой деревянный штендер, согласен его вернуть, в связи с чем в данной части требования истца суд полагает подлежащими удовлетворению с установлением срока для возврата штендера – в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, имеются основания и для возложения на ФИО3 обязанности не чинить ФИО2, который является председателем правления ГСК «Вымпел», препятствий в доступе к расположенному на территории ГСК «Вымпел» металлическому шкафу и находящемуся внутри него электрическому счетчику для снятия показаний расходы электроэнергии, поскольку ответчик в судебном заседании пояснял, что на данном металлическом шкафу установлен замок, однако ознакомиться с показаниями счетчика имеют право все члены ГСК и лица из руководства ГСК, однако данный замок был установлен, поскольку ФИО2 неверно снимал и передавал показания в АО «Мосэнергосбыт». Данный доводы основанием для чинения препятствий в доступе к счетчику суд не признает обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.