Дело № 2-230/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2016 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Глазковой Д.А.,
при секретаре Гончар Г.С.,
с участием прокурора Пантелеева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское о понуждении к совершению действий,
установил:
Вязниковский межрайонный прокурор с учетом уточнений исковых требований обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - участок линии канализационной сети, расположенный на территории муниципального образование Октябрьское в <адрес> перед домом № и участок канализационной сети, расположенный в <адрес> за домом №б по <адрес>, обязании в течение восьми месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Вязниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением в отношении вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области находится объект канализационных сетей, не имеющий собственника, то есть являющийся бесхозяйным.
Объект расположен в административных границах муниципального образования Октябрьское Вязниковского района, следовательно, бездействие администрации муниципального образования в части обращения в Вязниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о принятии электросетевого хозяйства на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Отсутствие собственника указанных участков линии канализационной сети, может в дальнейшем повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги по водоотведению, создание угрозы причинения вреда здоровью и имуществу граждан при выходе объекта из строя и иных аварийных ситуациях.
Бездействие администрации муниципального образования Октябрьское по постановке на учет бесхозяйного имущества, указанных канализационных сетей водоотведения, находящихся на территории этого муниципального образования, является незаконным, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании старший помощник Вязниковского межрайонного прокурора Пантелеев М.Ю. исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области Лапина В.В. по доверенности не возражала против исковых требований, подтвердила, что спорные объекты находятся на территории муниципального образования Октябрьское.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Вязниковский район по доверенности Абрамова Е.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что спорные объекты не являются бесхозяйными, так как в соответствии с решением Вязниковского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке в муниципальную собственность объектов коммунального назначения и инженерной инфраструктуры от АО «Октябрьская прядильная фабрика», от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке объектов в муниципальную собственность Вязниковского района от ОАО «Октябрьская прядильная фабрика», от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность Вязниковского района» и решением Совета народных депутатов округа Вязники от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в муниципальную собственность округа Вязники объектов водоснабжения СПК «Спартак» в муниципальную собственность Вязниковского района были приняты объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в поселках Лукново и Октябрьский. Соответственно, канализационные сети в поселке Лукново и поселке Октябрьский имеют собственника, и не могут быть приняты в собственность кем-либо повторно. В соответствии с заключением Вязниковского филиала Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ №, данным по результатам выезда на место, канализационные отстойники, расположенные по адресам: <адрес>, перед домом № и <адрес>, за домом №б, являются принадлежностью главной вещи, которой в данных случаях являются жилые дома, так как предназначены для их обслуживания, и самостоятельной ценности не имеют. Данные строения не являются самостоятельными объектами капитального строительства. Эти строения подлежат государственному техническому учету и технической инвентаризации в составе сложной вещи, то есть ее описание производится в технической документации, содержащей сведения об основном здании и обслуживающих его служебных строениях и сооружениях. Постановлением Главы Администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № спорные объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Вязниковского района «Коммунальные системы» с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица МУП Вязниковского района «Коммунальные системы», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не присутствовал, возражений против исковых требований не представил.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора с учетом их уточнений обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществлялось территориальными органами Федеральной регистрационной службы на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны были быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе, план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки расположенного воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных канализационных сетей, а также обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования Октябрьское находится участок линии канализационной сети, расположенный на территории муниципального образование Октябрьское в <адрес> перед домом № и участок канализационной сети, расположенный в <адрес> за домом №б по <адрес>.
Как следует из Реестра муниципального образования Октябрьской Вязниковского района спорные объекты не значатся.
Постановлением Главы администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № объект - канализационно - напорный коллектор с оборудованием, расположенные по адресу: Вязниковский район, поселок Октябрьский - поселок Лукново закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Вязниковского района «Коммунальные системы» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данных Вязниковского филиала Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» от 17.03.2016г. №, канализационные отстойники, расположенные по адресу: <адрес>, перед домом №, и канализационные отстойники, расположенные по адресу: <адрес>, за домом №б, являются принадлежностью главной вещи, которой в данных случаях являются жилые дома, так как предназначены для их обслуживания и самостоятельной ценности не имеют. Принадлежность следует главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Поэтому данные строения не являются самостоятельными объектами капитального строительства. В связи с этим техническая инвентаризация этих строений не может быть произведена как самостоятельных объектов с изготовлением отдельного технического паспорта. Они подлежат государственному техническому учету и технической инвентаризации в составе сложной вещи, то есть ее описание производится в технической документации, содержащей сведения об основном здании и обслуживающих его служебных строений и сооружений.
Как следует из справки Вязниковского филиала Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» от 16.05.2016г. №, проведение инвентаризации участка линии канализационной сети с канализационными колодцами, расположенными по адресу: <адрес>, перед домом № и <адрес>, за домом №б, возможна.
Доводы представителя третьего лица Администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о том, что спорные объекты в полном объеме переданы муниципальному образованию Вязниковский район, являются несостоятельными, так как в Выписке из Реестра муниципального имущества Вязниковского района указаны участки канализационных сетей, что также подтверждается отсутствием в Уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от <данные изъяты>. №, собственника спорных объектов.
Учитывая изложенное, суд находит, что исковые требования прокурора о признании бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного имущества и обязании обратиться в Вязниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Вязниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о принятии объекта участков канализационной сети на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, суд находит неразумным и недостаточным, поскольку для подачи заявления в Вязниковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области требуется собрать необходимые документы, в том числе оформить технический паспорт на объект канализационного хозяйства, для чего необходимо выделение денежных средств, подготовка технического паспорта Вязниковским БТИ осуществляется по инструкции в течение месяца. При таких обстоятельствах суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Октябрьское обратиться в Вязниковский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением в отношении бесхозяйных объектов недвижимого имущество - участок линии канализационной сети длиной 8 метров с находящимся на ней канализационным колодцем и канализационным отстойником, расположенной на территории муниципального образования Октябрьское в <адрес> перед домом <данные изъяты> и участок канализационной сети длиной 5 метров с находящимися на ней двумя канализационными колодцами, расположенный в <адрес> за домом <данные изъяты> по <адрес> о принятии их на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Глазкова