Решение по делу № 2-703/2016 от 04.03.2016

Дело № 2-703/2016

         РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

15 апреля 2016 года                            г.Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

с участием

истца Ларина А.В.,

представителя ответчика Огородниковой И.Ю.,

третьего лица Лариной Е.Н.,

при секретаре Тоичкиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском гражданское дело по иску Ларина Антона Викторовича к Администрации Чайковского муниципального района о заключении договора найма,

у с т а н о в и л :

Ларин Антон Викторович обратился в суд с иском к администрации Чайковского муниципального района о заключении договора социального найма жилого помещения, указывая, что его семья состояла на учете, на основании постановления главы Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения по <адрес>, в связи с тем, что он работал участковым уполномоченным Отдела МВД России по Чайковскому району. С февраля 2009 года его семья зарегистрирована по данному адресу, за время проживания он нес бремя содержания квартиры.

18.08.2014 года истец обратился с заявлением об изменении статуса квартиры – исключении ее из числа служебных, и заключении договора социального найма, но ответа не последовало.

Решением Земского собрания Чайковского муниципального района утвержден новый порядок предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, которым не предусмотрен порядок и основания исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, в связи с чем истец лишен возможности заключить договор социального найма, изменить статус жилого помещения и приватизировать жилое помещением.

17.03.2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причин о не рассмотрении в течении 30 суток его заявления от 18.08.2014 года и не принятии решения о снятии статуса жилого помещения с действующим на тот момент Положением о порядке предоставления служебных жилых помещений, утвержденного решением Земского собрания Чайковского муниципального района Пермского края № 233 от 01.02.2007 года.

В связи с тем, что его семья на момент заключения договора служебного найма состояла на учете в качестве нуждающейся в жилье, просит обязать ответчика заключить договор социального найма жилого помещения по <адрес>.

    В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что при подаче заявления 18 августа 2014 года и всех необходимых документов о снятии статуса служебного жилья действовало Положение, утвержденное Земским собранием, в соответствии с которым статус служебного должен быть снят. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней. Администрация не рассматривала этот вопрос на комиссии, пока не было принято новое Положение, в соответствии с которым, он уже не мог обратиться с заявлением о снятии статуса служебного. Отказ был дан Администрацией только 12 ноября 2014 года. По всем другим квартирам в доме статус служебного был снят. Он ждал, пока будет отработано в органах полиции 10 лет, и после этого обратился с заявлением о снятии статуса служебного. Поскольку другого жилья не имеет и не реализовал свое на приватизацию, намерен после заключения договора социального найма этим правом воспользоваться.

    Третье лицо Ларина Е.Н. иск поддержала.

Представитель истца по доверенности Огородникова И.Ю. иск не признала, суду пояснила, что жилое помещение, включенное в число служебных жилых помещений специализированного жилого фонда, не подлежит отчуждению.

На основании ходатайства начальника ОВД майора милиции В.В. Кустова от ДД.ММ.ГГГГ о выделении жилого помещения, на заседании рабочей комиссии ДД.ММ.ГГГГ по реализации жилищных программ на территории Чайковского муниципального района было принято решение по предоставлению Ларину А.В. жилого помещения в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, между муниципальным образованием «Чайковский муниципальный район» и истцом ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения .

Согласно заключенному договору в соответствии с пунктом 2 раздел 1, спорное жилое помещение предоставляется в связи с работой в ОВД по Чайковскому муниципальному району, который носит временный характер, а именно на период работы, в связи с которой ему было предоставлено такое помещение.

Служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы).

14.04.2014 года в комитете по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района по результатам проверки составлен акт, где указано, что предоставление служебных жилых помещений не может быть признано эффективным, поскольку такое предоставление лицам, служащим в органах внутренних дел и иных государственных структур, в соответствии с федеральным законодательством должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Истец в устном порядке был проинформирован о предстоящем изменении утвержденного Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений, специализированного жилищного фонда.

Согласно п.3.4. раздела 3 указанного Положения, утвержденного решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 01.02.2007 года № 223 установлено, что рабочая комиссия по реализации жилищных программ на территории Чайковского муниципального района вправе принять решение об исключении из специализированного фонда служебного жилого помещения. Однако, принятие решения о снятии с жилого помещения статуса «служебное» это право, а не обязанность органа местного самоуправления.

Согласно информации, представленной администрацией Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ семья Ларина А.В. в списках нуждающихся в жилых помещениях не состоит. ДД.ММ.ГГГГ семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», но истец и члены его семьи не принимали участие в указанной программе согласно справке комитета по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что в Чайковском муниципальном районе в настоящее время действует иной порядок предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, спорная квартира из муниципального жилищного фонда не исключалась, просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Статья 93 Жилищного кодекса РФ определяет назначение служебных жилых помещений для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

    В силу ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном прядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Чайковского муниципального района от 15.12.2008 года ряд жилых помещений, в том числе квартира по <адрес> отнесены к жилым служебным помещениям специализированного жилищного фонда (л.д.37)

ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Чайковский муниципальный район» заключает с Лариным А.В договор найма служебного жилого помещения по <адрес> в связи с работой в ОВД по Чайковскому муниципальному району (л.д.9-12).

В данное жилое помещение вселены и зарегистрированы по месту жительства члены семьи Ларина А.В.: жена Ларина Е.Н., сын ФИО13 (л.д.16)

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности на спорную квартиру (л.д.38)

По сообщению администрации Чайковского городского поселения семья Ларина А.В. в списках нуждающихся в жилых помещения не состоит, на основании постановления администрации Чайковского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в жилом помещении в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» (л.д.46) Согласно справке участия семья истца в данной программе не принимала, в очереди на получение социальной выплаты не числится. (л.д.47)

Истец и члены его семьи не имеют в г.Чайковском квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности, что подтверждается справкой ЦТИ (л.д.23, 64). Таким образом, спорное жилое помещение является для Ларина А.В. единственным.

Ларин А.В. проходит службу в Отделе МВД России по Чайковскому району с ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным милиции, с ДД.ММ.ГГГГ оперативным дежурным по контракту от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 4, 58)

18.08.2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения (л.д.17). На заявлении имеется резолюция от 18.08.2014 года о принятии его в работу, ответ будет подготовлен после утверждения порядка предоставления служебных жилых помещений.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес существенные изменения в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в сфере полномочий по охране общественного порядка, отнеся, в частности, к вопросам местного значения поселений предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Также к вопросам местного значения поселений отнесено предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности, причем установлено, что данная норма действует только до 1 января 2017 года. (статья 35)

Названный закон определяет полномочия органа местного самоуправления поселений в предоставлении участковому уполномоченному и членам его семьи жилого помещения на период выполнения обязанностей по указанной должности.

На момент обращения Ларина А.В. с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения 18 августа 2014 года действовало Решение Земского Собрания Чайковского муниципального района от 01.02.2007 № 223 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений» (далее- Положение № 233). Согласно 3 разделу определен порядок и основания исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (введен решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 29.04.2009 г. № 535):

3.1 Для рассмотрения вопроса об исключении из специализированного жилищного фонда служебного жилого помещения, в котором проживают граждане, на заседание рабочей комиссии по реализации жилищных программ на территории Чайковского муниципального района, граждане представляют следующие документы: 3.2.1. заявление о снятии статуса служебного с занимаемого им жилого помещения; 3.2.2. документ, подтверждающий право пользования служебным жилым помещением; 3.2.3. копии трудового договора и трудовой книжки.. ; 3.2.4 документы, подтверждающие отсутствие на каком-либо праве жилого помещения у заявителя и членов его семьи… 3.2.5 справку уполномоченного органа о гражданах, проживающих и зарегистрированных в служебных жилых помещениях..; 3.2.6 мнение организации об исключении помещения из специализированного жилищного фонда, в интересах которой предоставлялось служебное жилое помещение.

3.3. На основании представленных документов рабочая комиссия по реализации жилищных программ на территории Чайковского муниципального района в срок не позднее 30 календарных дней со дня представления полного пакета документов принимает решение. Решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда оформляется постановлением главы Чайковского муниципального района.

3.4. Рабочая комиссия по реализации жилищных программ на территории Чайковского муниципального района вправе принять решение об исключении из специализированного фонда жилого помещения в следующих случаях:…

по ходатайству организации, в интересах которой предоставлялось служебное жилое помещение, при условии, что граждане, проживающие в служебном жилом помещении, проработали в этой организации и (или) иной бюджетной организации Чайковского муниципального района более 10 лет;

    Таким образом, на момент обращения Ларина А.В. с заявлением, действовал нормативный акт, определяющий порядок и основания исключения служебного жилого помещения из специализированного фонда, принятый органом местного самоуправления, что прямо предусмотрено ст. 2 Жилищного кодекса РФ.

    Из представленных суду документов следует, что на момент обращения, все необходимые условия были соблюдены.

Документы истцом представлены в соответствии с пунктом 3.1 Положения № 233. Необходимый 10 летний стаж работы в организации, в интересах которой предоставлялось жилое помещение, у истца имелся. Таким образом, у Администрации Чайковского муниципального района отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда квартиры по <адрес>. Эти обстоятельства не оспариваются сторонами.

    Также установлено, что после принятия соответствующего решения Администрацией Чайковского муниципального района, граждане заключали договор социального найма с последующей передачей в собственность.

    Ответчик в нарушении п. 3.3 Положения № 233, должен был принять соответствующее решение в течение 30 дней календарных дней. Этого Администрацией Чайковского муниципального района не было сделано. 12 ноября 2014 года истцу был направлен отказ в исключении жилого помещения из специализированного фонда. Истец такой отказ не обжаловал, что само по себе не лишает его права решить вопрос передачи жилья на условиях договора социального найма.

    В судебном заседании установлено, что иных оснований для отказа истцу, кроме ожидания принятия Земским собранием иного порядка предоставления жилых помещений, приведенного в соответствии со ст. 102 Жилищного кодекса РФ, на момент обращения его обращения 18 августа 2014 года, не было.

В соответствии с ч.2, 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6. Жилищного кодекса Российской Федерации,

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Отказывая истцу в исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма (л.д. 19), ответчик ссылается на принятый новый порядок предоставления жилых помещений, утвержденный решением Земского Собрания Чайковского муниципального района от 29.10.2014 № 560. Вновь принятый нормативный правовой акт не применим к правоотношениям, возникшим между сторонами, т.к. в силу закона не имеет обратной силы. К правоотношениям должно применяться Положение № 232 в редакции, действовавшей на момент возникновения права у истца, на исключение жилого помещения из числа служебных, и заключении договора социального найма. Данные обстоятельства являются основанием для удовлетворения иска.

Суд не принимает доводы представителя ответчика об отказе в заключении договора социального найма с истцом, в связи с неэффективным использованием жилищного фонда и действием Федерального закона от 07.02.2011 г. «О полиции» об обеспечении сотрудника полиции жилым помещением за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Жилое помещение истцу было предоставлено в соответствии с действующим нормативным правовым актом органа местного самоуправлении, на момент реализации права на заключение договора социального найма действовало, и Ларин А.В. вправе рассчитывать на определенность поведения ответчика.

Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с муниципальным органом, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, относительно недопустимости придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации.

Основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, - иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края заключении договора социального найма с истцом.

В силу п.1 ст.98 ГПК РФ ответчик обязан возместить истцу расходы по оплате госпошлины 300 руб.. Поскольку истцом не представлен подлинник платежного документа об оплате расходов за составление искового заявления, судом данный вопрос не рассматривается.

Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,

             р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края заключить с Лариным Антоном Викторовичем договор социального найма жилого помещения по <адрес>.

    Взыскать с Администрации Чайковского муниципального района Пермского края в пользу Ларина Антона Викторовича возврат госпошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

2-703/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ларин А.В.
Ответчики
Администрация Чайковского муниципального района
Другие
Ларина Е.Н.
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
04.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2016Дело оформлено
28.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее