Решение по делу № 2-244/2022 от 16.02.2022

УИД

Дело № 2-244/2022

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» июня 2022 года                     г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,

при помощнике судьи Балыкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Оби Новосибирской области в интересах Котенко Натальи Владимировны, Котенко Алексея Сергеевича, Котенко Юлии Алексеевны, Топуновой Анастасии Юрьевны, Котенко Марии Алексеевны и Котенко Елизаветы Алексеевны к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах Котенко Н.В., Котенко А.С., Котенко Ю.А., Топуновой А.Ю., Котенко М.А. и Котенко Е.А. к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения, в котором с учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчика предоставить Котенко Н.В., Котенко А.С., Котенко Ю.А., Топуновой А.Ю., Котенко М.А. и Котенко Е.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., на территории муниципального образования <адрес>, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен <адрес>, <адрес> расположенной по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокурорской проверкой было установлено, что семья, состоящая из Котенко Н.В., Котенко А.С., Котенко Ю.А., Топуновой А.Ю., Котенко М.А. и Котенко Е.А. до ДД.ММ.ГГГГ проживали по адресу: <адрес>,4, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. и договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. . Постановлением администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. семья Котенко А.С. признана малоимущей, нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом уничтожен. Жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в которых до пожара проживала семья Костенко А.С., в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не признавались. Вместе с тем, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке. Само по себе отсутствие решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания не является основанием, ограничивающим право гражданина на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, если человек в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Кроме того, закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами (ст. 40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21, часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. При этом ни ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Несмотря на наличие всех условий, предусмотренных законодательством, до настоящего времени многодетная семья Котенко А.С. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена.

В судебном заседании прокурор Попова Н.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города Оби Новосибирской области Грязнов С.Д. в судебном заседании пояснил, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поддержал доводы письменного отзыва, представленного ранее. В отзыве указывают, что наниматель Котенко А.С. занимал на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение в многоквартирном доме общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем были вселены его супруга Котенко Н.В. и дочери Котенко Ю.А., Котенко М.А., Топунова А.Ю. Данный дом на основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирных домов аварийными» с учетом изменений, внесенных на основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. , был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме в соответствии с жилищным законодательством, был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, произошел пожар. Семье Котенко до момента предоставления жилого помещения было предоставлено жилое помещение маневренного фонда. Жилищный кодекс РФ не ограничивает конкретный срок, на который может предоставляться помещение маневренного фонда, связывая его окончание лишь с устранением обстоятельств, послуживших основанием для переселения в такое помещение. Вместе с тем, маневренным является жилищный фонд из жилых помещений, предоставляемых гражданам временно, на небольшой срок при различных непредвиденных обстоятельствах. Полномочия наймодателя от имени администрации г. Оби Новосибирской области осуществляет МБУ «УК ЖКХ», которое на основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О передаче отдельных полномочий исполнительного органа местного самоуправления» были переданы отдельные полномочия по заключению договоров социального, специализированного найма. Между МБУ «УК ЖКХ» (наймодатель) и Котенко А.С. (наниматель) был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ., срок действия договора составлял ДД.ММ.ГГГГ. По истечении срока был заключен новый договор найма жилого помещения маневренного фонда ДД.ММ.ГГГГ. на срок ДД.ММ.ГГГГ месяцев. Затем был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ. также на срок ДД.ММ.ГГГГ месяцев. Данный договор прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ года, однако, семья Котенко А.С. до настоящего времени занимают жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, <адрес>. Указывает, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). Действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1 ст. 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Исходя из указанных выше положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как усматривается из ордера от ДД.ММ.ГГГГ. и контрольного талона к нему Котенко А.С. было предоставлено право на занятие двух комнат в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 17).

На основании типового договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением Котенко А.С. было предоставлено вышеуказанное жилое помещение, при этом совместно с нанимателем в него в качестве членов семьи вселены жена, Котенко Н.В., дочери Котенко Ю.А., Котенко М.А., Топунова А.Ю., Котенко Е.А. (л.д. 18-21, 22).

Из письма администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. Следует, что Котенко А.С. на основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от 07.11.2013г. , он принят на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, под учетным номером . Также администрацией г. Оби было принято решение о включении семьи Котенко А.С. в список многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. они имеют очередной , в общем списке граждан, состоящих на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., они имеют очередной (л.д. 11-12). Что также подтверждается письмом администрации г. Оби Новосибирской области -. (л.д. 68-69).

В соответствии с заключением об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 33 от 20.12.2016г. жилой дом по <адрес> в <адрес> следует признать аварийным и подлежащим сносу (л.д. 90-91).

На основании постановления администрации г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. дом по <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу с учетом изменений, внесенных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 89, 87).

Согласно справке отдел надзорной деятельности профилактической работы по г. Обь Новосибирской области ГУ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. В 23 час. 30 мин. произошел пожар в <адрес> <адрес> дома по адресу: <адрес> (л.д. 13). Что также подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14-16).

В связи с тем, что жилое помещение, в котором проживал Котенко А.С. с семьей, было утрачено в связи с произошедшим пожаром, им было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ., действительного до ДД.ММ.ГГГГ. и на основании распоряжения администрации г. Оби Новосибирской области - от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 23-26, 27, 74). Впоследствии с Котенко А.С. в отношении данного жилого помещения заключались аналогичные договора найма от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на ДД.ММ.ГГГГ месяцев (л.д. 28-30), от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации г. Оби Новосибирской области -р от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 31-32, 745), от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на ДД.ММ.ГГГГ месяцев на основании распоряжения администрации г. Оби Новосибирской области -р от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 33-36, 71).

Представленными доказательствами подтверждается, что Котенко А.С. и членам его семьи: жене, Котенко Н.В., дочерям Котенко Ю.А., Котенко М.А., Топунова А.Ю. и Котенко Е.А., имеющим статус малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, занимающих на основании договора социального найма жилое помещение, в установленном порядке признанного аварийном и которое было утрачено в результате пожара, было предоставлено жилье маневренного фонда на срок 6 месяцев, который неоднократно продлевался.

При таких обстоятельствах, нанимателю Котенко А.С. и членам его семьи: жене, Котенко Н.В., дочерям Котенко Ю.А., Котенко М.А., Топунова А.Ю. и Котенко Е.А., на основании вышеуказанных положений действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. При этом их право на предоставление жилого помещения на компенсационной основе по нормам ст. 89 ЖК РФ не может быть ограничено или поставлено в зависимость от срока расселения, установленного администрацией <адрес>, либо должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г. Оби Новосибирской области, заявленных в интересах Котенко Н.В., Котенко А.С., Котенко Ю.А., Топуновой А.Ю., Котенко М.А. и Котенко Е.А. к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Оби Новосибирской области в интересах Котенко Натальи Владимировны, Котенко Алексея Сергеевича, Котенко Юлии Алексеевны, Топуновой Анастасии Юрьевны, Котенко Марии Алексеевны и Котенко Елизаветы Алексеевны к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию города Оби предоставить Котенко Алексею Сергеевичу, Котенко Наталье Владимировне, Котенко Юлие Алексеевне, Топуновой Анастасие Юрьевне, Котенко Марие Алексеевне и Котенко Елизавете Алексеевне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., на территории муниципального образования <адрес>, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2022 года.

Судья                                                       Е.Л. Зайнутдинова

2-244/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Котенко Наталья Владимировна
Котенко Юлия Алексеевна
Котенко Алексей Сергеевич
Информация скрыта
Прокуратура г. Оби Новосибирской области
Ответчики
Администрация г. Оби Новосибирской области
Суд
Обской городской суд Новосибирской области
Судья
Зайнутдинова Елена Леонидовна
Дело на сайте суда
obskoy.nsk.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2022Передача материалов судье
22.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.03.2022Предварительное судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
24.06.2022Предварительное судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
26.10.2022Дело передано в архив
24.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее