УИД 77RS0018-02-2022-011629-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 г. Никулинский районный суд г. Москвы
в составе судьи Самороковской Н.В.,
при секретаре Мехтиевой Д.М.
с участием пом. прокурора Удаловой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-733/22 по административному исковому заявлению Горелова К.Е. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки о признании незаконным отказ в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки г. Москва и о возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата (в порядке самовыдвижения) в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки г. Москва, об отмене решения ТИК Раменки об отказе в регистрации кандидата в депутаты от 29.07.2022 г. и обязании ТИК зарегистрировать Горелова К.Е. в качестве кандидата на выборах,
Установил:
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки от 29 июля 2022 № 18/11, Горелову К.Е. 1970 года рождения, было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки по многомандатному избирательному округу № 1.
Горелов К.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконнымд и отменить решение территориальной избирательной комиссии района Раменки исполняющей обязанности Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки от 29 июля 2022 № 18/11.
Требования мотивировал тем, что указанное решение является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм п.8, ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ и приложения № 8 к нему, Постановления Конституционного Суда РФ от 04.10.2016 № 18-П, Постановления Европейского суда по правам человека от 17 июля 2008 «Кабков против России».
Административный истец Горелов К.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца Рыбин А.В. в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки адвокат Коршунов А.Ф., представил письменные возражения, по доводам, изложенным в исковом заявлении, возражал, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение пом.прокурора полагавшего что исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что на основании решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки от 23 июня 2022 г. № 4/1 выборы депутатов Совета муниципального округа Раменки назначены на 11 сентября 2022 г., указанное решение опубликовано в электронном периодическом издании «Вестник Московской городской избирательной комиссии» (электронное периодическое издание).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 № 3/5-53 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию района Раменки.
Таким образом, территориальная избирательная комиссия и избирательная комиссия муниципального образования района Раменки равнозначны по составу и структурному делению и могут упоминаться в равной степени в рамках рассматриваемого спора.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Вместе с заявлением в Избирательную комиссию должны быть представлены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В силу положений выше указанного закона, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в соответствующем количестве.
Как установлено в судебном заседании 14 июля 2022 г. Избирательная комиссия приняла документы, предоставленные Гореловым К.Е. для уведомления о самовыдвижении по многомандатному избирательному округу №1 на выборах, назначенных на 11 сентября 2022 года.
19 июля 2022 г. Гореловым К.Е. в Комиссию представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 (одной) папки на 8 (Восьми) листах, содержащих 39 (Тридцать девять) подписей.
Принятые документы подлежали проверке в рамках реализации полномочий Избирательной комиссии, определенных пунктом 7 статьи 19 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно части 16 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, избирательная комиссия в течение 10 дней со дня, следующего после дня приема необходимых для регистрации кандидата документов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
Согласно части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии.
Рассмотрев документы, представленные кандидатом 14 и 19 июля 2022 года, Избирательная комиссия установила, что в подписных листах содержится недостаточное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Кроме того в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что избирательная комиссия установила также и иные нарушения представленные Гореловым К.Е., а именно в заявлении о согласии баллотироваться Горелов К.Е. неверно указал год окончания учебного заведения - вместо 1997 указан 2010 год, в сведениях об основном месте работы и занимаемой должности указал недостоверные сведения в отношении основного места работы,
25.07.2022 года Горелов К.Е. был уведомлен Избирательной комиссией о наличии недостатков в представленных документах, а именно, об отсутствии установленных законом сведений о кандидате, отсутствии документа, подтверждающего сведения об основном месте работы и занимаемой должности.
Горелов К.Е. был приглашен на проверку сданных подписных листов рабочей группой Избирательной комиссии 26.07.2022, однако, ввиду нахождения за пределами московского региона, Горелов К.Е. не явился. Рабочей группой были составлены ведомость и протокол проверки подписных листов.
Согласно указанных документов 5 подписей недействительно на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы (даты проставления подписей избирателей проставлены не собственноручно избирателями);
39 подписей недействительно на основании пункта 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы (форма подписного листа не соответствует Приложению № 8 к Федеральному закону 67-ФЗ);
3 подписи недействительны на основании пункта 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы (сведения об избирателях в графах Фамилия, имя и отчество внесены не самими избирателями).
При определении недействительных подписей на основании пунктов 6 и 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы Избирательная комиссия руководствовалась Заключением по проверке подписных листов № 890 от 20 июля 2022 изготовленным специалистом УВД ЗАО ГУ МВД России по г. Москве ЭКЦ ОЭИ Д.А. Устаевой.
При определении недействительных подписей на основании пункта 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, Избирательная комиссия проверяла на соответствие форму подписного листа, являющегося Приложением № 8 к Федеральному закону от 12.06.2022 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подписные листы, предоставленные Кандидатом.
В Приложении № 8 в верхней части формы указана фраза «Выборы депутатов» и далее наименование представительного органа муниципального образования в соответствие с уставом муниципального образования.
В подписных листах Кандидата указано «Выборы депутата» Совета депутатов района Раменки Западного административного округа города Москвы по многомандатному округу № 1. Тем самым дана неверная и вводящая в заблуждение избирателей информация о единственном числе избираемого депутата, а не множественном, как предусмотрено формой, неверно указано наименование представительного органа, добавлена дополнительная информация, не предусмотренная формой.
В соответствии с решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки от 29 июня 2022 г. № 5/2 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Раменки, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу» количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу № 1 составляет 35 подписей.
Из содержания пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы следует, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
С учетом вышеуказанных положений закона, суд приходит к выводу о том, что в подписных листах, представленных Гореловым К.Е., содержится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с статьи 37 Избирательного кодекса Москвы при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Представитель административного истца Рыбин А.В. не отрицал, что административный истец извещался избирательной комиссией о проверке подписей, однако, не смог присутствовать, ввиду нахождения за пределами московского региона, а именно, в туристической поездке на дальнем востоке. Полагал, что комиссией применен формальный подход к толкованию избирательного законодательства, полагал, что административный истец не вводил избирателей в заблуждение, а потому, должен быть допущен избирательной комиссией к выборам в совет депутатов муниципального образования – муниципальный округ Раменки.
Горелов К.Е. отвечая на вопросы суда пояснил, что поддерживает позицию своего представителя Рыбина А.В., направлял в избирательную комиссию документы об исправлении выявленных недостатков курьерской доставкой, не формировал избирательный фонд и не оплачивал изготовление подписных листов из избирательного фонда кандидата, форму подписных листов взял не из Приложения № 8 к Федеральному закону от 12.06.2022 № 67-ФЗ, а из имевшихся у него ранее методических материалов к выборам 2017, заключение специалиста по подписям не оспаривает, возражений против доводов избирательной комиссии, изложенных в оспариваемом решении, кроме того, что они носят формальный характер не имеет.
Исходя из изложенного, суд полагает, что помимо пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, у избирательной комиссии имелись иные основания для отказа в регистрации кандидата Горелова К.Е., прямо предусмотренные пунктами 3, 3.1, 7 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, а помимо пунктов 6, 9, 11 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, применение пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы обосновано пунктом 1 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы. То, что комиссией среди оснований для отказа указано одно из оснований, а именно, предусмотренное пунктов 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы, а не все, из выявленных в ходе анализа фактических обстоятельств дела, юридического значения для рассматриваемого спора применительно к ч.9 ст. 226 КАС РФ не имеет.
Административным истцом и его представителем не приведено доводов, которые могли бы опровергнуть выводы избирательной комиссии в отношении недействительности 39 подписей в подписных листах, собранных в поддержку административного истца, применительно к пункту 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, но и не приведено вообще никаких доводов недействительности 5 подписей на основании пункта 6 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Вместе с тем, при недействительности хотя бы 5 подписей, представленных административным истцом 39 – 5 = 34 подписей не хватает при минимально установленном размере 35 подписей для регистрации кандидата Горелова К.Е. в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 1.
Если же принять во внимание установленные судом на основании собственных показаний административного истца в ходе судебного разбирательства не формирование кандидатом избирательного фонда и не оплаты изготовления подписных листов, выводы избирательной комиссии, изложенные в оспариваемом решении, применительно к недействительности всех 39 подписей в поддержку избрания кандидата Горелова К.Е., полностью обоснованы.
Таким образом, суд применительно к ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск Горелова Кирилла Евгеньевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве – муниципального округа Раменки об отмене решения об отказе в регистрации кандидата не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 29.07.2022 ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.