Решение
Именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Широковой М.В.,
при секретаре Романовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2540/2021 (УИД 38RS0003-01-2021-003188-79) по исковому заявлению Поповой ФИО17, Лагунавичене ФИО18, Стрыгиной ФИО10 к администрации муниципального образования города Братска о включении доли в праве общей долевой собственности на квартиру в состав наследства, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Попова Т.М., Лагунавичене М.Л., Стрыгина М.Л. обратились в суд с иском к ответчику администрации г. Братска, в котором просят:
включить <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> состав наследства, открывшегося после смерти наследодателя ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
признать за Стрыгиной М.Л. в порядке наследования, а также в порядке приватизации право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную и адресу: <адрес>;
признать за ФИО1, ФИО3, в порядке приватизации право собственности по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истцы указали, что согласно договору *** на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствуют сведения о регистрации в БТИ г. Братска, собственниками квартиры по адресу: <адрес> являются ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, каждый в <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2. Нотариусом ФИО12 было заведено наследственное дело имуществу умершего. Наследниками по закону к имуществу умершего ФИО2 являются: дочь - Стрыгина (до брака ФИО15) ФИО10, дочь - ФИО1 (до брака ФИО15) ФИО9, несовершеннолетняя ФИО6 (дочь умершего), мать умершего - ФИО7.
После смерти наследодателя открылось наследство в виде <данные изъяты> доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО20 истец Стрыгина М.Л. как наследник первой очереди по закону, полностью приняла наследство, виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, ввиду отказа от наследственных прав, которые заверены нотариально и имеются в материалах наследственного дела, к имуществу умершего, остальных наследников первой очереди ФИО1, несовершеннолетняя ФИО6, ФИО7, а также ввиду выдела на основании решения суда, в пользу бывшей супруги ФИО3 <данные изъяты> супружеской доли, в праве общей долевой собственности на наследственное имущество.
Поскольку вышеназванный договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан *** от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации, которое на тот момент осуществляло регистрацию перехода права в городе Братске реализовать свое право как на наследственное имущество, так и на право собственности, соистцы могут только в судебном порядке.
Истцы Попова Т.М., Лагунавичене М.Л., Стрыгина М.Л., будучи извещены, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен.
Третье лицо ФИО6 в лице законного представителя ФИО14, в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена.
Изучив доводы и основания искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданским кодексом Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется путем подачи заявления в нотариальную контору по месту открытия наследства. Наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что согласно свидетельству о смерти III-СТ *** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Истцы Лагунавичене М.Л. и Стрыгина М.Л. до заключения брака носили фамилию «ФИО15», что подтверждается свидетельствами о заключении брака. Согласно свидетельствам о рождении умерший ФИО2 приходится им отцом.
Как следует из материалов наследственного дела *** к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, его наследниками по закону являются: дочь ФИО1 (до брака ФИО15) М.Л., дочь ФИО21 (до брака ФИО15) М.Л., несовершеннолетняя дочь ФИО6 и мать умершего ФИО7
Согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ мать умершего ФИО7 отказалась от причитающейся ей доли на наследство ее умершего сына ФИО2 в пользу ФИО15 (ФИО22
Несовершеннолетняя дочь умершего ФИО6, с согласия своей матери ФИО14, отказалась от причитающейся ей доли на наследство ее умершего отца ФИО2
ФИО23 и ФИО1 выданы свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, каждой.
Частью 2 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы в установленном законом порядке и сроки приняли наследство, открывшееся после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из обоснования иска и письменных материалов дела, в соответствии с договором *** на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ФИО3 (жена), ФИО4 (дочь), ФИО4 (дочь) передана в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности каждому. Договор составлен в письменной форме, подписан сторонами и фактически исполнен, квартира была передана в собственность семьи ФИО2. Однако, указанный договор *** от ДД.ММ.ГГГГ не был в установленном законом порядке зарегистрирован в БТИ г. Братска, в связи с чем, у истцов возникли препятствия для принятия наследства в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, принадлежащую умершему ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Как предусмотрено ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется: учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах, учитывая волеизъявление умершего ФИО2 на приватизацию спорного жилого помещения, отсутствие притязаний других лиц на квартиру по адресу: <адрес>, которой с ДД.ММ.ГГГГ фактически владеют и пользуются истцы, и никто их право собственности на указанное жилое помещение в ходе судебного разбирательства не оспорил, суд приходит к выводу о необходимости включения в состав наследства 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО2 в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку истцы Лагунавичене М.Л. и Стрыгина М.Л. в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства в порядке, установленном статей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ими было принято наследство и в виде спорной квартиры, по <данные изъяты> доли каждая, что порождает соответствующие права в отношении обозначенного имущества.
Таким образом, учитывая, что Лагунавичене М.Л. принадлежит в спорном имуществе <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан и <данные изъяты> в праве общей долевой собственности в порядке наследования, Стрыгиной М.Л. принадлежит <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан и <данные изъяты> в праве общей долевой собственности в порядке наследования, и <данные изъяты> в праве общей долевой собственности в порядке наследования в силу отказа ФИО7 от наследства в ее пользу, а Поповой Т.М. принадлежит <данные изъяты> доля в порядке приватизации, поскольку наследником первой очереди после смерти ФИО2, с которым брак расторгнут в 2001 году, она не является, то суд считает необходимым, признать за Лагунавичене М.Л. право собственности на <данные изъяты> долю в спорной квартире, за Стрыгиной М.Л. - на <данные изъяты> доли, за ФИО3 – на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности. В удовлетворении требований Лагунавичене М.Л. и Стрыгиной М.Л. о признании за ними права собственности на квартиру в заявленных долях, необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░26, ░░░░░░░░░░░░ ░░░25, ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░27, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░28 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░29 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░