Решение по делу № 02-0685/2024 от 03.08.2023

УИД 77RS0016-02-2023-017931-49

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

29 января 2024 года                                                         адрес

 

Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Титовой И.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-685/2024 по иску Войтенок Сергея Федоровича к ФКУ «Военный комиссариат адрес» о признании права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, признании отказ в оплате отпуска незаконным, взыскании оплаты за дополнительный оплачиваемый отпуск,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Истец Войтенок С.Ф. обратился в суд с иском к ответчику ФКУ «Военный комиссариат адрес» о признании права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, признании отказ в оплате отпуска незаконным, взыскании оплаты за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2022 года в размере сумма

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в период с 28.08.1985 по 07.03.2006 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и относится к категории граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС. В период с 13.05.1986 по 20.05.1985 истец находился в краткосрочном отпуске по семейным обстоятельствам в адрес. Приказом адрес от 02.11.2022 истцу, как работнику, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. Также истец обратился к ответчику с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, однако в предоставлении данного отпуска истцу было отказано, в связи с тем, что такие выплате не предусмотрены ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Отказ ответчика в оплате дополнительного отпуска истец считает незаконным и нарушающим его права, что и послужило поводом для обращения в суд.

Истец и его представитель в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска, считая требования истца необоснованными.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил военную службу в период с 1981 года по 2004 год и с 2006 года является пенсионером Минобороны России и состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате адрес.

Из материалов дела также следует, что в период с 1985 года по 1990 год истец проходил военную службу в Комендатуре военных сообщений железнодорожного участка адрес адрес, о чем имеется соответствующая запись в послужном списке личного дела военнослужащего.

На основании приказа 47 от 12.05.1986 истец находился в краткосрочном отпуске по семейным обстоятельствам сроком на 10 суток. Выход на службу установлен 21.05.1986. место проведения отпуска адрес.

Решением Новозыбковского городского суда адрес от 01.04.2002 установлен факт проживания истца в адрес в период с 13.05.1986 по 20.05.1986.

Из справки, выданной Администрацией адрес от 15.04.2002 следует, что истец с 13.05.1986 по 20.05.1986 постоянно проживал по адресу: адрес.

Приказом 192 от 02.11.2022 истцу по месту работы  адрес предоставлен дополнительный отпуск как работнику, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (по Постановлению Правительства РФ от 03.03.2007 136) на 14 календарных дней.

Письменным ответом от 23.01.2023 Военный комиссариат адрес отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки, указав, что выплата денежных компенсаций ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не предусмотрена.

15.05.1991 года принят Закон РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который согласно ст. 1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Статья 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ст. 13), а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12 ст. 13).

Положениями ст. ст. 14 - 23 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в ст. 13 Закона; для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13) такие меры установлены в ст. 17 Закона, а для военнослужащих (указанных в п. 12 ст. 13), - в ст. 23 этого Закона.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в п. 6 ст. 13 Закона, помимо мер, предусмотренных данной статьей, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п. 5 ст. 14 Закона, а именно использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Социальные гарантии военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, указанным в п. 12 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, определены в ст. 23 данного Закона, в которой получение меры в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней отсутствует.

Из анализа приведенных норм следует, что обязательным условием предоставления такой меры социальной поддержки, как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, является отнесение гражданина к категории лиц, указанных в п. 6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в спорный период истец не проживал в адрес, территория которого отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а находился в отпуске в период прохождения военной службы, суд приходит к выводу, что истец не относится к категории лиц, указанных в п. 6 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, и соответственно, не пользуется мерой социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ст. 14 Закона.

Кроме того, нахождение в краткосрочном отпуске нельзя считать добровольным выездом на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, в том смысле, который заложен в норму Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

Порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определены в ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, согласно которой в зоне проживания с правом на отселение прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на действительной срочной военной службе), проходящие службу в указанных зонах, имеют право на замену места военной службы в установленном порядке и бронирование жилой площади по прежнему месту службы (ч. 11).

Истцом не представлено и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие реализацию истцом права, предусмотренного ч. 11 ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, в том числе рапорт истца, приказ командира войсковой части, где проходил истец службу в зоне отселения, об откомандировании истца для дальнейшего прохождения службы в распоряжение командира войсковой части за пределами зоны отселения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, действия ответчика соответствуют требованиям закона и права истца не нарушают.

Ссылки истца на наличие у него выданного 10.07.2002 Военным комиссаром адрес удостоверения серия АЕ 042041 как гражданину, проживающему, работающему в зоне отселения, не свидетельствуют об обоснованности заявленных исковых требований.

В силу положений п. 11 ст. 24 от 15.05.1991 N 1244-1, гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.

Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определен совместным Приказом от 11.04.2006 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н, зарегистрированным в Минюсте России 7 сентября 2006 года за N 8227.

Пункт 4 Порядка определяет, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации, документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (Службы)) в зонах радиоактивного загрязнения, и представляется согласие на обработку персональных данных.

Как следует из материалов дела, изложенные условия истцом не были соблюдены.

В предъявленном истцом удостоверении указано, что оно выдано в 2002 году военным комиссаром адрес, несмотря на то, что истец в 2002 году являлся военнослужащим и удостоверение должен был получить от начальника комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и адрес (по месту прохождения военной службы).

Как усматривается из письма МЧС России от 07.06.2016 14-8-2846 выдача специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, УСЗН военнослужащему, проходившему военную службу в зоне с правом на отселение и отнесенному к категории, предусмотренной п. 12 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, по другой отличной от данной нормы категории не соответствует положениям указанного Закона,  правомерность оформления такого удостоверения подлежит проверке Департаментом труда и социальной защиты населения.

При таких данных суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания за истцом права на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней не имеется, отказ ФКУ «Военный комиссариат адрес» в оплате истцу дополнительного оплачиваемого отпуска является законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Доводы иска направлены на неправильное толкование норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Войтенок Сергею Федоровичу в удовлетворении иска к ФКУ «Военный комиссариат адрес» о признании права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, признании отказ в оплате отпуска незаконным, взыскании оплаты за дополнительный оплачиваемый отпуск  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мещанский районный суд адрес.

Мотивированное решение составлено 02 февраля 2024 года

 

 

Судья                                                                                Титова И.В.

 

1

02-0685/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Войтенок С.Ф.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат города Москвы"
Суд
Мещанский районный суд Москвы
Судья
Титова И.В.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
03.08.2023Регистрация поступившего заявления
10.08.2023Заявление принято к производству
10.08.2023Подготовка к рассмотрению
15.09.2023Рассмотрение
29.01.2024Вынесено решение
17.10.2024Обжаловано
10.08.2023У судьи
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее