Дело № 2- 778-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2013 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л.Л.
при секретаре Сергеевой А.В.
с участием представителя истца, помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Мальцева А.В., представителя ответчика, действующего по доверенности от Дата Кучина В.С., действующей по доверенности от Дата Выголовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания жилищным фондом «Техноресурс плюс» о признании незаконным примененный порядок начисления платы,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в суд с иском к ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» о признании незаконным примененный ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» порядок начисления платы в Дата – Дата дома Адрес
Свои требования мотивирует тем, что жилой дом Адрес в соответствии с типовыми договорами, заключенными с собственниками жилых помещений дома находится в управлении «УК ЖФ «Техноресурс плюс».
Прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах ЖКХ в части их применения при расчете размера платы за коммунальные услуги по плану работы прокуратуры на первое полугодие 2012 г. были установлены обстоятельства, свидетельствующие о прямых нарушениях требований Правил №307, а именно в период с Дата по Дата УК ЖФ «Техноресурс плюс» осуществляло начисление платы за предоставление услуги горячего водоснабжения в отсутствие установленного в надлежащем порядке тарифа на горячее водоснабжение.
Стоимость 1 куб.м. горячей воды определяется управляющей компанией как сумма стоимости 1 куб. м. холодной воды и стоимости подогрева 1 куб. м. холодной воды.
Стоимость подогрева 1 куб.м. холодной воды рассчитывается обществом путем умножения коэффициента расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды (Гкал/м ) на установленный тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).
В г. Перми отсутствует утвержденный норматив потребления горячей воды в куб.м./чел. В данном случае для исчисления вышеуказанного коэффициента подогрева 1 куб.м. горячей воды обществом самовольно используются СНиП 2.04.01.-85, согласно которым норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки составляет 105 л. или 3,194 куб. м./чел./мес.
Размер платы за подогрев 1 куб.м. холодной воды самовольно определен обществом в размере 62,16 руб. В результате данных операция плата за услугу предоставления горячей воды обществом предъявляется в размере 83,11 руб. /куб.м.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивает, подтвердил доводы, изложенные в иске.
Представители ответчика, действующие по доверенностям Кучин В.С. и Выголова С.В. с иском не согласны, настаивают на доводах, изложенных в объяснениях на исковое заявлении, согласно которым ответчиком при расчете платы за тепловую энергию для приготовления горячей воды, как Администраций города Перми (УЖКХ) так и теплоснабжающими организациями применялась следующая формула: Сг = Рг х к х Нэ руб., где: Сг - цена за подогрев 1 куб. м воды; Рг - показания индивидуального (квартирного) прибора учета ГВС или норматив за расчетный период (куб. м); к - коэффициент расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды (Гкал/куб.) Нэ - тариф на тепловую энергию (руб./Гкал). Коэффициент «к» определяется расчетным путем. Согласно Решению Пермской городской думы от 28.12.2004 г. № 206 «О внесении изменений и дополнений в Решение Пермской городской Думы от 13.12.2003 № 161 «О стандартах на оплату жилья и коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных услуг» норматив потребления коммунальной услуги в виде подогрева воды составляет 0,213 Гкал/чел. в месяц. Норматива потребления горячей воды (куб. м/чел.) в городе Перми нет. В этом случае в соответствии с под. а) п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 3.05.2006 г. № 307 применяются строительные нормы и правила (СНиП). Согласно приложения № 3 СНиП 2.04.01.-85 норма расхода горячей воды в среднем в сутки составляет 105 литров/чел. Исходя из этого получаем норматив (объем) потребления горячей воды в месяц -Л 3,194 куб. м/чел. в месяц (105 л.* 365/ 12 месяцев). Для определения коэффициента «к» расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды (Гкал/куб.м) необходимо количество Гкал/чел. (0,213) разделить на объем потребления горячей воды в месяц (3,194) (0,213 : 3,194=0,06....), где 0,06 числовое выражение коэффициента. С 01.01.2011 г. тариф (стоимость) за 1 Гкал определен 1036,04 руб. (Постановление РЭК Пермского края от 23.12.2010 г. № 322-т). Соответственно цена, а не тариф, за подогрев 1 куб. м воды для населения составляет 62,16 руб. (1 036,04 х 0,06 = 62,16 руб.). Полагают, что ООО УК ЖФ «Техноресурс плюс» не нарушило норм действующего законодательства, деятельность предприятия осуществляется исключительно в рамках законности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев надзорное (наблюдательное) производство № 568ж-10, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а так же порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Судом установлено, что дом Адрес в соответствии с типовыми договорами, заключенными с собственниками жилых помещений дома, находится в управлении ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс».
ООО «Техноресурс плюс», являясь организацией, осуществляющей деятельность по управлению указанным домом, в нарушение указанных требований действующего законодательства, осуществляло в течение периода Дата - Дата начисление платы за услуги предоставления горячего водоснабжения в отсутствие установленного в надлежащем порядке тарифа на горячее водоснабжение, что не оспаривали в судебном заседании представители ответчика.
Согласно Договорам № ДТВ1-11/196 и СДТВ1-24/12 ОАО «РЖД» поставляет ООО УК ЖФ «Техноресурс плюс» через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию и теплоноситель (воду) для жилых домов, в том числе для дома Адрес.
Как следует из положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307, расчет оплаты подогрева воды рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, при этом тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг и порядок расчета оплаты коммунальных услуг определяются уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления.
Согласно ранее действовавшему Постановлению Администрации г. Перми от 05.08.2003г. № 2283 при наличии в жилом помещении Заказчика установленных и введенных в эксплуатацию в установленном порядке приборов учета холодной или горячей воды размер платы за расчетный период определяется на основании показаний приборов учета воды за расчетный период по действующим тарифам в следующем порядке:
за тепловую энергию для приготовления горячей воды (Сг) определяется по следующей формуле:
Сг = Рг х 0,06 х Нэ; руб.,
где: Рг - показания прибора учета горячей воды за расчетный
период, (куб. м),
Нэ - действующий тариф на горячее водоснабжение в жилых
помещениях, оборудованных приборами учета (руб./Гкал),
0,06 - расход тепловой энергии на подогрев в 1 куб. м,
(Гкал/куб. м);
На основании Постановления Администрации г. Перми от 18.05.2010г. № 271 Постановление Администрации г.Перми от 05.08.2003г. № 2283 утратило силу. Каких-либо иных нормативных актов, принятых уполномоченными органами, соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 для расчета оплаты потребляемых услуг горячего водоснабжения при наличии установленных приборов учета воды, не имеется.
Министерство регионального развития Российской Федерации, уполномоченное давать разъяснения по применению Правил № 307 в письме Минрегиона РФ от 23.05.2008 г. № 12529-АД/07 «О разъяснении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», 02.05.2007 г. № 8166-РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги» и проч.) указало, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ) регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов «на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м., применяемый ответчиком для расчета стоимости услуг по подогреву воды для граждан, в квартирах которых установлены приборы учета определен ответчиком расчетным путем, тогда как ответчик не имеет полномочий на определение тарифов, нормативов потребления, методов расчета стоимости предоставляемых коммунальных услуг. Кроме того, при расчете величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды ответчиком применяются п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 и приложение № 3 СНиП 2.04.01.-85. Данные доводы ответчика суд считает несостоятельными, поскольку п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в нежилых помещениях многоквартирного дома при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, кроме того, СНиП, утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985г. установлена норма расхода горячей воды в сутки 105 литров на человека, тогда как согласно нормам действующего законодательства, регулирующего порядок оплаты коммунальных услуг расчет оплаты подогрева воды производится исходя из показаний приборов учета расхода горячей воды.
В связи с принятием Федерального Закона от 27.07.2010г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и передачей полномочий субъектам Российской Федерации тариф на горячее водоснабжение и норматив горячего водоснабжения утверждаются РЭК Пермского края.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с действующим законодательством. Количество (расход) тепловой энергии необходимое для нагрева 1куб.м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, является расчетной величиной и используется при расчете тарифа на горячую воду в соответствии с п. 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47.
Поскольку в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307, расчет оплаты подогрева воды рассчитывается исходя из показаний приборов учета потребления воды и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, при этом тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг и порядок расчета оплаты коммунальных услуг определяются уполномоченными государственными органами, управляющие компании не наделены полномочиями на определение тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг и порядка расчета оплаты за коммунальные услуги, коэффициент расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равный 0,06 Гкал/куб.м. определен ответчиком самостоятельно расчетным путем, указанный коэффициент уполномоченным государственным органом не утвержден, применение данного коэффициента при расчете стоимости оплаты подогрева воды для граждан, в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета потребления воды суд считает необоснованным. Применение ответчиком при расчете стоимости услуг по подогреву воды положений п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ №307 и приложения №3 СНиП, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 г. № 189 необоснованно, поскольку спорные правоотношения данными нормами не регулируются.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным примененный ООО «Управляющая компания жилищным фондом «Техноресурс плюс» порядок начисления платы за услуги горячего водоснабжения потребителям дома Адрес в Дата – Дата
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.Л.Абрамова