Решение по делу № 2-160/2024 от 07.05.2024

05RS0-32

Именем Российской Федерации

19 июля 2024 года <адрес>

Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Испагиева А.А.,

при секретаре судебного заседания – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по РД к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени по ним,

у с т а н о в и л:

Управление ФНС России по РД обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и соответствующей пени, мотивируя требования тем, что ФИО1 владела перечисленными в налоговых уведомлениях имуществом (земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями,) следовательно, административный ответчик является плательщиком земельного и имущественного налогов. В связи с неуплатой указанных налогов в срок предусмотренный налоговым законодательством, ФИО4 направлены: налоговое уведомление за 2019 год от 03.08.2020г. ; налоговое уведомление за 2020 год от 01.09.2021г. , а затем и требование об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц по состоянию на 20.12.2021г. в сумме 115590 руб. 98 коп. В связи с тем, что административным ответчиком своевременно задолженность не была погашена, административный истец обратился в мировой судебный участок о вынесении судебного приказа на указанную сумму налога. В связи с отменой судебного приказа по заявлению административного ответчика, просит взыскать с ответчика задолженность по налогам и пени в размере 113 087, 50 руб., которая состоит из земельного налога за 2020 г. в размере 2 503, 48 руб., налога на имущество физических лиц за 2019-2020 гг. в размере 112 580, 89 руб., и пени за 2020 г. в размере 506,61 руб. в принудительном порядке.

Административный истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик ФИО1, которой при подготовке дела к судебному разбирательству было предложено представить доказательства необоснованного начисления налогов, таких сведений не представила, принадлежность названного в исковом заявлении имущества, на которые начислены налоги, не оспорена, будучи надлежаще извещенной о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила, участие своего представителя не обеспечила.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 70 указанного Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в Управлении ФНС России по РД.

Административным истцом ФНС России по РД в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также направлено требование от 20.12.2021г. , в которое вошла сумма недоимки по земельному и имущественному налогам и пени по ним, с предложением добровольного погашения задолженности по налогам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку задолженность ответчиком не погашена, требование не исполнено, Управление ФНС России по РД обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления налогов) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из представленных материалов, судебным приказом мирового судьи с/у №<адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 115 590 рублей и госпошлина в размере 1 755,90 рублей.

Определением мирового судьи с/у №<адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный в отношении ФИО1 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен на основании поступивших возражений должника.

Шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о принудительном взыскании с ФИО1 недоимки по налогам истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока, при этом, каких-либо надлежащих и убедительных доказательств подачи иска ранее указанного срока истцом не представлено.

Следовательно, административным истцом не соблюдены установленные налоговым законодательством порядок и процедура принудительного взыскания обязательных платежей и санкций.

Таким образом, из материалов дела следует, что налоговым органом не предпринимались надлежащие меры по взысканию задолженности по земельному и имущественному налогам в установленном законом порядке. Процедура направления требования, принудительного взыскания налоговой недоимки, а также сроки обращения в суд с настоящим иском, налоговым органом не соблюдены, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлено и доказательств уважительности причин пропуска установленного законом процессуального срока не представлено.

Исходя из положений ч.ч.7 и 8 ст.219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исходя из положений ч.5 ст.180 главы 15 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГг. -О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, к которым относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.

Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.

Каких-либо, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, при этом пропуск срока в рассматриваемом деле не может считаться незначительным и, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком сумм налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности причин его пропуска.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что Управлением ФНС России по РД установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен, причины пропуска срока суд расценивает как не уважительные, оснований для восстановления срока не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Республики Дагестан () задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере 2 503 рублей 48 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2019-2020 годы в размере 112 580 рублей 89 копеек и пени по ним за 2020 год в размере 506 рублей 61 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.



Председательствующий А.А. Испагиев

2-160/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС по РД
Ответчики
Гамзатова Марям Магомедовна
Суд
Унцукульский районный суд Республики Дагестан
Судья
Испагиев Арсен Алиханович
Дело на странице суда
untsukulskiy.dag.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2024Подготовка дела (собеседование)
31.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее