Судья – Карманов К.А. № 2-1134/2024
(суд первой инстанции)
№ 33-2379/2024
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2024 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.,
судей Козуб Е.В. и Ваулиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Шевченко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Грачева С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 02 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Грачев С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 27.11.2023 № 112770/23 об отказе истцу в проведении перерасчета страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по г.Севастополю включить в страховой стаж Грачева С.В. периоды: получения пособия по безработице с 24.06.2004 по 28.07.2004; период работы в ООО «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 20.08.2015 по 30.10.2015; период работы в ООО «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 02.11.2015 по 08.03.2016; период работы в ООО «Социальные инициативы Криворожья» в должности начальника базы отдыха «Бригантина» с 01.12.2018 по 05.07.2021; произвести перерасчет назначенной Грачеву С.В. страховой пенсии по старости с учетом включенных периодов работы и иной деятельности для назначения страховой пенсии даты назначения пенсии, произвести индексацию и возместить недоплаченную сумму пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что общая продолжительность периодов работы и иной деятельности для установления и перерасчета страховой пенсии по старости была установлена истцу ответчиком неправильно, что привело к установлению и выплате страховой пенсии по старости истцу в меньшем размере. К рассмотрению заявления Грачева С.В. о перерасчете размера пенсии пенсионный орган подошел формально. Ответчиком без сообщения причин не были включены (засчитаны) в страховой стаж при установлении страховой пенсии истцу периоды общей продолжительностью 3 года 2 месяца 24 дня. Уклонение пенсионного органа от исполнения возложенных на него законом обязанностей нарушает гражданские и конституционные права истца.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 02 апреля 2024 года иск удовлетворен частично, судом постановлено обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю включить в страховой стаж Грачеву С.В. следующие периоды:
- период получения пособия по безработице с 24.06.2004 по 28.07.2004;
- период работы в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 20.08.2015 по 30.10.2015;
- период работы в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 02.11.2015 по 08.03.2016;
- период работы в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» в должности начальника базы отдыха «Бригантина» с 01.12.2018 по 05.07.2021.
Не согласившись с указанным решением, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства.
Ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения с бывшими республиками СССР, Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года №1015, апеллянт указывает, что периоды работы по найму после января 2002 года (вступления силу Закона №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Однако, соответствующие документы компетентных органов Украины в подтверждение спорных периодов с 24.06.2004 года по 28.07.2004 года, с 20.08.2015 года по 30.10.2015 года, с 02.11.2015 года по 08.03.2016 года, с 01.12.2018 года по 05.07.2021 года в орган пенсионного обеспечения не поступали и в суд не предоставлялись, в связи с чем, исковые требования не подлежали удовлетворению.
В судебном заседании представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования по городу Севастополю Лебедев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Истец Грачев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, согласно паспорту серии № №, выданному УМВД России по г. Севастополю 24.12.2020, Грачев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации. С 11.01.2021 истец зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
С 01.08.2020 года (с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии органами Пенсионного фонда Украины) территориальным органом ПФ РФ в г.Севастополе истцу установлена страховая пенсия по старости.
10.10.2023 Грачев С.В. обратился в ОСФР по г.Севастополю с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по г.Севастополю от 27.11.2023 № 112770/23 истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не предоставлением заявителем документов для перерасчета, по материалам выплатного дела стаж учтен в полном объеме.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, и исходил из того, что поскольку истец являлся гражданином Украины до 24.12.2020, жил и работал на территории Украины, то включение в трудовой (страховой) стаж спорных периодов его работы на предприятиях Украины после 1 января 2002 года осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. При этом, в материалах имеются и были представлены в пенсионный орган документы подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) Грачева С.В. на территории Республики Украина на различных должностях: в период работы в ООО «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 20.08.2015 по 30.10.2015; период работы в ООО «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 02.11.2015 по 08.03.2016; период работы в ООО «Социальные инициативы Криворожья» в должности начальника базы отдыха «Бригантина» с 01.12.2018 по 05.07.2021 – трудовая книжка, индивидуальные сведения о застрахованном лице, содержащие сведения об уплате страховых взносов.
Учитывая, что представленной истцом трудовой книжкой подтверждается осуществление им трудовой деятельности в спорные периоды, исходя из того, что оплата страховых взносов является обязанностью работодателя и не выполнение данной обязанности не может являться достаточным основанием для лишения гражданина права на пенсионное обеспечение, принимая во внимание общеизвестные обстоятельства, ввиду которых предоставление истцом дополнительных документов не представляется возможным, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о понуждении пенсионного органа включить в страховой стаж периодов работы с 20.08.2015 по 30.10.2015, с 02.11.2015 по 08.03.2016, с 01.12.2018 по 05.07.2021, является обоснованным.
Так же суд первой инстанции указал, что из положений Соглашения от 13.03.1992 следует, что периоды трудовой деятельности на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 после 1 января 2002 г. учитываются только для определения права на пенсию.
Поскольку, страховая пенсия истцу назначена, а включение периодов работы на территории Украины после 01.01.2002, не влияет на величину ИПК и не влечет изменения размера назначенной истцу пенсии суд пришел к выводу, об удовлетворении требований истца о понуждении ответчика включить в страховой стаж Грачева С.В.: периода получения пособия по безработице с 24.06.2004 по 28.07.2004; периода работы в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 20.08.2015 по 30.10.2015; периода работы в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 02.11.2015 по 08.03.2016; периода работы в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» в должности начальника базы отдыха «Бригантина» с 01.12.2018 по 05.07.2021, однако отказал в перерасчете.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", заключенного в г. Москва 13 марта 1992 года (далее - Соглашение) определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец ранее являлся получателем пенсии на территории Украины.
В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации.
На основании заявления истца о назначении пенсии, представленных документов, материалов пенсионного дела, поступившего из Украины, истцу установлена страховая пенсия по старости с 01.08.2020 (с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии органами Пенсионного фонда Украины).
В системе персонифицированного учета истец зарегистрирован 05.06.2020.
Как указал ответчик в ответе на обращение истца, расчет страховой пенсии по старости произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом норм п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992г. исходя из стажа, учтенного по имеющимся документам (сведениям), и заработной платы за период с 01.10.1994 по 30.09.1999 (отношение среднемесячной заработной платы истца и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации максимальное- 1,2, как это предусмотрено п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ).
Из материалов дела так же следует, что истец, уже после назначения ему страховой пенсии по старости, 10.10.2023 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением ответчика №112770/23 от 27.11.2023, в перерасчете размера страховой пенсии по старости истцу было отказано.
Из искового заявления следует, что обращение истца с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости обусловлено было вступлением в силу Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 17.02.2023 N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон от 17.02.2023 N 17-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).
Из материалов дела следует, что истец, согласно виду на жительство иностранного гражданина от 13.05.2020, был зарегистрирован по месту жительства в г. Севастополе 23.05.2020 (л.д.36).
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, истец гражданство Российской Федерации приобрел в 2020году и с 11 января 2021года зарегистрирован в г. Севастополе (лд.17).
В соответствии со сведениями, представленными УМВД России по г. Севастополю от 03.10.2023, истец Грачев С.В. зарегистрирован по месту жительства в Херсонской области с 02.09.1991 по 11.01.2021, а с 11.01.2021 зарегистрирован по месту жительства в г. Севастополе.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о выезде истца с территории Херсонской области в 2020году.
Между тем, Федеральный закон от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", регулирует особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ).
Поскольку истец по состоянию на 29 сентября 2022 года на территории Херсонской области не проживал, и гражданство Российской Федерации было приобретено им в 2020году, ссылка стороны истца о возможности применения к нему положений, вышеуказанного Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", является несостоятельной.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о применении к истцу положений Соглашения "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", заключенного в г. Москва 13 марта 1992 года при рассмотрении вопроса о включении в его страховой (трудовой) стаж спорных периодов работы, являются обоснованными.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части необоснованного включения в страховой стаж истца спорных периодов работы судебная коллегия исходит из следующего.
На основании статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В силу абз. 1 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Согласно абз. 4 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (абз. 5 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР).
Представленной истцом трудовой книжкой подтверждается осуществление истцом трудовой деятельности в спорные периоды.
Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В перечень которых, входит период получения пособия по безработице (пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пособие по безработице не облагается страховыми взносами (подпункт 1 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вышеуказанный спорный период получения пособия по безработице с 24.06.2004 по 28.07.2004 так же был включен в стаж истца Пенсионным органом Украины (л.д.80 на обороте).
Факт оплаты взносов за спорные периоды работы истца в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» в должности охранника отдела физической охраны с 20.08.2015 по 30.10.2015, в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» в должности начальника базы отдыха «Бригантина» с 09.03.2016 по 30.11.2018, подтверждается индивидуальной ведомостью застрахованного лица на имя истца по форме ОК-5, и иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах выплатного дела (л.д.85-87).
Факт получения истцом в спорный период работы истца в обществе с ограниченной ответственностью «Охранное агентство «Центр» с 20.08.2015 по 30.10.2015 и в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» с 09.03.2016 по 30.11.2018 заработной платы, подтверждается архивными справками (л.д.47, 112 на обороте).
Кроме того, период трудовой деятельности истца с 16.08.2015 по 30.11.2018 так же был включен в стаж истца Пенсионным органом Украины (л.д.80 на обороте).
Спорный период работы истца в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» с 01.12.2018 по 05.07.2021 кроме записей в трудовой книжке иными доказательствами не подтвержден. Сведения об оплате взносов за указанный период, материалы дела не содержат, истцом предоставлены не были.
Поскольку доказательства уплаты страховых взносов за период работы истца в обществе с ограниченной ответственностью «Социальные инициативы Криворожья» с 01.12.2018 по 05.07.2021 отсутствуют, основания для включения данного периода в страховой стаж истца у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в части необоснованного включения в страховой стаж истца указанного периода, являются обоснованными.
Кроме того, учитывая, что спорные периоды работы истца относятся к периодам после 01.01.2002, на момент назначения истцу страховой пенсии по старости могли повлиять только на право истца на пенсию, в то время как на размер пенсии истца не повлияет.
В настоящем случае, такое право у истца возникло без учета спорных периодов работы с 01.08.2020 (с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии органами Пенсионного фонда Украины) и указанная дата спорной не является.
Суд первой инстанции указал, что включение спорных периодов трудовой деятельности в стаж истца не повлияло на размер назначенной ему пенсии, однако, не является основанием для отказа во включении спорных периодов в страховой стаж и соответственно фиксации в пенсионном органе объективных сведений о пенсионных правах истца, в том числе о его страховом стаже.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положениями ст. 12 ГК РФ установлены способы защиты гражданских прав осуществляется путем:
Согласно статье 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Обращаясь в суд, истец ставит вопрос не о фиксации в пенсионном органе объективных сведений о пенсионных правах, в том числе о его страховом стаже, а о наличии у него права на получение страховой пенсии в большем размере с учетом спорных периодов работы.
Вместе с тем, основания для включения в страховой стаж истца спорных периодов работы для перерасчета страховой пенсии по старости истцу в сторону увеличения, судебным разбирательством не установлено.
С учетом изложенного, принятие судом первой инстанции решения о включении в страховой стаж истца спорных периодов работы, право истца на получение страховой пенсии в большем размере не защищает и не восстанавливает, в связи с чем, не отвечает задачам гражданского судопроизводства, установленным статьей 2 ГПК РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием рпо делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 и 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю удовлетворить.
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 апреля 2024 года отменить.
иск Грачева С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 30 июля 2024 года.
Председательствующий: М.А. Донскова
Судьи: Е.В. Козуб
А.В. Ваулина