Решение по делу № 2-6/2024 (2-46/2023; 2-789/2022;) от 21.11.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                <адрес>

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ховалыг Ч.Д., при секретаре ААШ, при переводчике ОАШ-Х.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Тыва ДСН в интересах Российской Федерации к ОША, ОИД о взыскании в доход Российской Федерации суммы дохода, в отношении которых не представлены доказательства их получения на законные доходы для оплаты за три транспортных средства по договорам лизинга,

с участием представителя истца - прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва Н,Б-Б,Б действующего на основании доверенности, ответчика ОША, его представителя –адвоката ЛОП, ответчика ОИД, ее представителя-адвоката ДНМ,

установил:

прокурор Республики Тыва в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании с ОША в доход Российской Федерации сумму в размере 7 329 932, 13 рублей, в отношении которых им не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства их получения на законные доходы для оплаты за 3 транспортных средства по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и № , от ДД.ММ.ГГГГ . В обоснование заявленных требований истец указал, что ОША, который замещал должность муниципальной службы-председателя администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва, ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Каркаде» оформлен на свою мать ОИД, как индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства, договор лизинга , по которому лизингодателем ООО «Каркаде» предоставлен лизингополучателю ИП Главе КФХ ОИД легковой автомобиль марки ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска, VIN . Аналогичным образом оформлены два договора лизинга с АО «Сбербанк лизинг» от ДД.ММ.ГГГГ и № о передаче лизингополучателю ИП Главе КФХ ОИД двух транспортных средства марки КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, с государственным регистрационным знаком и КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, с государственным регистрационным знаком , приобретенные АО «Сбербанк лизинг» у ООО «КОМПАНИЯ СИМ-АВТО» по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и № . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность лизингополучателя перед ООО «Каркаде» составила 152 357, 26 руб., что свидетельствует о досрочном погашении лизинговых платежей ОША на общую сумму 6 846 820, 02 руб. Указанные транспортные средства оформлены в собственность ОИД, фактически пользовался ОША В январе -феврале 2022 года 2 транспортных средства марки КАМАЗ К3342 возвращены АО «Сбербанк Лизинг» в связи с невозможностью оплаты лизинговых платежей. По договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ произведены платежи с декабря 2020 года по сентябрь 2021 года на общую сумму 2 632 778, 52 руб.; по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ с декабря 2020 года по октябрь 2021 года на общую сумму 2 775 507, 08 руб. Всего по договорам лизинга ОША оплачено 12 255 105,62 руб., которые не были им задекларированы в установленном законом порядке за 2020 и 2021 годы в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера». При этом, доходов, позволяющих совершать ОША и его близким родственникам соответствующие сделки, а равно вносить за 3 вышеуказанные транспортные средства ежемесячные лизинговые платежи в общей сумме 410 496, 48 руб. не имелось. Исходя из декларированных в 2018-2020 годы ОША доходов и фактически произведенных им в этот период расходов, включая минимальную потребительскую корзину его семьи и его матери ОИД, у ОША отсутствовала реальная возможность осуществления им оплаты по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за спорное имущество на законно полученные доходы. Таким образом фактическим и реальным владельцем объектов движимого имущества, юридически оформленных на мать ОША, ОИД, являлся сам ОША Указанное свидетельствует, что ОША совершил коррупционное правонарушение, выразившееся в произведении лизинговых платежей из доходов, не задекларированных в установленном порядке и являются основанием для обращения данного имущества в пользу Российской Федерации.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено 3 лицо, не заявляющее самостоятельные требования Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

От представителя ответчика ОИДДНМ ДД.ММ.ГГГГ поступило возражение, указывая, что договоры лизинга заключены ею лично, она зарегистрировала право владения, платежи по договорам производила лично. ОИД как глава крестьянского фермерского хозяйства владеет скотом, от реализации которого имеет доходы. ДД.ММ.ГГГГ она продала транспортное средство Тойота Камри, 2013 года выпуска за 1 800 000 руб. и заняла у своей родственницы М-Д.ТК 3 000 000 рублей. Пользование ОША транспортными средствами не опровергают факт приобретения их лично ОИД, в том числе, поскольку он приходится ей сыном, в связи с чем транспортные средства оставлялись на хранение в гараж ОША

Представитель истца в судебном заседании поддержал иск по основаниям указанным в нем.

Ответчик ОША и его представитель просили отказать в удовлетворении иска, поскольку транспортные средства приобретены ОИД по договору лизинга, платежи вносились ею лично.

Ответчик ОИД и ее представитель также просили отказать в удовлетворении иска, поддержав доводы, изложенные в возражении.

Третье лицо ОЧИ, действующая за себя и за своих несовершеннолетних детей ОХШ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОАШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОСШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства не заявляла.

Представители третьего лица Государственного учреждения-Пенсионный фонд Российской Федерации в судебное заседание не явились, соответствующее извещение направлялось, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлялось.

Представители третьего лица Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в судебное заседание не явились, соответствующее извещение направлялось, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлялось.

Представители третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Каркаде» в судебное заседание не явились, соответствующее извещение направлялось, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлялось.

Руководствуя ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение сторон. Допросив свидетеля М-Д.ТК, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее-Федеральный закон «О противодействии коррупции») установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно п. 4 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона профилактика коррупции осуществляется, в том числе путем установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Контроль за расходами устанавливается, в частности, в отношении лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами; должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, других лиц, перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или)несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующему году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти следки.

Информация о том, что лицом, замещающим (занимающим) одной из должностей, указанных в пункте 1 ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены указанные сделки (сделка), является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами такого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

При получении указанных материалов Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", после чего в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5.2 постановления от дата N 26-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного Суда Республики Башкортостан", собственник, приобретший имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, вправе доказывать в ходе контрольных мероприятий и в суде всеми доступными способами законность происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» председатель органа местного самоуправления, является лицом, замещающим муниципальную должность, должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Решением Хурала представителей городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ председателем администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва назначен ОША, с которым ДД.ММ.ГГГГ Главной Хурала представителей, Председателем Хурала представителей городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва СРВ заключен контракт. Пунктом 1.1 контракта Председатель принял все обязательства, связанные с исполнение полномочий председателя администрации, которая в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в <адрес>, пунктом 1.2. контракта относится к высшей группе должностей муниципальной службы.

Таким образом, ОША являлся лицом, обязанным представлять сведения о доходах и расходах, а равно соблюдать установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции для данной категории работников запреты и ограничения.

ОША состоит в браке с ОЧА (свидетельство о браке ), являющейся по делу третьим лицом, имеет троих детей: ОХШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении ), ОАШ. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство ), ОСШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство ), их интересы представляет по делу мать ОЧА Ответчик ОИД является матерью ОША

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Каркаде» (лизингодатель) и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ОИД (лизингополучатель) заключен договор лизинга, согласно которому лизингодатель посредством заключения договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у выбранного Лизингополучателем продавца АО «Интер Авто ТИМ» транспортное средство ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска, которое обязуется предоставить лизингополучателю в лизинг по настоящему договору за плату во временное владение и пользование. Согласно пунктам 3.1.1.1 и 3.2. данного договора стоимость предмета лизинга – 4 871 500, 00 руб., лизингополучатель обязуется уплачивать лизинговые платежи в размере и сроки предусмотренные графиком платежей (ДД.ММ.ГГГГ – 2630 610,00 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 126 767,92 руб. ежемесячно, выкупной платеж ДД.ММ.ГГГГ – 58 458,00 руб. Договор купли-продажи между АО «Интер Авто Тим» и ООО «Каркаде» заключен ДД.ММ.ГГГГ о приобретении в собственность транспортного средства ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска по цене 5 845 800,00 руб., в т.ч. НДС 974 300, 00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Компания СИМ-авто» (продавец), АО «Сбербанк Лизинг» (покупатель) и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ОИД (получатель) заключен договор купли-продажи № согласно которому продавец передает покупателю в собственность специализированный, седельный тягач для буксеровки полуприцепов для перевозки опасных грузов КАМАЗ К3342, который приобретается покупателем для передачи получателю. Согласно пункту 1.6 продавец передает получателю права и обязанности покупателя. Общая стоимость составила 6 780 000,00 руб. Согласно пункту 3.1.1. оплата производится не позднее ДД.ММ.ГГГГ покупателем при условии перечисления на счет покупателя авансового платежа согласно договору лизинга.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Компания СИМ-авто» (продавец), АО «Сбербанк Лизинг» (покупатель) и индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ОИД (получатель) заключен договор купли-продажи № согласно которому продавец передает покупателю в собственность специализированный, седельный тягач для буксеровки полуприцепов для перевозки опасных грузов КАМАЗ К3342, который приобретается покупателем для передачи получателю. Согласно пункту 1.6 продавец передает получателю права и обязанности покупателя. Общая стоимость составила 6 780 000,00 руб. Согласно пункту 3.1.1. оплата производится не позднее ДД.ММ.ГГГГ покупателем при условии перечисления на счет покупателя авансового платежа согласно договору лизинга.

Согласно сведениям УФНС России по Республике Тыва в 2020 году общая сумма доходов ОША составила 1 164 929 руб., в 2021 году - 1 450 844,49 руб. (всего – 2 615 773,49 руб.); ОЧВ в 2020 году – 48 800 руб. ООО «Ноян» и 97 600 руб. ООО «Амырак», в 2021 году 153 600 руб. ООО «Амырак» (всего 300 000 руб.); ОБА в 2020 году ГКУ РТ «Барун-Хемчиское лесничество» - 68 804,78 руб., СПК «Алаш»- 146 400,00 руб., в 2021 году ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» - 100 810,96 руб., Барун-Хемчикский филиал АУ «Чаданское спец.ЛХУ»- 1 627,03 руб., СПК «Алаш»- 146 400, 00 руб. (всего 464 042, 77 руб.).Из выписки операций по счету ОША, открытого ПАО Росбанк с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о перечислении денежных средств на счета ОЧВ, ОИД, ОБА, ОАК отсутствуют.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2018 год указаны сведения о доходах в размере 3 983 636,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2018 год супруги ОЧВ указаны сведения о доходах в размере 2 000 000,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2018 год несовершеннолетнего ребенка ОХШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2018 год несовершеннолетнего ребенка ОАШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2018 год несовершеннолетнего ребенка ОСШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2019 год указаны сведения о доходах в размере 987 782,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2019 год супруги ОЧВ указаны сведения о доходах в размере 1 850 000,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2019 год несовершеннолетнего ребенка ОХШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2019 год несовершеннолетнего ребенка ОАШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2019 год несовершеннолетнего ребенка ОСШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2020 год указаны сведения о доходах в размере 1 164 929,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2020 год супруги ОЧВ указаны сведения о доходах в размере 298 000,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2020 год несовершеннолетнего ребенка ОХШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2020 год несовершеннолетнего ребенка ОАШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ОША за 2020 год несовершеннолетнего ребенка ОСШ указаны сведения о доходах в размере 0,00 рублей.

Прокурором Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ исх. по результатам проверки исполнения председателем администрации г. Ак-Довурак ОША законодательства о противодействии коррупции, в котором указаны факты представления недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год за себя, супругу и несовершеннолетних детей, а также факт фактического владения ОША транспортного средства марки ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска, стоимостью 4 871 500 рублей, оформленного на мать - ОИД, которой в 2021 году две автомашины Камаз общей стоимостью более 19 млн. рублей.

Управлением по вопросам противодействия коррупции Республики Тыва осуществлена процедура контроля за соответствием ОША расходов и расходов его семьи. Проверкой прокуратуры Республики Тыва установлено, что ОША ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Каркаде» оформил на свою мать ОИД, как индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства, договор лизинга , по которому лизингодателем ООО «Каркаде» предоставлено лизингополучателю ИП Главе КФХ ОИД легковой автомобиль марки ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска, VIN . Аналогичным образом оформил два договора лизинга с АО «Сбербанк лизинг» от ДД.ММ.ГГГГ и № о передаче лизингополучателю ИП Главе КФХ ОИД двух транспортных средств марки КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, с государственным регистрационным знаком и КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, с государственным регистрационным знаком , приобретенные АО «Сбербанк лизинг» у ООО «КОМПАНИЯ СИМ-АВТО» по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и № . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность лизингополучателя перед ООО «Каркаде» составила 152 357, 26 руб., что свидетельствует о досрочном погашении лизинговых платежей ОША на общую сумму 6 846 820, 02 руб. Указанные транспортные средства оформлены в собственность ОИД, фактически пользовался ОША В январе –феврале 2022 года 2 транспортных средства марки КАМАЗ К3342 возвращены АО «Сбербанк Лизинг» в связи с невозможностью оплаты лизинговых платежей. По договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ произведены платежи с декабря 2020 года по сентябрь 2021 года на общую сумму 2 632 778, 52 руб.; по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ с декабря 2020 года по октябрь 2021 года на общую сумму 2 775 507, 08 руб. Всего по договорам лизинга ОША оплачено 12 255 105,62 руб., которые не были им задекларированы в установленном законом порядке за 2020 и 2021 годы ы разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера». При этом, доходов, позволяющих совершать ОША и его близким родственникам соответствующие сделки, а равно вносить за 3 вышеуказанные транспортные средства ежемесячные лизинговые платежи в общей сумме 410 496, 48 руб. не имелось. Исходя из декларированных в 2018-2020 годы ОША доходов и фактически произведенных им в этот период расходов, включая минимальную потребительскую корзину его семьи и его матери ОИД, у ОША отсутствовала реальная возможность осуществления им оплаты по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за спорное имущество на законно полученные доходы. Таким образом фактическим и реальным владельцем объектов движимого имущества, юридически оформленных на мать ОША, ОИД, являлся сам ОША Указанное свидетельствует, что ОША совершил коррупционное правонарушение, выразившееся в произведении лизинговых платежей из доходов, не задекларированных в установленном порядке и являются основанием для обращения данного имущества в пользу Российской Федерации.

Согласно исследованным в судебном заседании материалам следует, что из заключения Управления по вопросам противодействия коррупции Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ, инспектором С.Д-Д.Е во исполнение распоряжения Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ представления прокурора Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ начата процедура осуществления контроля за соответствием расходов председателя администрации городского округа г. Ак-Довурак ОША, на указанную дату контроль не завершен.

И.о. прокурора Республики Тыва БВА ДД.ММ.ГГГГ за вынесено решение о продолжении осуществления контроля, ДД.ММ.ГГГГ ОША (ФКУ «СИЗО-1 УФСИН по Республике Тыва» для объявления) и Главе муниципального образования-Председателю Хурала представителей городского округа г. Ак-Довурак направлено уведомление с разъяснением права предоставления дополнительных материалов, даче пояснений, заявлений ходатайств. Из заявления ОША прокуратуру Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ он не имеет возможности предоставить документы в связи с нахождением в ФКУ «СИЗО-1». Из справки начальника отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 следует, что ОША задержан ДД.ММ.ГГГГ, в ФКУ СИЗО-1 доставлен ДД.ММ.ГГГГ, постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ, срок содержания под стражей продлен по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Хурала представителей городского округа г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ полномочия ОША досрочно прекращены.

Постановлением старшего следователя Барун-Хемчикского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Тыва ЛСН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОША возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, по факту подписания фиктивных справок стоимости исполнения условий работ и затрат по форме С-3 о якобы полном и надлежащем исполнении условий муниципального контракта со стороны ООО «Искатель», заключенный ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является благоустройство общественной территории им В.И. Ленина по ул. Данзырык Калдар-оола г. Ак-Довурак.

Постановлением следователя по особо важным делам по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Тыва ОТБ возбуждено уголовное дело в отношении ОША по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения принадлежащих городскому округу г. Ак-Довурак бюджетных средств в особо крупном размере на общую сумму 2 056 356 руб.

Из приобщенных к материалам гражданского дела заверенных следователем копий протоколов допроса по данному уголовному делу следует, что, будучи предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ свидетели ХМЭ, ОАВ, КЛМ, СРВ, КАК, СЧА, ХРВ, СБВ, ЕВВ, работающие в администрации г. Ак-Довурак и организациях, расположенных в здании администрации показали, что часто видели, что ОША ездит на автомашине Тойота Ленд крузер 200. Из письменных пояснений главного бухгалтера администрации г. Ак-Довурак ХРВ указано, что председатель администрации ОША служебной машиной пользовался редко, в основном пользовался своим транспортом (Тойота Ленд Грузер), свидетель ХАА работает в администрации г. Ак-Довуракс 2020 года, видел, что ОША ездит на транспортном средстве марки Тойота Ленд крузер 200, с государственным номером Р201ВЕ17 рус., свидетель СЧГ, что он работает водителем в администрации г. Ак-Довурак, в начале сентября 2021 года ОША поручил поехать на Камазе в <адрес>, забрать со склада металлические изделия, в октябре 2021 года забрать брусчатку и бордюры из ООО «Восток», считает, что Камаз принадлежит самому ОША

Указанные показания свидетелей у суда сомнений в их объективности не вызывают, их показания логичны, последовательны противоречий об обстоятельствах пользования ОША транспортного средства марки Тойота Ленд крузер 200 не имеют, обстоятельств, ставящих под сомнения указанные показания свидетелей, их заинтересованности в исходе дела, в ходе судебного заседания не установлено.

Согласно ответу МВД по Республике Тыва по сведениям единой централизованной системы Госавтоинспекции России «ФИС ГИБДД-М» на ДД.ММ.ГГГГ на имя ОША, его троих несовершеннолетних детей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ транспортные средства не регистрировались; за супругой ОЧВ ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство ТОЙОТА КОРОЛЛА, 2018 года выпуска; за матерью ОИД зарегистрированы: ДД.ММ.ГГГГ УАЗ 330365, 2019 года выпуска; ДД.ММ.ГГГГ ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска; ДД.ММ.ГГГГ КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, на ДД.ММ.ГГГГ числится за другим лицом; ДД.ММ.ГГГГ КАМАЗ К3342, 2020 года выпуска, на ДД.ММ.ГГГГ числится за другим лицом. Указанные сведения согласуются с исследованными в суде карточками учета перечисленных транспортных средств.

Из ответа врио начальника Управления ГИБДД БАП следует, что на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных транспортных средствах на имя ОША и ОБА не имеется; за супругой ОЧВ зарегистрировано транспортное средство ТОЙОТА КОРОЛЛА, 2018 года выпуска; за матерью ОИД зарегистрированы: ДД.ММ.ГГГГ УАЗ 330365, 2019 года выпуска и ДД.ММ.ГГГГ ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска; за отцом ОАК зарегистрировано транспортное средство грузовой тягач седельный марки «МАЗ », полуприцеп цистерна марки «МАЗ 9674», полуприцеп марки «1913». Указанные сведения согласуются с исследованными в суде карточками учета перечисленных транспортных средств.

Согласно письму врио начальника Управления ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ сведения о выдаче ОИД водительского удостоверения отсутствуют.

По договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ ОИД осуществлены переводы денежных средств в АО «Сбербанк Лизинг» платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ – 84 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 57 865 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 74 000 руб., – 68 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением руб., ДД.ММ.ГГГГ – 97 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением руб.

По договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ ОИД осуществлены переводы денежных средств в АО «Сбербанк Лизинг» платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ– 141864, 28 руб., от ДД.ММ.ГГГГ - 141 865 руб., от ДД.ММ.ГГГГ - 141865 руб.

Как следует из пояснений ответчика ОИД, ее представителя и представленных письменных документов, следует, что она является индивидуальным предпринимателем – Главной крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно выписке из лицевого счета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет движения по счету, свидетельствующие о том, что она имеет определенный доход от своей деятельности, производила оплаты по договорам лизинга, выплаты производила за счет реализации скота и мяса.

Из представленной выписки из лицевого счета ИП Главы крестьянского фермерского хозяйства ОИП следует, что со счета производились оплаты по договорам лизинга в 2020 году: 17 декабря, ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ

Из справки о движении, подписанных ОИД в СПОК «Алаш» на ДД.ММ.ГГГГ числятся 32 КРС, 1100 МРС, 2 лошади; на ДД.ММ.ГГГГ – 37 КРС, 989 МРС, 5 лошадей.

Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ОАК продал КОД транспортное средство марки ТОЙОТА КАМРИ, 2013 года выпуска за 1 800 000 рублей.

Из информации Управления ФНС России по Республике Тыва ОИД с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога и снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, представляла декларации за 2019-2020 годы: за 2019 год задекларировала доход в размере 3 823 000 руб., за 2020 год -0,00 руб.

Допрошенная в судебном заседании свидетель М-Д.ТК показал, что показала, что ДД.ММ.ГГГГ она дала ОИД взаймы 3 000 000 рублей, что подтверждается распиской.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ М-Д.ТК зарегистрирована индивидуальным предпринимателем ДД.ММ.ГГГГ году, деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ году.

Из сведений ФНС из налоговой декларации, представленной М-Д.ТК, применяющей специальные налоговые режимы за 2018 год налоговая база составляет 125 889 руб., за 2019 год - 268 038 руб., за 2020 год – 280 635 руб., за 2021, 2022, 2023 годы отсутствуют данные.

В указанной связи, представленную стороной ответчика расписку ОИД о получении взаймы у М-Д.ТК денежных средств в размере 3 000 000 руб. не может рассматриваться как достоверное доказательство передачи денежных средств, с учетом сведений налогового органа о фактических доходах свидетеля за периоды с 2018 по 2023 годы.

Продажа ДД.ММ.ГГГГ транспортного средства марки ТОЙОТА КАМРИ, 2013 года выпуска за 1 800 000 рублей, принадлежавшего ОАК также не может рассматриваться как достоверное доказательство, поскольку в судебном заседании не представлены доказательства о нахождении у ОАК на праве собственности до предполагаемой продажи, поскольку согласно изученным в судебном заседании сведениям врио начальника Управления ГИБДД БАП следует, что ОАК зарегистрировано транспортное средство грузовой тягач седельный марки «МАЗ », полуприцеп цистерна марки «МАЗ 9674», полуприцеп марки «1913».

Таким образом, представленные стороной ответчика документы не могут подтвердить получение ОИД конкретных денежных сумм, как следствие, наличие у нее таких доходов.

Исследованное в судебном заседании заключение Управления по вопросам противодействия коррупции Республики Тыва составлено инспектором по результатам проведенной процедуры контроля за соответствием расходов председателя администрации городского округа г. Ак-Довурак ОША, во исполнение распоряжения Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокурора Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований ставить под сомнение заключение, составленное уполномоченным на то лицом, у суда не имеются.

Более того, согласно изученным в судебных заседаниях сведениям Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва и справкам о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера доходы ОША за 2018 год составили 3 983 636,00 рублей, в 2019 году - 987 782,00 рублей, в 2020 году - 1 164 929,00 рублей.

Согласно изученным в судебных заседаниях сведениям Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва и справкам о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера доходы ОЧВ за 2018 год составили 2 000 000,00 рублей, за 2019 год - 1 850 000,00 рублей, за 2020 год - 298 000,00 рублей.

Согласно изученным в судебных заседаниях сведениям Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва и справкам о доходах, расходах, об имуществе обязательствах имущественного характера доходы несовершеннолетних детей ОША за 2018 - 2020 годы не имелись.

Согласно сведениям УФНС России по Республике Тыва в 2021 году общая сумма доходов ОША - 450 844,49 руб.; ОЧВ в 2021 году 153 600 руб.; ОБА в 2020 году ГКУ РТ «Барун-Хемчиское лесничество» - 68 804,78 руб., СПК «Алаш»- 146 400,00 руб., в 2021 году ГКУ РТ «Барун-Хемчикское лесничество» - 100 810,96 руб., Барун-Хемчикский филиал АУ «Чаданское спец.ЛХУ»- 1 627,03 руб., СПК «Алаш»- 146 400, 00 руб. (всего 464 042, 77 руб.). Из выписки операций по счету ОША, открытого ПАО Росбанк с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о перечислении денежных средств на счета ОЧВ, ОИД, ОБА, ОАК отсутствуют.

При этом, в соответствии с Обзором судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика (ответчиков).

Стороной ответчика этого не сделано.

Кроме того, ответчиками не представлены доказательства фактического наличия у них денежных средств за период с 2018 по 2022 годы и их движения (например, во вкладах в банках и т.п.).

Представленная справка о наличии у ОИД на ДД.ММ.ГГГГ числятся 32 КРС, 1100 МРС, 2 лошади; на ДД.ММ.ГГГГ – 37 КРС, 989 МРС, 5 лошадей подписана самой ОИД главой СПОК «Алаш», что не позволяет оценить ее с точки зрения допустимого доказательства.

Суд принимает во внимание информацию Управления ФНС России по Республике Тыва ОИД с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога и снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, представляла декларации за 2019-2020 годы: за 2019 год задекларировала доход в размере 3 823 000 руб., за 2020 год -0,00 руб.

Кроме того, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств получения ОИД доходов от выращивания скота и его продажи не представлено (например, выписки с похозяйственных книг, договора купли-продажи мяса и т.д.).

В связи с чем доводы ответчиков о наличии у ОИД соответствующих доходов, позволяющих выплачивать платежи по договорам лизинга не нашел подтверждения.

Более того доводы ответчиков и их представителей о том, что ОША не пользовался транспортным средством ТOYOTA LAND CRUISER 200, 2020 года выпуска, нашли свое опровержение показаниями свидетелей ХМЭ, ОАВ, КЛМ, СРВ, КАК, СЧА, ХРВ, СБВ, ЕВВ, ХРВ, ХАА

В соответствии с Федеральным законом № 230-ФЗ и Обзором судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утв. Президиумом Верховного Суда России дата, неправомерные источники денежных средств не могут учитываться при расчете размера легального дохода, требуемого для обоснования наличия законных источников для приобретения объекта, являющегося предметом иска.

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что представленные стороной истца доказательства об оформлении ОША, замещавшим должность муниципальной службы, договоров лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и № , от ДД.ММ.ГГГГ на свою мать ОИД, производимых ежемесячных лизинговых платежей в общей сумме 410 496, 48 руб., а также произведенных досрочных погашениях сумма …,нашли свое подтверждение и свидетельствуют о совершении ОША коррупционное правонарушения, выразившегося в произведении лизинговых платежей из доходов, не задекларированных в установленном порядке и являются основанием для обращения данного имущества в пользу Российской Федерации.

Из ст.16, 17 Федерального закона от дата № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и ст. 235 ГК РФ следует, что в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, занимающего муниципальную должность, а также расходов его супруги и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

Предоставление сведений законности доходов, за счет которых была совершена сделка, в силу ч. 1 ст. 9 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», является обязанностью лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами. Так как ответчики при рассмотрении дела достоверных и достаточных доказательств законности доходов, на которые была приобретена квартира, суду не представили, то отсутствие доказательств позволяет сделать вывод об их незаконности, что является основанием для обращения имущества в доход государства.

Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Республики Тыва обоснованы и подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Республики Тыва ДСН к ОША и ОИД - удовлетворить.

Взыскать с ОША, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ак-Довурак Республики Тыва, зарегистрированного по <адрес> Республики Хакасия, фактически проживающего по <адрес>, г. Ак-Довурак Республики Тыва, в доход Российской Федерации сумму в размере 7 329 932, 13 рублей, в отношении которых им не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства их получения на законные доходы оплаты за 3 транспортные средства по договорам лизинга от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано через Барун-Хемчикский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено - ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней 2 и ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий                                  Ч.Д. Ховалыг

2-6/2024 (2-46/2023; 2-789/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Тыва
Прокуратура Барун-Хемчикского района
Ответчики
Ооржак Шолбан Александрович
Ооржак Ирина Доржатпаевна
Другие
Ооржак Херел Шолбанович
Донгак Надежда Михайловна
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации
Лыткин Олег Петрович
Ооржак Чодураа Вячеславовна
Артемьева Ольга Владимировна (не участвует)
ООО "Каркаде"
ГУ-Пенсионный Фонд РФ (вместо них ФССП)
Ооржак Субедей Шолбанович
Суд
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Судья
Ховалыг Чинчи Дановна
Дело на странице суда
barun-hemchikskiy.tva.sudrf.ru
21.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
01.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее