РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2012 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Шемаевой А.Ю, с участием заявителя Бебнева Е.В. и его представителя Мазур О.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> Бебнева Е. В. об оспаривании действий ответчик1, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава этой комендатуры,
установил:
Приказом ответчик1 от 6 декабря 2011 года № Бебнев уволен с военной службы по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 декабря 2011 года исключен из списков личного состава военной комендатуры гарнизона.
Бебнев в заявлении просит военный суд: признать незаконным указанный выше приказ воинского должностного лица об его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава комендатуры; обязать ответчик1 отменить приказ от 6 декабря 2011 года № об его увольнении с военной службы, восстановив его на военной службе.
Обосновывая свои требования, Бебнев как в заявлении, так и в судебном заседании указал, что при увольнении с военной службы его не обеспечили жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства, так как до настоящего времени ему не распределено жилое помещение по избранному постоянному месту жительства в городе Балаково Саратовской области. По месту службы заявитель служебным или иным жилым помещением не обеспечен, а ранее распределенная ему Департаментом жилищного обеспечения МО РФ квартира возвращена в Департамент жилищного обеспечения в связи с превышением установленных законом норм общей площади этого помещения.
Поскольку он и его семья не обеспечены жилым помещением в избранном месте жительства, то он полагает, что были нарушены его права, как военнослужащего.
Кроме того, в обоснование незаконности увольнения его с военной службы Бебнев и его представитель в судебном заседании пояснили, что нарушено право заявителя на прохождение профессиональной переподготовки в порядке, предусмотренном п.4 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а приказ об увольнении Бебнева не согласован с Министром обороны РФ, вопреки требованиям приказа Минобороны РФ от 5 октября 2011 года № 1818, то есть нарушен порядок издания этого приказа.
Возражая против удовлетворения требований Бебнева, ответчик1 в своих письменных возражениях указал, что оспариваемый заявителем приказ является законным, поскольку заявитель установленным порядком не признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, выразил свое согласие с увольнением с военной службы, указав, что жилой площадью в соответствии с законодательством он и члены его семьи обеспечены. Кроме того, до исключения из списков личного состава военной комендатуры, Бебнев не изъявлял желание пройти профессиональную переподготовку.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из исследованной в суде выписки из приказа ответчик1 от 6 декабря 2011 года №, Бебнев уволен с военной службы по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга заявителя составляет более 11 лет.
Действия ответчик1 по увольнению заявителя с военной службы не соответствуют действующему законодательству, исходя из следующего.
Так, из исследованной в суде копии извещения руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ № от 6 октября 2011 года видно, что заявителю на состав семьи в количестве 3 человек распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 61.1 кв. по адресу: город Балаково Саратовской области, <адрес>, и Бебнев согласился с предоставлением распределенного ему жилого помещения. Указанное извещение получено Бебневым 25 октября 2011 года, после чего корешок № 1 с согласием на распределенное жилое помещение направлен в Департамент жилищного обеспечения МО РФ в установленные сроки.
Как следует из исследованного сообщения <данные изъяты> № от 11 января 2012 года, указанным уполномоченным органом рассмотрены представленные Бебневым документы на распределенное жилое помещение, при этом вышеуказанная квартира в связи с превышением норм общей площади возвращена в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, а Бебнев и члены его семьи оставлены в списках очередников на получение жилых помещений от МО РФ.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Аналогичное положение содержится и в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом указания об увольнении с военной службы таких военнослужащих, с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства, в данных нормативно-правовых актах не содержится.
При этом в соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по льготному основанию и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Как усматривается из исследованного в суде рапорта заявителя от 15 декабря 2011 года, а также следует из пояснений заявителя и его представителя, Бебнев изъявил желание реализовать свое право на жилье путем получения жилого помещения в избранном для проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы, состоит в Едином реестре данных по жилью для военнослужащих МО РФ как нуждающийся в получении жилого помещения по избранному месту жительства – Саратовской области.
Приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, вступившим в силу с 9 ноября 2010 года, установлен порядок обеспечения военнослужащих, увольняемых с военной службы, жилыми помещениями.
Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеназванным приказом, полномочия по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями находятся в ведении полномочного органа и его структурных подразделений (Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ).
Кроме того, по смыслу пунктов 13 и 16 этой Инструкции именно военнослужащим, а не гражданам, при увольнении с военной службы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в избранном месте жительства.
Таким образом, не соглашаясь с увольнением с военной службы до обеспечения жильем, Бебнев избрал вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах, законных оснований для увольнения Бебнева с военной службы у воинского должностного лица не имелось, в связи с этим военный суд приходит к выводу, что должностным лицом в отношении заявителя были нарушены права, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на обеспечение его жилым помещением избранным им способом, так как увольнение с военной службы Бебнева создает препятствия по реализации права заявителя на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Согласно ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» нарушенное право гражданина должно быть восстановлено в полном объеме.
В целях восстановления нарушенного права заявителя, военный суд полагает необходимым обязать ответчик1 отменить приказ от 6 декабря 2011 года №, об увольнении Бебнева с военной службы, и восстановить Бебнева на военной службе.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд также учитывает, что довод ответчик1 о снятии Бебнева уполномоченным органом с учета нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, объективно опровергается реальным распределением последнему в октябре 2011 года жилого помещения по избранному месту жительства, что следует из исследованного извещения, а также сведениями, содержащимися в Едином реестре данных по жилью военнослужащих МО РФ, содержащимися на официальном сайте МО РФ в сети Интернет и сообщении заместителя начальника <данные изъяты>, согласно которым Бебнев признан таковым.
Наличие в собственности у супруги заявителя жилого помещения – квартиры общей площадью 45,3 кв.м по месту службы заявителя в городе Петропавловске-Камчатском в данном конкретном случае какого-либо правового значения не имеет, поскольку это обстоятельство должно учитываться при предоставлении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, а факт состояния Бебнева в списках очередников на получение жилого помещения на момент увольнения с военной службы подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Доказательств обратного суду не представлено, равно как и не добыто в ходе рассмотрения гражданского дела, тогда как в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку Бебнев Е.В. по изложенным выше основаниям восстановлен на военной службе, то заявленное им основание для признания приказа об увольнении незаконным по мотивам нарушения права на профессиональную переподготовку, а также отсутствия у ответчик1 полномочий на издание приказа об увольнении с военной службы, не требует исследования по существу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, военный суд, -
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░1, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░1, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░