РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сергеева Ю.С.
при секретаре Чернюговой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Киселева ВМ к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах инвалида Киселева В.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным, и понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что по результатам рассмотрения обращения инвалида Киселева В.М. было установлено, что он является инвалидом, зарегистрирован по адресу места жительства: <адрес>. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Данными мерами социальной поддержки Киселев В.М. пользовался до 01 августа 2017 года. В Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района поступила информация об имеющейся задолженности у Киселева В.М. за оплату жилищно-коммунальные услуги, на 31.07.2017 задолженность составляла более двух месяцев. В связи с тем, что УСЗН принято решение о приостановке и прекращении мер социальной поддержи на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.08.2017 года. После предоставления документов об оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги с 01.03.2018 года предоставление мер социальной поддержки возобновлено. Принятое решение, по мнению прокурора, является незаконным, на основании данного решения неправомерно приостановлены и прекращены с 01.08.2017 предоставление инвалиду Киселеву В.М. компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг.
В судебном заседании помощник прокурора Солтукаева А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание материальный истец Киселев В.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.14,26), причины неявки не известны.
Представитель ответчика Нагирняк Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.27), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, мотивируя свою позицию следующем: в соответствии с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилищного помещении, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу предоставляются гражданами при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальные услуги и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашении. При этом само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. По мнению стороны ответчика необходимо выяснить причины уважительности образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилищного помещения и ЖКУ и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Перечень причин, являющихся уважительными, содержится в Пленуме Верховного суда, при этом наличие инвалидности не говорит о его тяжком материальном положении. Факт установления инвалидности подтверждается справкой, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, которая является основанием для предоставления мер социальной поддержки. Орган социальной защиты населения при получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов задолженности по оплате за ЖКУ за два и более месяца либо неисполнение соглашений по погашению такой задолженности согласно пункту 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края 17.12.2004 № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на 1 месяц. Подпунктом «в» пункта 9 статьи 23 Закона Красноярского края № 13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставлении мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1 Закона края № 13-2804, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. Уважительные причины образования задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию у Киселева О.В. отсутствуют (документально не подтверждены). Соглашение о порядке погашения задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию Киселев О.В. не представил. На основании сведений представленных в Управление, следует, что задолженность по оплате за электроэнергию у Киселева О.В. в июле 2017 года составила 1475,72 рублей. Не смотря на ежемесячно получаемые меры социальной поддержки на ЖКУ, он не осуществлял оплату за ЖЖКУ по адресу проживания. Предоставление мер социальной поддержки Киселеву О.В. приостановлено и прекращено с 01.08.2017 года, о чем направлены уведомления от 21.08.2017 № 66, от 21.09.2017 № 66. Поскольку в течение одного месяца со дня принятия Управлением решения о приостановление предоставления мер социальной поддержки не поступили документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или погашение (заключение соглашения по её погашению). 06.03.2018 года Киселев В.М. представил документы, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате за электроэнергию и с 01.03.2018 года меры социальной поддержки возобновлены в полном объеме, направлено уведомление от 06.03.2018 года № 66 о возобновлении мер социальной поддержки за ЖКУ.
Представитель Министерства социальной политики Красноярского края в зал суда не явился. О месте и времени судебного заседания, был уведомлен надлежащим образом (л.д.14, 26), причины неявки не сообщили, ходатайств не поступало. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора Минусинской межрайонной прокуратуры, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 5 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статья 160 Жилищного кодекса РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
При этом, подпунктом "д" п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).
В соответствии с пп. "а" п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
Пунктами 58, 59 Правил предусмотрено, что при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.
На основании пп. "г" п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца, с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с ч. 13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судом установлено, что Киселёв В.М. является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2011 № 0577510 (л.д.7 оборот), зарегистрирован по месту жительства: <адрес> (л.д.6 оборот).
Протоколом Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска принято решение о приостановлении предоставления социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.08.2017 г. Уведомление о приостановке выплат направлено 21.08.2017 № 66. (л.д.23).
21.09.2017 года в адрес Киселева В.М. было направлено уведомление о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. (л.д.24).
Уведомлением от 06.03.2018 года № 66 Киселев В.М. поставлен известность, о том, что ему возобновлено предоставление льгот с 01.03.2018 года (л.д.25).
В ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.
Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчиком приостановлено а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.
Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения п.п.1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, в редакции Закона Красноярского края от 4 февраля 2016 года 10-4209, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Соответственно, наличие у материального истца задолженности оплате жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки как инвалидам в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате электроэнергии, оплате коммунальных услуг и оплате и доставке твердого топлива.
Что касается вопроса о признании незаконными решения ответчика о приостановлении истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется, поскольку никаких ограничений для инвалида в данной части законодательства не предусмотрено.
Требования прокурора в интересах инвалида Киселева В.М. о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить с 01.08.2017 года по 28.02.2018 года предоставление меры социальной поддержки в части компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат удовлетворению, поскольку наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить в части:
признать решение Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района о прекращении с 01.08.2017 по 28.02.218 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Киселеву ВМ незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска возобновить предоставление инвалиду Киселеву ВМ меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.08.2017 г. по 28.02.2018 г. в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 27 мая 2018 года