Дело №2-72/2022
УИД 22RS0023-01-2022-000058-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего, судьи Федоровой Н.А.
при секретаре Деври Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края к Замиралову В. И. о признании незаконными решений Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Районное Собрание депутатов Калманского района Алтайского края обратилось в суд с иском к Замиралову В.И. о взыскании в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края суммы неосновательного обогащения в размере 619 000 рублей.
Данные требования мотивировало тем, что Замиралову В.И. в период с 09.01.2018г. по 08.06.2021г., когда он являлся и.о. председателя и председателем районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва, выплачивалась компенсационная выплата в фиксированном размере - 15000 рублей ежемесячно. Данная выплата была ему назначена и выплачивалась из средств бюджета муниципального образования «Калманский район Алтайского края» на основании решений районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 7 от 30.01.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 68 от 08.11.2017г. «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района шестого созыва» и № 35 от 31.07.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 7 от 30.01.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 68 от 08.11.2017г. «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района шестого созыва». Данные решения районного Собрания депутатов являются незаконными, поскольку противоречат ч.5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае». В настоящее время указанные решения, как незаконные, районным Собранием депутатов Калманского района Алтайского края отменены. Общий размер выплат, произведенный Замиралову В.И. за указанный период составляет 619 000 рублей, что является неосновательным обогащением последнего.
В последующем истец уточнил исковые требования, по основаниям, изложенным в первоначальном иске, просил признать незаконными: п.1 решения районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 20.08.2008г. № 85 «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов»; п.1 решения районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 05.04.2012 № 22 «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района»; п.1 решения районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от 08.11.2017г. № 68 «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района шестого созыва»; решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 7 от 30.01.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 68 от 08.11.2017г. «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района шестого созыва»; решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 35 от 31.07.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 7 от 30.01.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 68 от 08.11.2017г. «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района шестого созыва»; взыскать с Замиралова В.И. в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края сумму неосновательного обогащения в размере 619000 рублей.
Законный представитель истца - председатель районного Собрания депутатов Калмаков М.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Оплачко В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Указала, что районное Собрание обращается с данным иском в защиту своих интересов и в защиту интересов Муниципального образования «Калманский район Алтайского края». Районное Собрание депутатов собственного бюджета не имеет, функционирует за счет средств, выделяемых из бюджета муниципального образования. В настоящее время все спорные решения отменены, как незаконные. О том, что содержание решений является незаконным, районному Собранию депутатов стало известно лишь в декабре 2021 года, когда представитель Законодательного Собрания Алтайского края сообщил об этом.
Ответчик Замиралов В.И. по исковым требованиям возражал, указал, что инициатором принятия спорных решений он не являлся, данный порядок был заведен еще до того, как он стал председателем районного Собрания депутатов. Он, действительно, нес затраты, связанные с депутатской деятельностью. На рабочем месте находился 3-4 дня в неделю, организовывал и проводил заседания сессий, встречи с избирателями, курировал вопросы взаимодействия с органами федеральной власти и субъекта Федерации, а также вопросы исполнения государственных программ, реализуемых в районе, в связи с чем часто использовал личный автомобиль. На просьбу предоставить служебный автомобиль районной администрацией, ему было отказано. Если бы на него была возложена обязанность предоставлять авансовый отчет и отчетные документы, он бы это делал, поскольку нес затраты большие, чем 15 000 рублей в месяц.
Представитель административного истца, адвокат Легостаева О.А., по исковым требованиям возражала, указав, что основанием иска не может являться неосновательное обогащение, поскольку денежные средства выплачивались Замиралову В.И. на основании решений районного Собрания депутатов Калманского района, которые на момент проведения выплат не были признаны незаконными. Ответчиком исполнялось решение районного Собрания депутатов, которое является муниципальным правовым актом, и подлежало обязательному исполнению. При этом на Замиралова В.И. не возлагалась обязанность представлять отчетные документы. При этом ссылка истца на то, что выплаты полагались по положению только главе Калманского района, которым Замиралов В.И. не являлся, не состоятельны, поскольку решением самого районного Собрания депутатов наименование должности главы Калманского района было переименовано в председателя районного Собрания депутатов. Кроме того, стороной ответчика было заявлено о пропуске истцом сроков исковой давности, как по требованию о взыскании суммы, которое является производным от требования о признании решений районного Собрания депутатов - незаконными, так и по требованию о признании решений районного Собрания депутатов - незаконными. Так районное Собрание депутатов Калманского района Алтайского края является представительным органом, на которое законодательно возложена обязанность, издавать нормативные правовые акты, при этом данные акты должны быть законными. Районное Собрание депутатов является коллегиальным органом, оспариваемые решения были приняты не Замираловым В.И. и не по его инициативе, а районным Собранием депутатов, как органом, в связи с чем с момента издания спорных актов, районное Собрание депутатов должно было знать об их незаконности, в силу возложенных на данный орган обязанностей, в связи с чем срок исковой давности следует исчислять с момента издания актов, а не с момента, когда, якобы, районное Собрание депутатов получило указание от Законодательного Собрания Алтайского края. Также представителем обращено внимание на то, что районное Собрание депутатов Калманского района, не является надлежащим истцом по делу, поскольку именно незаконные решения были приняты районным Собранием депутатов, денежные средства из бюджета Муниципального образования выделялись районному Собранию депутатов на основании данных решений. При этом от имени Муниципального образования может выступать только глава района. Действиями Замиралова В.И. районному Собранию депутатов какой-либо вред не причинен, его интересы не нарушены, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом мнения участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с ч.5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Согласно ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае», гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, а также настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования.
Статьями 7-10 этого же Закона установлены гарантии по оплате труда, предоставлению отпуска, пенсионного обеспечения, медицинского и государственного социального страхования выборному лицу местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе.
Статьей 11 Закона Алтайского края от 10.10.2011г. № 130-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» установлены гарантии выборному лицу, осуществляющему полномочия на непостоянной основе.
В частности ч.1 ст. 11 названного закона установлено, что выборное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на период осуществления его полномочий для участия в заседаниях (иных мероприятиях) выборного органа местного самоуправления и формируемых им органов на основании письменного оповещения о дате, времени и месте проведения заседания (иного мероприятия) соответствующего органа, а также иных полномочий, связанных со статусом выборного лица местного самоуправления, на основании личного письменного заявления, с сохранением места работы (должности).
Согласно ч.2 ст.11 названного Закона, временное освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей выборного лица местного самоуправления по месту его работы на основании личного письменного заявления не может превышать двух рабочих дней в течение месяца.
В силу ч.3 этой же статьи, выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной основе, предусмотрено ежемесячное денежное вознаграждение, которое является оплатой труда, а также другие гарантии. Выборному лицу, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, законом предусмотрена компенсация исключительно расходов, понесенных выборным лицом и связанных с осуществлением его полномочий, которая не является оплатой труда выборного лица.
Как следует из положений ч.1 ст. 3 вышеназванного Закона, финансирование реализации гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.
В момент возникновения спорных правоотношений действовал Устав, принятый решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 38 от 23.06.2016г.. Согласно данной редакции Устава структуру органов местного самоуправления составляют: районное Собрание депутатов; глава района, администрация Калманского района Алтайского края; контрольно-счетная палата (ст.20). Депутаты осуществляют свои полномочия на непостояной основе (ст. 30). Районное Собрание депутатов является постоянно действующим представительным органом муниципального района; районное Собрание депутатов осуществляет свои полномочия и принимает решения в коллегиальном составе; районное Собрание депутатов обладает правами юридического лица (ст. 21). Основной формой деятельности районного Собрания депутатов является сессия (ст. 23) к полномочиям районного Собрания депутатов относится введение компенсационных выплат депутатам для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, установление их размера и периодичности (ст. 25). Аналогичные положения также были предусмотрены в предыдущих редакциях Устава Калманского района (т. 2 л.д. 60-72).
Решением районного Собрания депутатов Калманского района от 22.10.2008г. № 96 утверждено Положение о порядке компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края (т.1 л.д. 55)
Вышеназванным Положением предусмотрена компенсационная выплата главе района, совмещающего должность председателя районного Собрания депутатов, за исполняемые им обязанности, связанные с организацией деятельности районного Собрания депутатов, размер которой устанавливается решениями районного Собрания депутатов; а также компенсационная выплата депутатам районного Собрания депутатов в целях возмещения транспортных расходов, связанных с явками на сессии, основанием для осуществления компенсации является предъявление проездного билета общественного транспорта, либо чека на приобретение ГСМ. Финансирование компенсационной выплаты депутатам осуществляется за счет средств районного бюджета и предусматривается в смете расходов районного Собрания депутатов на финансовый год.
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 22 от 05.04.2012г. «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов Калманского района» утверждена компенсационная выплата главе Калманского района, депутату районного Собрания депутатов, для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью в размере 15 000 рублей ежемесячно; компенсационная выплата депутатам для возмещения транспортных расходов, связанных с посещением сессий при предъявлении ими проездных билетов или кассовых чеков (т.1 л.д. 64)
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 67 от 08.11.2017г. «Об упорядочении наименований отдельных должностей при применении и исполнении ранее принятых районным Собранием правовых актов» установлено, что должность «глава администрации района» подлежит замене на должность «глава района», должность «глава района» на должность «председатель районного Собрания депутатов» (т.1 л.д. 145).
Заместителем председателя районного Собрания депутатов Калманского района № 1-л от 09.01.2018г. издано распоряжение о возложении на заместителя председателя районного Собрания депутатов Замиралова В.И. исполнение обязанностей председателя в связи со смертью председателя районного Собрания депутатов Калманского района В. (т.1 л.д. 54)
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 7 от 30.01.2018г. «О внесении изменений в решение районного Собрания депутатов Калманского района от 08.11.2017г. № 68 «О введении компенсационных выплат депутатам районного Собрания депутатов шестого созыва» пункт 1 решения изложен в новой редакции: ввести ежемесячную компенсационную выплату исполняющему обязанности председателя районного Собрания депутатов Калманского района Замиралову В.И. для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, в размере 15 000 рублей (т.1 л.д. 59, 60)
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 35 от 31.07.2018г. внесены изменения в вышеназванное решение, где слова «исполняющему обязанности председателя» заменено на слово «Председателю» (т.1 л.д. 62)
Согласно бюджета муниципального образования Калманский район на 2018, 2019, 2020, 2021, утвержденного решениями районного Собрания депутатов, в расходы бюджета заложены расходы, связанные с деятельностью районного Собрания депутатов, депутатов.
Согласно ст.164 Трудового кодекса РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм законов следует, что председателю районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, предусмотрена компенсация исключительно расходов, понесенных председателем и связанных с осуществлением его полномочий, которая не является оплатой труда выборного лица, не может носить постоянного регулярного характера.
Между тем, вышеуказанные решения районного Собрания депутатов Калманского района устанавливают не компенсацию понесенных расходов в связи с депутатской деятельностью, как это определено приведенными выше положениями закона Алтайского края и Устава Калманского района, а ежемесячную выплату председателю районного Собрания депутатов Калманского района, независимо от понесенных им расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий, и без представления документов, подтверждающих сумму таких расходов, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатом, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.
Поименованная в указанных решениях выплата хотя и названа "компенсацией расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности", но фактически, с учетом ее безусловности, периодичности и единого (фиксированного) размера, представляет собой денежное вознаграждение за осуществление депутатских полномочий, поэтому данная выплата не может носить компенсационный характер.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью первой статьи третьей ГПК РФ регламентировано, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В ходе судебного заседания установлено, что районное Собрание депутатов Калманского районного входит в структуру органов местного самоуправления, чья деятельность финансируется за счет средств бюджета Муниципального образования «Калманский район Алтайского края», которые выделяются районному Собранию депутатов при предоставлении смет расходов, нормативных актов районного Собрания депутатов.
Районным Собранием депутатов Калманского района в период 2008-2018 приняты незаконные решения о введении компенсационных выплат председателю районного Собрания депутатов, в связи с чем из бюджета Муниципального образования «Калманский район Алтайского края» районному Собранию депутатов Калманского района Алтайского края предоставлены денежные средства. Данные денежные средства не являются собственностью районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, и вопреки доводам представителя истца, не подлежат возврату из бюджета муниципального образования в районное Собрание депутатов, поскольку ранее были предоставлены данному выборному органу на незаконных основаниях.
Кроме того, районное Собрание депутатов, принявшее незаконное решение, вправе признать его таковым самостоятельно и отменить.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу, в том числе будет являться районное Собрание депутатов Калманского района, принявшее незаконные решения. Произведенными Замиралову В.И. выплатами нарушены интересы не районного Собрания депутатов, а муниципального образования «Калманский район Алтайского края». Нарушения каких-либо прав районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края действиями Замиралова В.И. суд не усматривает.
На момент обращения с иском в суд действовал Устав муниципального образования, принятый решением районного Собрания депутатов № 58 от 22.10.2021г., зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Алтайского края Российской Федерации по Алтайскому краю 22.11.2021г., согласно которому, представление без доверенности муниципального района, администрации района - относится к полномочиям главы района (ст. 38).
Решение районного Собрания депутатов Калманского района об обращении с иском в суд в защиту интересов муниципального образования в материалах дела отсутствует, в судебное заседание не представлено. Также отсутствует доверенность главы района на обращение с иском в суд в защиту интересов муниципального образования, выданная председателю районного Собрания депутатов Калманского района Калмакову В.И..
Принимая во внимание, что какие-либо права истца действиями ответчика не нарушены; истец в рамках рассматриваемых правоотношений фактически может выступать только в качестве ответчика, что в свою очередь, свидетельствует о злоупотреблении районным Собранием депутатов Калманского района правом на обращение в суд, суд оснований для удовлетворения иска, заявленного истцом - районным Собранием депутатов - не усматривает.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калманский районный суд.
Судья Н.А. Федорова
Решение суда в окончательной форме принято 24.05.2022