Решение по делу № 2-1861/2024 от 19.03.2024

2-1861/2024

26RS0003-01-2024-001671-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дубровской М.Г.,

при секретаре судебного заседания Назаренко В.А.,

с участием представителя истца Балахниной О.А. - Донейко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Балахниной Ольги Александровны к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (третьи лица:СНТ «Земляне», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Администрация Октябрьского района города Ставрополя) о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Балахнина О.А. обратилась в суд с иском к Администрациигорода Ставрополя (третье лицо:СНТ «Земляне») о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование иска указала, чторешением Главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ товариществу был выделен земельный участок и выдано свидетельство о коллективно-долевой собственности.

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ СНТ «Земляне» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ истцу Балахниной О.А. выделен земельный участок , расположенный в пределах территории СНТ «Земляне» для дальнейшего оформления в собственность.

Истец указывает, что спорный земельный участок находится в пределах территории СНТ «Земляне» и поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый , площадь земельного участка, составляет 600 кв.м.

Истец обращался с заявлением в Администрацию города Ставрополя о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка , расположенного в пределах границ СНТ «Земляне». Однако администрация города Ставрополя в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя письменным уведомлением отказала в предоставлении земельного участка в собственность. При этом, оснований для выбытия земельного участка из коллективно-долевой собственности СНТ «Земляне» не имелось.

Истец полагает, что поскольку право коллективно-долевой собственности на спорный земельный участок прекращено не было, земельный участок входит в территорию массива, предоставленного СНТ «Земляне» до введения в действие ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», сведений об изъятии, резервировании или ограничении в обороте спорного земельного участка не имеется, следовательно СНТ «Земляне», общим собранием членов, на законных основаниях распределило земельный участок в СНТ «Земляне» в городе Ставрополе истцу, и в силу норм действующего земельного законодательства РФ истец имеет право бесплатно приобрести спорный земельный участок в собственность.

Просил суд:

-признать за Балахниной Ольгой Александровной право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

-установить, что судебное решение по данному делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Балахниной Ольги Александровны на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ для участия в делев качестве третьих лиц привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ города Ставрополя), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Октябрьского района города Ставрополя.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ КУМИ города Ставрополя исключен из числа третьих лиц и привлечен в качестве соответчика.

Истец Балахнина О.А., будучи надлежащим образом, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, дело рассмотрено с участием ее представителя Донейко Е.Н., которая в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиковАдминистрации города Ставрополя, КУМИ города Ставрополя, представители третьих лиц: Администрации Октябрьского района города Ставрополя, СНТ «Земляне», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки суду неизвестны.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения сторон, пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).

Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ , что решением Главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ садовому товариществу «Земляне» был выделен земельный участок, площадью 34,4 га, целевое назначение: коллективное садоводство.

СНТ «Земляне» было создано ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1062635007103, что подтверждается соответствующей выпиской.

Согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ истцу Балахниной О.А. выделен земельный участок , площадью 600 кв.м.

Согласно схеме СНТ «Земляне» спорный земельный участок находится в пределах территории СНТ «Земляне».

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый , площадь земельного участка составляет 600 кв.м.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец Балахнина О.А. обратилась в Администрацию города Ставрополя с заявлением и документами, необходимыми для предоставления в собственность бесплатно вышеназванного земельного участка, расположенного в дск «Земляне».

ДД.ММ.ГГГГ письменным уведомлением , истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги, в обоснование отказа ответчиком указано,что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявителем не представлена, проект межевания территории СНТ отсутствует. Кроме того, постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об изъятии земельного участка в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Октябрьского района для перераспределения. Таким образом, СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком в данном товариществе.

На запрос суда, из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК от ДД.ММ.ГГГГ , поступило свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО6 был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Кроме того, Управлением представлено заявление ФИО6, согласно которому она добровольно отказалась от земельного участка по адресу: <адрес> и передала его в распоряжение города.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором данного пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка (пункт 2.7).

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом данного пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 2.8).

Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств:

-испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

-земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.

До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которойдо вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Согласно пункта 9 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 указанного Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в собственность.

Государственная регистрация прав собственности на вышеуказанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Судом установлено, что постановлением Главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об изъятии земельного участка в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность ФИО6, и данный земельный участок передан в администрацию Октябрьского района города Ставрополя для перераспределения.

Из ответа на запрос суда, поступивший из архивного отдела Администрации города Ставрополя следует, что в документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в поступивших на хранение книгах регистрации свидетельств на право собственности на землю (садово-огороднические участки) за 1992-1999 годы, сведений о выдаче свидетельства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется.

В силу части 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В силу статьи 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в действующей редакции от 14.02.2024 отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

-органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

-органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком в данном товариществе, поскольку постановлением Главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об его изъятии и передаче в администрацию Октябрьского района города Ставрополя для перераспределения.

Таким образом, в силу действующего законодательства, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца и признании за Балахниной О.А. права собственности на земельный участок в дск «Земляне», площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 26:12:021705:766.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к вышеизложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Балахниной Ольги Александровны к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (третьи лица:СНТ «Земляне», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Администрация Октябрьского района города Ставрополя) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> установлении, что решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Балахниной Ольги Александровны на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.Г. Дубровская

Мотивированное решение суда изготовлено 23 июля 2024 года.

Судья М.Г. Дубровская

2-1861/2024

26RS0003-01-2024-001671-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2024 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дубровской М.Г.,

при секретаре судебного заседания Назаренко В.А.,

с участием представителя истца Балахниной О.А. - Донейко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Балахниной Ольги Александровны к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (третьи лица:СНТ «Земляне», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Администрация Октябрьского района города Ставрополя) о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Балахнина О.А. обратилась в суд с иском к Администрациигорода Ставрополя (третье лицо:СНТ «Земляне») о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование иска указала, чторешением Главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ товариществу был выделен земельный участок и выдано свидетельство о коллективно-долевой собственности.

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ СНТ «Земляне» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ истцу Балахниной О.А. выделен земельный участок , расположенный в пределах территории СНТ «Земляне» для дальнейшего оформления в собственность.

Истец указывает, что спорный земельный участок находится в пределах территории СНТ «Земляне» и поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый , площадь земельного участка, составляет 600 кв.м.

Истец обращался с заявлением в Администрацию города Ставрополя о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка , расположенного в пределах границ СНТ «Земляне». Однако администрация города Ставрополя в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя письменным уведомлением отказала в предоставлении земельного участка в собственность. При этом, оснований для выбытия земельного участка из коллективно-долевой собственности СНТ «Земляне» не имелось.

Истец полагает, что поскольку право коллективно-долевой собственности на спорный земельный участок прекращено не было, земельный участок входит в территорию массива, предоставленного СНТ «Земляне» до введения в действие ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», сведений об изъятии, резервировании или ограничении в обороте спорного земельного участка не имеется, следовательно СНТ «Земляне», общим собранием членов, на законных основаниях распределило земельный участок в СНТ «Земляне» в городе Ставрополе истцу, и в силу норм действующего земельного законодательства РФ истец имеет право бесплатно приобрести спорный земельный участок в собственность.

Просил суд:

-признать за Балахниной Ольгой Александровной право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

-установить, что судебное решение по данному делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Балахниной Ольги Александровны на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ для участия в делев качестве третьих лиц привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - КУМИ города Ставрополя), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Октябрьского района города Ставрополя.

Определением суда, без удаления в совещательную комнату, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ КУМИ города Ставрополя исключен из числа третьих лиц и привлечен в качестве соответчика.

Истец Балахнина О.А., будучи надлежащим образом, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, дело рассмотрено с участием ее представителя Донейко Е.Н., которая в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчиковАдминистрации города Ставрополя, КУМИ города Ставрополя, представители третьих лиц: Администрации Октябрьского района города Ставрополя, СНТ «Земляне», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки суду неизвестны.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения сторон, пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).

Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ , что решением Главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ садовому товариществу «Земляне» был выделен земельный участок, площадью 34,4 га, целевое назначение: коллективное садоводство.

СНТ «Земляне» было создано ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1062635007103, что подтверждается соответствующей выпиской.

Согласно выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ истцу Балахниной О.А. выделен земельный участок , площадью 600 кв.м.

Согласно схеме СНТ «Земляне» спорный земельный участок находится в пределах территории СНТ «Земляне».

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый , площадь земельного участка составляет 600 кв.м.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец Балахнина О.А. обратилась в Администрацию города Ставрополя с заявлением и документами, необходимыми для предоставления в собственность бесплатно вышеназванного земельного участка, расположенного в дск «Земляне».

ДД.ММ.ГГГГ письменным уведомлением , истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги, в обоснование отказа ответчиком указано,что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории заявителем не представлена, проект межевания территории СНТ отсутствует. Кроме того, постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об изъятии земельного участка в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Октябрьского района для перераспределения. Таким образом, СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком в данном товариществе.

На запрос суда, из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК от ДД.ММ.ГГГГ , поступило свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО6 был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

Кроме того, Управлением представлено заявление ФИО6, согласно которому она добровольно отказалась от земельного участка по адресу: <адрес> и передала его в распоряжение города.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором данного пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2031 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.

В случае, если указанные в абзацах втором и пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в аренду или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка (пункт 2.7).

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 данной статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом данного пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 2.8).

Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств:

-испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

-земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.

До вышеуказанных изменений в земельное законодательство особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям регулировалось статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан», в соответствии с которой в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которойдо вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, имеет установление трех необходимых обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Согласно пункта 9 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 указанного Закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в собственность.

Государственная регистрация прав собственности на вышеуказанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Судом установлено, что постановлением Главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об изъятии земельного участка в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность ФИО6, и данный земельный участок передан в администрацию Октябрьского района города Ставрополя для перераспределения.

Из ответа на запрос суда, поступивший из архивного отдела Администрации города Ставрополя следует, что в документах архивного фонда «Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>» в поступивших на хранение книгах регистрации свидетельств на право собственности на землю (садово-огороднические участки) за 1992-1999 годы, сведений о выдаче свидетельства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется.

В силу части 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В силу статьи 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в действующей редакции от 14.02.2024 отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

-органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

-органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

-федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

-органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком в данном товариществе, поскольку постановлением Главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района», принято решение об его изъятии и передаче в администрацию Октябрьского района города Ставрополя для перераспределения.

Таким образом, в силу действующего законодательства, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца и признании за Балахниной О.А. права собственности на земельный участок в дск «Земляне», площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 26:12:021705:766.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к вышеизложенным выводам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Балахниной Ольги Александровны к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (третьи лица:СНТ «Земляне», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Администрация Октябрьского района города Ставрополя) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> установлении, что решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Балахниной Ольги Александровны на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.Г. Дубровская

Мотивированное решение суда изготовлено 23 июля 2024 года.

Судья М.Г. Дубровская

2-1861/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Балахнина Ольга Александровна
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
КУМИ города Ставрополя
Другие
Гайдуков Александр Викторович
Управление Росреестра по СК
СНТ "Земляне"
Администрация Октябрьского района города Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Дубровская Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
19.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2024Передача материалов судье
22.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2024Предварительное судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее