Решение по делу № 2-2014/2013 от 11.04.2013

Дело № 2-2014/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2013 г.      г.Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Данилина Е.М.,

при секретаре судебного заседания Сарбаевой Т.С.,

с участием помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю.,

представителя Минприроды Чувашии Комарова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах РФ к Министерству природных ресурсов и экологии ЧР, Царевой И.Е. о признании недействительным в части договора аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в интересах РФ к Министерству природных ресурсов и экологии ЧР, Царевой И.Е. о признании недействительным подпункта «е» п. 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от дата -----, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии ЧР и Царевой И.Е., в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на лесном участке, обеспечивать его тушение.

Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проверки исполнения лесного законодательства выявлены нарушения действующего законодательства в условиях договора аренды лесного участка от дата ----- (с дополнительным соглашением и изменениями от дата), заключенного между Минприродных ресурсов и экологии ЧР и Царевой И.Е. Предметом указанного договора является лесной участок площадью 0,2 га, предоставленный для использования в целях осуществления рекреационной деятельности, расположенный по адресу: адрес Подпунктом «е» п. 11 раздела 3 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать тушением. Однако, указанное условие договора не соответствует требованиям ст.ст. 51, 81-84, 53.8, 53.1 Лесного кодекса РФ, а также ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности», а также Правил пожарной безопасности. Также указывают, что обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара в лесном участке обеспечивать их тушение, законодательством РФ не предусмотрена, поскольку тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета. В связи с этим возложение обязанности на арендатора обеспечивать тушение лесных пожаров не только является неправомерным, но и создает угрозу землям лесного фонда в связи с тем, что тушение лесных пожаров предполагает как наличие достаточных технических средств, так и подготовленных специалистов. Кроме того, оспариваемый подпункт договора не соответствует форме примерного договора аренды лесного участка.

В судебном заседании прокурор Калачян К.Ю. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель Минприроды Чувашии Комаров И.В. иск признал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Ответчик Царева И.И., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что дата между ГУ «Чебоксарское лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии ЧР и гр-кой Царевой И.Е. был заключен договор аренды лесного участка -----, согласно которому последней был предоставлен в аренду лесной участок площадью ------ расположенный по адресу: ЧРадрес

Согласно п. 4 Договора, указанный лесной участок передается арендатору для использования в целях использования лесов для рекреационных целей сроком до дата в объемах, согласно приложению -----.

Ежегодная арендная плата, согласно п. 5 Договора, составляет ------ руб., устанавливающая на основании ставок, утвержденных постановлением правительства РФ от дата -----, которые индексируются в установленном порядке.

Обязанности арендатора определены в разделе 3, п. 11 Договора.

Прокуратура просит признать недействительным п.п. «е» п. 11 Договора, согласно которому, в случае возникновения лесного пожара осуществлять его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе создание систем и средств предупреждения тушения лесных пожаров (оборудование, снаряжение и другие), определенных проектом освоения леса.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Действующее законодательство не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.

Поскольку ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной с момента ее совершения.

Согласно ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

В силу ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 (далее – Правила).

Согласно п. 13 Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно ст. 53.8 Лесного кодекса РФ если настоящим Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

В силу ст. 180 ГК РФ, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать недействительным подпункт «е» п. 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от дата -----, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Царевой И.Е., в части возложения на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на лесном участке, обеспечивать его тушение.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы или представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья Е.М. Данилин

2-2014/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министрество природных ресурсов и экологии ЧР
Царева И.Е.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
11.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2013Передача материалов судье
15.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2013Судебное заседание
16.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее