Решение по делу № 2а-153/2021 от 04.05.2021

Дело а-153/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кривошеино 03 июня 2021 г.

Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З., при секретаре Федореевой Е.П., с участием помощника прокурора Кривошеинского района Хоменко А.В., ответчика Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения Томской области, Саяпина А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по заявлению прокурора Кривошеинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействие Администрации Новокривошеинского сельского поселения и обязании устранить нарушения законодательства при осуществлении добычи водных ресурсов,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с иском к Администрации Новокривошеинского сельского поселения. С учетом заявления об уточнении требований истец просит признать незаконным бездействие Администрации Новокривошеинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по установке и благоустройству зон санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и в <адрес>А.

Просит обязать Администрацию Новокривошеинского сельского поселения обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и в <адрес>А в срок до 31 декабря 2022 года, а также их обустройство в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в срок до 31 декабря 2023 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что указанные скважины по инициативе администрации Новокривошеинского сельского поселения эксплуатируются ООО «Водовод-М» в соответствии с договором аренды муниципального имущества. В ходе проведенной проверки установлено, что не разработаны проекты зон санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и в <адрес>А, а также не проведено их обустройство в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в срок.

В нарушение пункта 3.2.1.1 названного СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников подземного водоснабжения на расстоянии 30 метров от водозабора не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не ограждена, не обеспечена охраной, дорожки к данным сооружениям не имеют твердого покрытия.

В связи с тем, что в настоящее время из-за отсутствия ограждения обеспечен свободный доступ посторонних лиц на вышеуказанные источники водоснабжения, не исключена возможность проявлений актов терроризма, что является недопустимым.

Выявленные нарушения свидетельствуют о непринятии администрацией Новокривошеинского сельского поселения всех необходимых мер по исполнению требований действующего законодательства.

Изложенное, в том числе, угрожает жизни и здоровью граждан, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду и ее компоненты и, как следствие, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика, Глава Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района Томской области Саяпин А.О. заявленные исковые требования признал в полном объёме. Участвуя в судебном заседании, представитель ответчика пояснил, что Администация примет меры к устранению нарушений в указанный истцом срок.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений отнесено организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В силу частей 1, 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В силу ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В пунктах 150, 151 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации, от 06.06.2003 N 71, определено, что при использовании поверхностных и подземных вод обеспечивается первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения, охрана вод от загрязнения и истощения, предупреждение и устранение вредного воздействия горных работ и дренажных вод на окружающую среду. В пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод.

Согласно статьям 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно­противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно­противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), указанные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию

расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

При этом в силу пункта 1.6 названного СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно пункту 1.13 вышеуказанного СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В силу пункта 2.2.1.1 названного СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Кроме того, согласно пункту 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) собственники и иные законные владельцы нецентрализованных систем водоснабжения и их отдельных объектов принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что не разработаны проекты зон санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и в <адрес>А, а также не проведено их обустройство в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в срок.

В нарушение пункта 3.2.1.1 названного СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны вышеуказанных источников подземного водоснабжения на расстоянии 30 метров от водозабора не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не ограждена, не обеспечена охраной, дорожки к данным сооружениям не имеют твердого покрытия.

В связи с тем, что в настоящее время из-за отсутствия ограждения обеспечен свободный доступ посторонних лиц на вышеуказанные источники водоснабжения, не исключена возможность проявлений актов терроризма, что является недопустимым.

Выявленные факты нарушений свидетельствуют о непринятии администрацией Новокривошеинского сельского поселения всех необходимых мер по исполнению требований действующего законодательства.

Ненадлежащее выполнение ответчиком законодательства об охране окружающей среды, в том числе при использовании и охране водных объектов, угрожает жизни и здоровью граждан, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду и ее компоненты и, как следствие, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Обращение прокурора с указанным административным искам отвечает требованиям статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Таким образом, заявленные прокурором требования административного иска подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что указанный в исковом заявлении срок для устранения нарушений ответчиком будет достаточным, суд принимает во внимание, что при исполнении решения суда необходимо совершить действия, связанные с организацией регистрации безхозяйной детской площадки. Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по установке и благоустройству зон санитарной охраны водозаборных скважин в <адрес> и в <адрес>А.

Обязать Администрацию Новокривошеинского сельского поселения обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны водозаборной скважины расположенной в <адрес> и скважины расположенной в <адрес>А в срок до 31 декабря 2022 года, а также их обустройство в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в срок до 31 декабря 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ф.З. Петрушенко

2а-153/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кривошеинского района
Ответчики
Администрация Новокривошеинского сельского поселения
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Петрушенко Флюра Зиннуровна
Дело на сайте суда
krivosheinsky.tms.sudrf.ru
04.05.2021Регистрация административного искового заявления
05.05.2021Передача материалов судье
07.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Подготовка дела (собеседование)
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021Дело оформлено
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее