№ 66а-846/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 18 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.И.,
Синьковской Л.Г.,
при секретаре Молчановой А.А.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-4231/2020 по апелляционной жалобе Федосовой Виктории Валерьевны на решение Московского городского суда от 7 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Федосовой В.В. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Голубевой Е.К., заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП исключены слова «на 2015 и последующие налоговые периоды», приложение 1 изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67.
Постановлениями Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года №1574-ПП Перечень объектов излагался в новых редакциях, действовавших с 1 января 2019 года и 1 января 2020 года соответственно.
Указанные постановления размещены: постановление от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП - 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 13 декабря 2018 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 69, том 1 – 2; постановление от 26 ноября 2019 года № 1574-ПП - 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 10 декабря 2019 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 68, том 1.
Под пунктом № по состоянию на 1 января 2019 года, пунктом 16516 по состоянию на 1 января 2020 года в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Федосова В.В., являющаяся собственником нежилого помещения, расположенного в поименованном здании, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», указав в обоснование своих требований, что предусмотренный ими объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат приведенному законоположению и нарушают ее права, поскольку включение данного объекта недвижимости в Перечень приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество.
Решением Московского городского суда от 7 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Федосовой В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Федосова В.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на то, что в нежилом помещении, принадлежащем административному истцу, торговая деятельность не осуществляется, помещение используется для личного проживания административного истца. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, в 2010 году по заявлению одного из собственников был изменен, хотя другие собственники помещений в 17-этажном задании с указанным заявлением в уполномоченный орган не обращались. Судом необоснованно не принят внимание тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков и методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Обследование здания и помещений на предмет его фактического использования до утверждения Перечня не проводилось, что административным ответчиком не оспаривалось. Спорное здание расположено на двух земельных участках с разными видами разрешенного использования, что не позволяет отнести его к торговому объекту.
От Правительства Москвы и прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Федосова В.В. подала письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы № 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение здание с кадастровым номером №, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020 годы соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 15, 406 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года № 64 «О налоге на имущество физических лиц» с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на указанные периоды) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
Согласно пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года № 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве», пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Согласно ранее действовавшей редакции названной нормы разрешенное использование земельного участка указывалось в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. В соответствии с пунктами 1.2, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Из материалов дела следует, что Федосова В.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 51 кв. м, наименование – нежилое помещение, назначение – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> (этаж 17, пом. 63, ком – 1-6).
Названное помещение расположено в пределах здания с кадастровым номером №, площадью 11 271,8 кв. м, назначение – нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности включения поименованного объекта недвижимости в Перечень на 2019, 2020 годы по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Судом установлено, в том числе на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, что здание расположено на двух находящихся в аренде земельных участках: земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 889 кв. м, с видом разрешенного использования – эксплуатация существующего здания гостиницы (1.2.5); с кадастровым номером №, площадью 1976 кв. м, с видом разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6). Иных зданий, сооружений на земельных участках не имеется.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № установлен распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 9 декабря 2010 года № на основании заявления ЗАО «Р.» с целью эксплуатации помещений в нежилом здании под магазин.
Руководствуясь приведенными выше редакциями пункта 3.2 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года № 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве», а также приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что один из видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено только спорное здание, однозначно предназначен для размещения объектов торговли (1.2.5) в значении, придаваемом названными нормативными правовыми актами, в связи с чем объект недвижимости подлежал включению в Перечень.
Утверждение административного истца о том, что на названном земельном участке расположена только пристройка к зданию, а само здание, а также помещение административного истца находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0011002:33, не предназначенном для размещения объектов торговли, не указывают на невозможность использования здания, зарегистрированного и поставленного на учет как единый объект, для размещения объектов торговли. Использование здания в том числе под размещение объектов торговли подтверждается материалами дела.
Доводы Федосовой В.В. о том, что принадлежащее ей нежилое помещение фактически используется как жилое, по сведениям, изложенным в пояснительной записке к распоряжению об изменении вида разрешенного использования, а также в разделе особые отметки в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 7 августа 2020 года имеются сведения о наличии жилой застройки, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно имеющейся документации, в том числе выписке из Единого государственного реестра недвижимости как здание, так и помещение Федосовой В.В. являются нежилыми и имеют нежилое назначение.
Как правильно указал суд первой инстанции в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости содержит достоверные систематизированные сведения об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Использование Федосовой В.В. своего нежилого помещения, площадью 51 кв. м, не в целях размещения объектов торговли само по себе не может служить основанием для исключения из Перечня всего здания, площадью 11 271,8 кв. м.
Подлежат отклонению и доводы административного истца, основанные на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», согласно которой взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения.
Из материалов дела следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, имеющих два вида разрешенного использования, отсутствует множественность объектов недвижимости, что исключает возможность ошибочного определения назначения единственного расположенного на них объекта исходя из вида разрешенного использования в силу принципа следования объекта недвижимости судьбе земельного участка. Следует также отметить, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, позволяющий отнести здание к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, изменен по инициативе арендаторов.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 7 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федосовой Виктории Валерьевны – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи