Решение по делу № 2а-398/2021 от 31.05.2021

УИД 75RS0013-01-2021-000683-28

Дело № 2а-398/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 июня 2021 года пгт.Карымское

Карымский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Мищенко Е.В.,

при секретаре Мусиной Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Клюева О.Е., в интересах Измалковой С.И. к Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «<адрес>», о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в Карымский районный суд <адрес>, в защиту интересов Измалковой С.И. с названными требованиями, мотивировав тем, что в ходе проверки проведенной по обращению Измалковой С.И., ДД.ММ.ГГГГ муниципальной <адрес> по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, проведено обследование входной группы третьего подъезда <адрес>, расположенного по <адрес> края.

В ходе обследования установлено, что в нарушение п.п. 25,28,29 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, навес крыльца многоквартирного дома не имеет отвода поверхностных стоков, отсутствуют приборы освещения, параметры дверей для входа в многоквартирный дом, параметры порогов превышают 14 мм. Входные двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. По результатам обследования муниципальной комиссией составлен акт от 01.04.20231 № 10 и дано заключение от 091.04.2021 № 10 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Учитывая, что администрация городского поселения «Карымское» является органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, необходимо обеспечить Измалковой С.И. возможность беспрепятственного доступа к многоквартирному жилому дому, с учетом заключения муниципальной комиссии от 01.04.2021 № 10. По данному факту 07.04.2021 прокуратурой района в качестве досудебной меры реагирования в адрес Главы городского поселения «Карымское» внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако какие-либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений, приняты не были, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения, заложенных на указанные цели, просит: признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочии по решению вопросов местного значения в части обеспечения инвалидам условии для бесприпятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, незаконным. Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до 01.09.2021 устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе 3 подъезда дома расположенного по адресу: <адрес>: организовать отводы поверхностных стоков, установить приборы освещения; ликвидировать пороги по пути следования; оборудовать дверь входа в многоквартирный дом доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», утвердившем Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании районного суда участвующий в деле помощник прокурора Каевич Д.В. поддержал требования, по доводам изложенным в административном исковом заявлении.

Измалкова С.И. заявленные в её интересах требования заместителя прокурора Карымского района поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, так как она инвалид и преодолевать препятствия на инвалидной коляске при выезде и въезде в подъезд своего дома, ей достаточно тяжело.

Представитель администрации городского поселения «Карымское» Захаркин В.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, уточнив, что в настоящее время в бюджете поселения, заложенных на указанные цели, не имеется. Они могут быть предусмотрены только на следующий год.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В силу и. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее - Правила).

Согласно пункту 2 указанных Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно пункту 3 Правил, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида,.

Так, согласно п.п. 25, 28, 29 Правил уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой, или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения. Двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений "открыто" и "закрыто". Наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров.

Согласно п. 4 Правил для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п.п. 17-20, 22 Правил, по результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп. 17 - 20, 22 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Из материалов дела следует, что к прокурору <адрес> обратилась Измалкова С.И. с заявлением о нарушении её прав в части не соответствия требованиям доступности инвалидов к жилому помещению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно справки МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ Измалкова С.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию ( л.д.)

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Измалковой С.И. в её распоряжение предоставлено техническое средство реабилитации -кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (л.д.).

По требованию прокурора <адрес> муниципальной Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проведено обследование входной группы третьего подъезда указанного дома, созданной при администрации муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.10)

Согласно акта обследования жилого помещения от 01.04.2021г. выявлены нарушения п.п. 25,28, 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (л.д. 20-23).

Согласно заключения от 01.04.2021г. следует что имеется возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в многоквартирном доме где проживает инвалид, расположенном по адресу: <адрес> (3 подъезд, 1 этаж, входная группа) (л.д. 24-26)

Согласно представления заместителем прокурора <адрес> ФИО6, внесенным в адрес Главы городского поселения «Карымское» заявлено требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер по устранению и недопущению впредь выявленных муниципальной комиссией нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д. 27-31)

По результатам рассмотрения представления заместителя прокурора <адрес> ФИО6, и.о. главы администрации городского поселения «Карымское» в адрес прокурора Карымского райна ФИО7 дан ответ, что на указанные в представлении виды работ по устранению нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно по входной группе 3 подъезда дома, расположенного по адресу: <адрес>, кВ. 42, в бюджете городского поселения «Карымское» на 2021 год, денежные средства не были заложены в связи с чем работы не могут быть исполнены (л.д.32)

К доводам представителя ответчика, что во исполнение федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в бюджет городского поселения «Карымское» на 2021 год, денежные средства не были заложены, суд относится критически, так как согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

А равно пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 2 вышеназванного закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Следовательно во исполнение законодательства в части гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки инвалидов, заявленные административные требования заместителя прокурора <адрес>, подлежат удовлетворению.

С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только администрацией городского поселения «Карымское», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд соглашается с заявленным прокурором сроком исполнения обязанности ответчиком – до ДД.ММ.ГГГГ, как мотивированным и явно достаточным для устранения заявленных нарушений. Увеличение срока исполнения решения суда будет нецелесообразным, поскольку названная обязанность сопряжена с жизненной необходимостью инвалида, в защиту интересов которого обратился прокурор и связано с непосредственным устранением препятствий при передвижении инвалида- колясочника.

На основании вышеизложенного руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации., суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочии по решению вопросов местного значения в части обеспечения инвалидам условии для бесприпятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе 3 подъезда дома расположенного по адресу: <адрес>: организовать отводы поверхностных стоков, установить приборы освещения; ликвидировать пороги по пути следования; оборудовать дверь входа в многоквартирный дом доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья: Е.В. Мищенко

2а-398/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Измалкова Софья Ивановна
Клюев О.Е.
Ответчики
Администрация ГП "Карымское"
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Судья
Мищенко Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
karymsk.cht.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация административного искового заявления
31.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2021Предварительное судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
22.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее