УИД 75RS0013-01-2021-000683-28
Дело № 2а-398/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 июня 2021 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Мусиной Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Клюева О.Е., в интересах Измалковой С.И. к Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «<адрес>», о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в Карымский районный суд <адрес>, в защиту интересов Измалковой С.И. с названными требованиями, мотивировав тем, что в ходе проверки проведенной по обращению Измалковой С.И., ДД.ММ.ГГГГ муниципальной <адрес> по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, проведено обследование входной группы третьего подъезда <адрес>, расположенного по <адрес> края.
В ходе обследования установлено, что в нарушение п.п. 25,28,29 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, навес крыльца многоквартирного дома не имеет отвода поверхностных стоков, отсутствуют приборы освещения, параметры дверей для входа в многоквартирный дом, параметры порогов превышают 14 мм. Входные двери не оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. По результатам обследования муниципальной комиссией составлен акт от 01.04.20231 № 10 и дано заключение от 091.04.2021 № 10 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Учитывая, что администрация городского поселения «Карымское» является органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, необходимо обеспечить Измалковой С.И. возможность беспрепятственного доступа к многоквартирному жилому дому, с учетом заключения муниципальной комиссии от 01.04.2021 № 10. По данному факту 07.04.2021 прокуратурой района в качестве досудебной меры реагирования в адрес Главы городского поселения «Карымское» внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако какие-либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений, приняты не были, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения, заложенных на указанные цели, просит: признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочии по решению вопросов местного значения в части обеспечения инвалидам условии для бесприпятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, незаконным. Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до 01.09.2021 устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе 3 подъезда дома расположенного по адресу: <адрес>: организовать отводы поверхностных стоков, установить приборы освещения; ликвидировать пороги по пути следования; оборудовать дверь входа в многоквартирный дом доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.
В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», утвердившем Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании районного суда участвующий в деле помощник прокурора Каевич Д.В. поддержал требования, по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Измалкова С.И. заявленные в её интересах требования заместителя прокурора Карымского района поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, так как она инвалид и преодолевать препятствия на инвалидной коляске при выезде и въезде в подъезд своего дома, ей достаточно тяжело.
Представитель администрации городского поселения «Карымское» Захаркин В.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, уточнив, что в настоящее время в бюджете поселения, заложенных на указанные цели, не имеется. Они могут быть предусмотрены только на следующий год.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурнозрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу и. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно пункту 3 Правил, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида,.
Так, согласно п.п. 25, 28, 29 Правил уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой, или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения. Двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений "открыто" и "закрыто". Наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров.
Согласно п. 4 Правил для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.п. 17-20, 22 Правил, по результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп. 17 - 20, 22 Правил).
Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Из материалов дела следует, что к прокурору <адрес> обратилась Измалкова С.И. с заявлением о нарушении её прав в части не соответствия требованиям доступности инвалидов к жилому помещению в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно справки МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ Измалкова С.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию ( л.д.)
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Измалковой С.И. в её распоряжение предоставлено техническое средство реабилитации -кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (л.д.).
По требованию прокурора <адрес> муниципальной Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проведено обследование входной группы третьего подъезда указанного дома, созданной при администрации муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.10)
Согласно акта обследования жилого помещения № от 01.04.2021г. выявлены нарушения п.п. 25,28, 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (л.д. 20-23).
Согласно заключения № от 01.04.2021г. следует что имеется возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в многоквартирном доме где проживает инвалид, расположенном по адресу: <адрес> (3 подъезд, 1 этаж, входная группа) (л.д. 24-26)
Согласно представления заместителем прокурора <адрес> ФИО6, внесенным в адрес Главы городского поселения «Карымское» заявлено требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии мер по устранению и недопущению впредь выявленных муниципальной комиссией нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д. 27-31)
По результатам рассмотрения представления заместителя прокурора <адрес> ФИО6, и.о. главы администрации городского поселения «Карымское» в адрес прокурора Карымского райна ФИО7 дан ответ, что на указанные в представлении виды работ по устранению нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно по входной группе 3 подъезда дома, расположенного по адресу: <адрес>, кВ. 42, в бюджете городского поселения «Карымское» на 2021 год, денежные средства не были заложены в связи с чем работы не могут быть исполнены (л.д.32)
К доводам представителя ответчика, что во исполнение федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в бюджет городского поселения «Карымское» на 2021 год, денежные средства не были заложены, суд относится критически, так как согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
А равно пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 2 вышеназванного закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Следовательно во исполнение законодательства в части гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки инвалидов, заявленные административные требования заместителя прокурора <адрес>, подлежат удовлетворению.
С учетом того, что спорные действия могут быть совершены только администрацией городского поселения «Карымское», судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с заявленным прокурором сроком исполнения обязанности ответчиком – до ДД.ММ.ГГГГ, как мотивированным и явно достаточным для устранения заявленных нарушений. Увеличение срока исполнения решения суда будет нецелесообразным, поскольку названная обязанность сопряжена с жизненной необходимостью инвалида, в защиту интересов которого обратился прокурор и связано с непосредственным устранением препятствий при передвижении инвалида- колясочника.
На основании вышеизложенного руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации., суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Карымское», выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочии по решению вопросов местного значения в части обеспечения инвалидам условии для бесприпятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, расположенных на территории поселения, незаконным.
Обязать администрацию городского поселения «Карымское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе 3 подъезда дома расположенного по адресу: <адрес>: организовать отводы поверхностных стоков, установить приборы освещения; ликвидировать пороги по пути следования; оборудовать дверь входа в многоквартирный дом доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья: Е.В. Мищенко