Решение по делу № 5-1080/2018 от 07.08.2018

К делу № 5-1080/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 декабря 2018 года                                       г. Геленджик Краснодарского края

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Садов Б.Н.,

при секретаре Сычевой А.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Дмитриева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным 3 направления СЗКСБТ <данные изъяты>. в отношении Дмитриева А.В. был составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, дело, по данному административному правонарушению, было передано на рассмотрение в Геленджикский городской суд.

Постановлением Геленджикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Дмитриева А.В., по ч. 7.15.1 КоАП РФ, было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не соглашаясь с принятыми административным органом актом, заместитель начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю <данные изъяты> обратился в суд с просьбой отменить упомянутое постановление, направить дело на новое рассмотрение.

Решением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Геленджикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Геленджикский городской суд.

Дмитриев А.В., его представитель по доверенности Тарасенко И.В. в судебном заседании факт совершения административного правонарушения не признали, пояснив, что сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, Дмитриев А.В. не совершал, предметы, изъятые на территории выставочного комплекса, расположенного в «Сафари Парк», принадлежат ООО «Сафари-парк». Просили производство по делу прекратить ввиду отсутствия в Действиях Дмитриева А.В. состава административного правонарушения и истечения сроков привлечения к административной ответственности.

Представитель ООО «Сафари-парк» - Машинский Н.О. в судебном заседании подтвердил, что все археологические предметы принадлежат ООО «Сафари-парк».

Представители УФСБ РФ по Краснодарскому краю Кучма А.М., Филиппов А.П. в судебном заседании факт совершения Дмитриевым А.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.15.1 КоАП РФ, подтвердили.

Выслушав Дмитриева А.В., его представителя - Тарасенко И.В., представителя ООО «Сафари-парк» - Машинского Н.О., представителя УФСБ РФ по Краснодарскому краю Кучма А.М., исследовав материалы административного дела, в т.ч. дополнительные доказательства, истребованные согласно апелляционному определению Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, касающиеся обстоятельств и времени приобретения предметов, представляющих культурно-историческую ценность, судья считает, что упомянутое дело подлежит прекращению в силу следующих причин.

В соответствии со статьей 7.15.1 КоАП РФ, совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия).

Согласно пункту 3 статьи 49 данного Федерального закона, объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", который в этой части вступил в силу с 24 июля 2014 г.

При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее ДД.ММ.ГГГГ в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 1 КоАП РФ, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, 13 октября, 2 ноября, 13 ноября и ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным 3 направления СЗКСБТ УФСБ России по Краснодарскому краю <данные изъяты>. проведены оперативно - розыскные мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» на территории выставочного комплекса, расположенного в «Сафари Парке» по адресу: <адрес>, <адрес>

В ходе ОРМ было обнаружено и изъято более 500 археологических предметов, принадлежащих гражданину РФ – Дмитриеву А.В., представляющих культурно - историческую ценность, которые открыто экспонировались в целях получения прибыли.

Согласно экспертному заключению, проведенному экспертом по археологическим материалам Министерства культуры РФ <данные изъяты> указанные объекты являются археологическими предметами и представляют значительную культурную и научную ценность, а часть из них имеют уникальное историко-культурное значение для Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Дмитриева А.В. к административной ответственности, предусмотренной данной статьей КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным 3 направления СЗКСБТ <данные изъяты> в отношении Дмитриева А.В. был составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, с обоснованностью содержания протокола в отношение Дмитриева А.В. согласиться нельзя в силу следующих причин.

Статьей 24.1 1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные о том, что Дмитриев А.В. совершал какие-либо сделки с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Выражая несогласие с вмененным административным правонарушением, в рамках судебного разбирательства Дмитриев А.В. пояснял, что им действительно приобретались данные предметы, но не для себя, а для ООО «Сафари Парк». Данные предметы приобретались для ООО «Сафари Парк» двумя способами: покупкой и дарением, но еще до введения административной ответственности по статье 7.15.1 КоАП РФ.

КоАП РФ дополнен указанной нормой Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", который в этой части вступил в силу с 24 июля 2014 г.

В то же время, из представленных материалов следует, что все археологические предметы были приобретены ООО «Сафари Парк» в период до 2013 года, т.е. до того как была введена административная ответственность по указанной статье КоАП РФ.

При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 КоАП РФ, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем данных, подтверждающих факт совершения Дмитриевым А.В. таких сделок после установления за эти действия административной ответственности, в материалах дела не содержится. Сведения о том, когда, где, с участием каких лиц и при каких обстоятельствах подобные сделки совершены, отсутствуют. Обнаружение в рамках обследования на территории выставочного комплекса, расположенного в «Сафари Парке», предметов, впоследствии признанных при проведении экспертизы археологическими, а равно соответствующий протокол и заключение экспертизы, доказательством совершения сделок, указанных в статье 7.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не являются.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, с учетом доводов Дмитриева А.В., а также указанных выше правовых норм, положений статьи 1.5 КоАП РФ и отсутствия доказательств совершения Дмитриевым А.В. сделок с археологическими предметами в нарушение требований законодательства Российской Федерации после установления за это административной ответственности не представляется возможным сделать однозначный вывод о виновности Дмитриева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 КоАП РФ.

Кроме того, по настоящему делу истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Административное правонарушение, которое выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, не является длящимся, срок давности по нему в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня заключения конкретной сделки.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На это же указывает и сложившаяся судебная практика по делам данной категории.

Так, согласно Постановлению Верховного суда РФ от 18.01.2016г. - по административному делу в отношении <данные изъяты>. по ч. 7.15.1 КоАП РФ, по тем же основанием было прекращено производство в отношении указанного лица.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении, и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 23.1, ч. 1 п.2 ст. 29.9 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Дмитриева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>, по ч. 7.15.1 КоАП РФ, производством прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Геленджикский городской суд, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:

5-1080/2018

Категория:
Административные
Ответчики
Дмитриев Александр Васильевич
Другие
Дмитриев А. В.
Суд
Геленджикский городской суд Краснодарского края
Судья
Садов Борис Николаевич
Статьи

7.15.01

Дело на странице суда
gelendjik-gor.krd.sudrf.ru
10.08.2018Передача дела судье
10.08.2018Подготовка дела к рассмотрению
11.09.2018Рассмотрение дела по существу
21.09.2018Рассмотрение дела по существу
09.11.2018Рассмотрение дела по существу
07.12.2018Рассмотрение дела по существу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее