Решение по делу № 2а-3196/2021 от 24.05.2021

Дело №2а-3196/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород 02 ноября 2021 года

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Ежова Д.С., при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФИО14 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском к ФИО15 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога.

В обоснование требований указала следующее.

ФИО1, как собственнику транспортного средства (марка обезличена) (гос.номер №...) (далее - (марка обезличена)), приобретенного в марте 2018 года, и проданного (дата), ФНС был начислен транспортный налог за 2018 год за период 10 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата))

За 2019 год был начислен налог за 12 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата)).

С данными решениями о начислении транспортного налога не согласен, поскольку:

- транспортное средство (марка обезличена) истец продал (дата) гр.ФИО2­вичу на основании соответствующе­го договора.

- в момент продажи у истца отсутствовали права на внесение изменений в регистрационные данные об автомобиле;

- после продажи транспортное средство находилось под ограничениями, наложенными в отноше­нии нового собственника.

Считает, что основанием для признания решения ФИО19 о начислении транспортного на­лога за указанное ТС за 2018 г. и 2019 г. являются:

1) неустранимые противоречия и неясности в законодательстве о налогах и сборах, которые в силу п.7 ст.З Налогового кодекса РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщи­ка сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента),

2) двоякий, неоднозначный подход со стороны государственных органов, выполняющих госу­дарственно-властно полномочия, носящие публичный характер, в вопросе о владельце проданного ТС.

По первому основанию:______

Транспортное средство было передано покупателю ФИО2 (далее - Покупатель) в момент подписания договора, т.е. (дата), о чем есть отметка в договоре.

В силу ст.223 ГК РФ с этого же момента у гр.ФИО2 возникло право собственности на ука­занное (приобретенное) ТС.

В силу ст.210 Гражданского кодекса «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 444-0 «собственник, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что предполагает наряду с необходимо­стью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (капитальный и текущий ре­монт, страхование, регистрация, охрана и т.д.) и выполнения других требований, исходящих от уполномо­ченных законом органов государства и местного самоуправления (по техническому, санитарному осмотру и т.п.), и обязанность платить установленные законом налоги и сборы» (п.3.1).

Согласно ст.1 Налогового кодекса РФ Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Это означает, что отношения, связанные с возникновением или прекращением обязанности по уплате налога, должны регулироваться либо Налоговым кодексом, либо Федеральными законами.

Между тем, начисление мне транспортного налога за 10 месяцев 2018 года и 12 месяцев 2019 года основано на положении ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации, который по-иному, по срав­нению с Гражданским кодексом, определяет налогоплательщика транспортного налога: это лицо, на кото­рое зарегистрировано транспортное средство, т.е. возникновение обязанности по уплате налога Налого­вый кодекс связывает не с моментом возникновения права собственности (как например, при сделках с недвижимым имуществом), а с регистрацией транспортного средства на то или иное лицо.

Разница в подходе при определении лица, несущего бремя уплаты налога, как одной из составляю­щих бремени содержания имущества, связана с тем, что Гражданский кодекс регулирует гражданско-правовые отношения между гражданами, а Налоговый кодекс регулирует властные отношения гражданина/ юридического лица-налогоплательщика и государства, и носит императивный характер.

Однако, устанавливая иные, отличные от Гражданского кодекса, правила в вопросе определения на­логоплательщика транспортного налога, Налоговый кодекс устанавливает определенные требования к нор­мативным документам, которыми должны регулироваться правоотношения, связанные с установлением и исчислением налогов. Применительно к транспортному налогу таковым является законодательство, регу­лирующее регистрацию транспортных средств, поскольку именно регистрация является основанием воз­никновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога.

При этом регистрация транспортных средств и порядок внесения изменений в регистрационные дан­ные ТС о собственнике в момент продажи мною ТС Тойота СОАРЕР (июль 2018 г.) регулировалось нор­мативным документом, не имеющим статус Федерального закона либо Кодекса.

Такой порядок был установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 (далее - Правила № 1001 от 24.11.2008 г.), которые не являются Федеральным законом.

Следует отметить, что согласно п.2 Правил № 1001 (в редакции, действовавшей на момент продажи) «Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, над­зора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств уста­новленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации,»

Таким образом, в июле 2018 г. государство не ставило целью регистрации транспортных средств регулирование иных правоотношений, в том числе правоотношений в сфере налогов.

Согласно Правилам № 1001 от 24.11.2008 г. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника» (пункт б).

Нормы, позволяющей Продавцу снять транспортное средство для целей последующего отчуждения (продажи) также не было в Правилах № 1001.

Случаи, когда допускалось снятие с учета ТС перечислены п.5, и они не связаны с отчуждением (продажей) транспортного средства:

«Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использо­вания, либо после его утилизации.»

Т.е. данным нормативным документом вообще не была предусмотрена возможность продавца об­ратиться в соответствующий орган (ГИБДД) с заявлением об изменении регистрационных данных для про­дажи (отчуждения) транспортного средства.

Иными словами, истцу, как продавцу, ни Правилами № 1001, ни каким-либо Федеральным законом, ни иным нормативным актом, не была предоставлена возможность совершить юридически значимые дейст­вия, влекущие прекращение регистрации в отношении меня проданного ТС, ни до, ни после продажи, и как следствие - влекущие прекращение моей обязанности по уплате транспортного налога за проданное ТС.

О том, что покупатель не зарегистрировал приобретенное ТС (марка обезличена), истец узнал лишь в августе 2019 года, получив по почте налоговое уведомление №... от (дата), согласно которо­му истцу начислен транспортный налог за 10 месяцев 2018 г. (с марта по декабрь).

Право продавца на совершение действий, направленных на прекращение регистрации проданного транспортного средства появилось у продавца лишь с вступлением в силу (с 07.10.2018 г.) новых Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспек­ции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Прика­зом МВД России от 26.06.2018 г. № 399 (далее - Правила № 399), согласно которым Прекращение регист­рации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки (пункт 8.2).

Данной нормой, хотя и не являющейся Федеральным законом, но все же было закреплено право про­давца совершить действия, направленные на прекращение регистрации проданного ТС в отношении себя, но также и на прекращение обязанности по уплате транспортного налога.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что имеются неустранимые противоречия и не­ясности в законодательстве о налогах и сборах в части возникновения и прекращения обязанности по уплате транспортного налога, которые в силу п.7 ст.З Налогового кодекса РФ должны толковать­ся в пользу налогоплательщика.

Эти противоречия и неясности выражаются в следующем:

Обязанность по уплате транспортного налога у владельца транспортного средства возникает в силу ст.З 57 НК РФ, которая связывает возникновение этой обязанности с регистрацией ТС на конкретное лицо, которое признается налогоплательщиком.

При этом сам порядок регистрации транспортных средств, действовавший на момент продажи мною а/м (марка обезличена), а следовательно, и основанный на этом факте момент перехода обязанности по упла­те транспортного налога от продавца к покупателю ТС, был установлен не Федеральным законом, а иным нормативным актом (Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001).

То есть совершение действий, приводящих к прекращению и возникновению обязанности по уплате транспортного налога, регулировались нормативным актом, не имеющим статус Федерального закона.

Более того, данный нормативный акт не предоставлял продавцу права совершить действия по сня­тию с регистрационного учета в отношении себя проданного ТС, и как следствие - направленные на пре­кращение своей обязанности по уплате транспортного налога.

Как было отмечено выше, в июле 2018 г. государство не ставило целью регистрации транспорт­ных средств регулирование иных правоотношений, в том числе правоотношений в сфере налогов, а обязанность продавца ТС по уплате транспортного налога (исходя их положений действовавших на тот момент нормативных актов) фактически была поставлена в зависимость от действий или бездейст­вия третьего лица (покупателя), на которое возлагалась обязанность перерегистрации ТС, что лиша­ло возможности налогоплательщика-продавца совершить действия, направленные на прекращение регист­рации, и как следствие - прекращение обязанности по уплате транспортного налога.

Данный правовой пробел исправлен с принятием Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 283-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2020 года.

Во-первых, ФЗ № 283-ФЗ определяет в качестве целей государственной регистрации транспортных средств (п.2 ст.З) обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего от­ношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Россий­ской Федерации, регулирующего иные отношения.

То есть ФЗ № 283-ФЗ направлен на регулирование иных, в том числе налоговых отношений.

Таким образом, вступивший с 01.01.2020 г. Федеральный закон № 283-ФЗ от 03.08.2018 г. «О госу­дарственной регистрации транспортных средств», образует единую с налоговым законодательством право­вую основу регистрации прав на транспортные средства и связанную с этим обязанность налогоплательщи­ка уплачивать установленный транспортный налог.

Во-вторых, согласно части 2 ст.8 ФЗ № 283-ФЗ «Прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.».

По второму основанию:

двоякий, неоднозначный подход со стороны государственных органов, выполняющих государ­ственно-властно полномочия, носящие публичный характер, в вопросе о владельце проданного ТС,

привел к тому, что возникшее у меня право на изменение регистрационных данных о собственнике не мог-йо быть реализовано из-за наложенных ограничений со стороны судебных приставов.

Как было указано выше, о том, что покупатель ФИО7 не поставил приобретенное у меня ТС на регистрационный учет на свое имя, я узнал только в августе 2019 года, когда получил налоговое уве­домление №... от (дата).

Поскольку на этот момент (август 2019 г.) стали действовать новые правила регистрации транспорт­ных средств, согласно которым продавец мог обратиться в ГИБДД с заявлением об изменении регистраци­онных данных на проданное ТС,

(дата) я обратился в ГИБДД - в подразделение Госавтоинспекции ГИБДД УМ ВД РФ по Г.Н.Новгороду - с заявлением №... о прекращении регистрации (марка обезличена) в связи с продажей (передачей) другому лицу. В совершении данного регистрационного действия мне было отказано по причине ограничений на регистрационные действия в отношении данного транспортного средства.

В отношении проданного ТС действовали следующие ограничения:

с (дата) по (дата) -запрет на регистрационные действия (наложен судебным приставом ФИО20.,)

с (дата) по (дата) - запрет на регистрационные действия (наложен судебным приставом ФИО9,), что подтверждается сведениями, полученными по моему запросу из ГИБДД в январе 2021 года (ко­пия прилагается).

При этом ограничения на запрет были установлены судебными приставами другого региона, а имен­но - Владимирской области.

Запрет, установленный с (дата) по (дата), согласно открытым сведениям, полученным из сервиса «Банк данных по исполнительным производствам», был установлен в рамках исполнительного производства №... должником по которому является ФИО3 №... г.р., прож. ....

Учитывая, что в отношении истца никаких исполнительных производств не было возбуждено, а также учитывая, что в силу ст.30,33 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» местом совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отношении гражданина является его место жительства, место пребывания либо местонахождения его имущества, а место нахождения транспортного средства определяется местом регистрации собственника/владельца, что очевидно, что применение мер принудительного исполнения в виде запрета на регистрационные действия к от ношении (марка обезличена) (гос.номер №...) было совершено по месту жительства третьих лиц, которым, судя по всему, было несколько раз перепродан а/м (марка обезличена) (гос.номер №... ).

Следует отметить, что:

- Федеральный закон от (дата) № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулируют от ношения, направленные на правильное и своевременное исполнение судебных-актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций

Должностные лица органов Федеральной службы судебных приставов, реализуют государственно-властные полномочия от имени и в интересах государства.

- Налоговый кодекс регулирует отношения, связанные с отношениями по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов, то есть в Налоговом кодексе реализуются государственно-властные полномочия, от имени и в интересах государства выступают органы ФНС.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, должностные лица, действующие от имени государства в целях реализации государственно-властных полномочий, в одном случае (при начислении налогов) по­ложили в основу начисления транспортного налога факт регистрации на меня транспортного средства (марка обезличена), а в другом случае (при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения) положили в основу своих действий не сведения о том, на кого зарегистрировано ТС, в отно­шении которого налагался запрет, а факт приобретения ФИО10 права собственности в силу гражданско-правовой сделки.

Вследствие наложенных ограничений снять (марка обезличена) с регистрационного учета в отноше­нии меня мне удалось только (дата).

Не согласившись с решением ИФНС, содержа­щемуся в налоговом уведомлении №... от (дата) в части начисления транспортного налога за а/м (марка обезличена) гос.№ №... за период 10 месяцев 2018 года (с марта по декабрь включительно) я 11.02. 2020 г. обратился в межрайонную ФИО21 Нижегородской области с заявлением о пересче­те транспортного налога за 2018 год.

Решением ФНС №... от (дата) в удовлетворении моих требований было отказано.

Ввиду действовавших ограничений, установленных Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 г. № 27, повторное обращение в налоговый орган в период действия жестких ограничительных мер было невозможно.

(дата) истец подал в вышестоящий орган: в управление ФНС России по Нижегородской области (через ФИО22 ФИО23, которая объединила ФИО24) жалобу на решение ИФНС от (дата), и повторно заявил о пересчете транспортного налога за 2018 г., вклю­чил в жалобу также требование об исключении за 2019 год транспортного налога за а/м Тойота СОАРЕР.

Решением №... от (дата) мне также было отказано в удовлетворении моих требо­ваний.

На основании изложенного считает, что требования налогового органа ФИО25, изложенные в налоговом уведомлении №... от (дата) и содержащее требование об уплате транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер №...) за 5 месяцев с августа 2018 г. по декабрь 2018 г. (за период, когда истец не являлся собственником а/м (марка обезличена)), в сумме №... руб., а также требование ФИО26 ФИО27, изложенные в налоговом уведомлении №... от (дата) и содержащее требование об уплате транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер №...) за 12 месяцев 2019 года в сумме №... руб. являются незаконными и нарушает права истца, поскольку:

- отсутствие правовых норм, регулирующих в июле 2018 года на уровне федерального закона поря­док изменения регистрационных данных на транспортные средства, что в соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ является недопустимым, поскольку именно с регистрацией транспортных средств Налоговый кодекс связывает возникновение и прекращение обязанности по уплате транспортного налога, создает про­тиворечия и неясности в законодательстве,

- двоякий подход со стороны судебных приставов, действующих от имени государства, выразивший­ся в наложении ограничения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении а/м (марка обезличена) гос.№ №... зарегистрированного не на Покупателя ФИО2, а на меня, противоречит нормам ФЗ «Об исполнительном производстве» и создало для меня препятствия к реализа­ции права обратиться в органы ГИБДД с заявлением об изменении регистрационных данных в отношении а/м (марка обезличена).

Нарушение прав истца выражается в том, что отсутствие у истца нормативно закрепленного Феде­ральным законом права на снятие с учета проданного транспортного средства в случае уклонения поку­пателя от перерегистрации его на себя, наличие запрета на регистрационные действия со стороны судебных приставов в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) создали для истца не­благоприятные последствия в виде обязанности по уплате транспортного налога за период с августа 2018 года по декабрь 2019 года включительно в сумме №... руб.

На основании изложенного административный истец просит суд:

Признать налоговые уведомления ФИО28 №... от (дата) и №... от (дата) недействительными в части начисления транспортного налога за а/м (марка обезличена) (гос.номер ФИО29) за период с августа 2018 г. по декабрь 2019 г. включительно в сумме 56 312,50 руб. в том числе: в сумме №... руб. за 2018 год и в сумме №... руб. за 2019 год, как основанные на признании истца плательщиком транспортного на­лога в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в го­сударственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001, не являющемся Федеральным законом, а также как основанные на признании меня плательщиком транспортного налога в период, когда был наложен запрет на регистрационные действия, примененный в отношении третьего лица, на которое данное транспортное средство не было зарегистрировано.

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО11 заявленные административные исковые требования поддержали. Дали пояснения по существу дела.

Иные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При этом ч.1 ст. 268 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ, исходя из мощности двигателя транспортного средства (лошадиных сил).

Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства..

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, как собственнику транспортного средства (марка обезличена) (гос.номер №...) (далее - (марка обезличена)), приобретенного в марте 2018 года, ФИО30 (в настоящее время ФИО31) был начислен транспортный налог за 2018 год за период 10 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата))

За 2019 год был начислен налог за 12 месяцев в сумме №... руб. (налоговое уведомление №... от (дата)).

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Нормы НК РФ имеют императивный характер, что означает, что они содержат требования, обязывающие налогоплательщика совершить определенные действия, точно определяют объем прав и обязанностей, не позволяя им определять или изменять их по взаимному соглашению. То есть, имея определенные права, налогоплательщик несет соответствующие обязанности, в том числе по уплате налога, сбора, пени, штрафа в определенном размере и в установленные сроки.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающие уплату данного налога или сбора. Обстоятельства, предусматривающие уплату данного налога указаны в ст. 358 и п. 4 ст. 57 НКРФ.

Как следует из данных норм Налогового кодекса, обязанность налогоплательщика транспортного налога поставлена в зависимость от факта регистрации на физическое (или юридическое) лицо транспортного средства, а не от факта наличия (или отсутствия) у него данного транспортного средства или от продолжительности нахождения этого транспортного средства в непосредственной эксплуатации и его фактического использования.

В соответствии со ст. 357, ст.388 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налого­обложения.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ, п. 1 ст. 393 НК РФ и ст. 405 НК РФ налоговым пери­одом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налого­вом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответ­ствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произо­шло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

В соответствии с п.60.4 Приказа МВД России от 20.03.2017 №139 прекращение ре­гистрации (снятие с учета) транспортного средства осуществляется по заявлению преж­него владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия регистрации за новым владельцем.

В соответствии с Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" (далее - Приказ N 399) исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств, включающей в том числе и административную процедуру снятия этих средств с регистрационного учета, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 20 названных Правил (приложение № 1 к Приказу МВД России от 26.06.2018 № 399) транспортные средства (за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами) регистрируются только за собственниками транспортных средств (юридическими или физическими лицами), указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.8 гл.3 ФЗ №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» прежний владелец транспортного сред­ства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекра­щении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ расчет налога производится на основании данных представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственную реги­страцию транспортных средств.

Согласно данным, представленным из регистрирующих органов в налоговый орган, с (дата). по (дата), на праве собственности ФИО1 принадлежало транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения - (марка обезличена), государственный реги­страционный знак №...

Согласно ответу ГИБДД до (дата) собственником автомобиля (марка обезличена), государственный реги­страционный знак №... являлся ФИО1, а с (дата) ФИО13 Запись о прекращении регистрации внесена (дата).

Таким образом, по данным органов ГИБДД, переданных в налоговый орган, с (дата). до (дата). транспортное средство (марка обезличена) принад­лежало на праве собственности ФИО1, в связи с чем, налоговым органом исчис­ление транспортного налога произведено правомерно.

Суд учитывает, что налоговые уведомления №... от (дата) и №... от (дата) вынесены уполномоченным должностным лицом в строгом соответствиями с требованиями налогового законодательства, в отношении объекта налогообложения – транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке как собственность административного истца. Доводы административного истца об обратном, не основаны на законе, а, следовательно, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых постановлений.

При изложенных обстоятельствах, налоговые уведомления №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога, являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, административные исковые требования ФИО1 к ФИО32 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ФИО33 о признании незаконными налоговых уведомлений №... от (дата) и №... от (дата) в части начисления транспортного налога – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца.

Судья Д.С.Ежов

2а-3196/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Жезлов Максим Александрович
Ответчики
Межрайонная инспекция ФНС России №22 по Нижегородской области
Другие
ГУ ФССП России
Умеренков Антон Владимирович
Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области
ОСП по Зеленоградскому АО
УФССП по курской области
УГИБДД МВД РФ Нижегородской области
ОСП по Фатежскому, Золотухинскому и Поныровскому района Курской области
Суд
Советский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Ежов Дмитрий Сергеевич
Дело на странице суда
sovetsky.nnov.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления
25.05.2021Передача материалов судье
25.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Подготовка дела (собеседование)
08.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
25.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее