Дело № 2-760/2024
44RS0005-01-2024-001097-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2024 года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Серовой Н.И.
при секретаре судебного заседания Ясневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к МО МВД России «Буйский» о возложении обязанности оборудовать в здании миграционного пункта информационные тактильные мнемосхемы,
установил:
Буйский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МО МВД России «Буйский» о возложении обязанности оборудовать в здании миграционного пункта, расположенного по адресу: <адрес>, информационные тактильные мнемосхемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании, не мешающие основному потоку посетителей.
Свои требования мотивировал тем, что Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МО МВД России «Буйский» требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов. В ходе данной проверки выявлены указанные нарушения.
23.01.2024 по результатам проведенной проверки прокуратура направила в адрес начальника МО МВД России «Буйский» представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления мер к устранению выявленных нарушений со стороны ответчика не принято.
Помощник Буйского межрайонного прокурора Морева Е.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что в связи с добровольным исполнением решения суда после подачи иска решение суда не подлежит обращению к принудительному исполнению.
В судебном заседании представитель МО МВД России «Буйский», действующий на основании доверенности, Виноградов Е.П. с исковыми требованиями был не согласен, поскольку выявленные истцом нарушения устранены ответчиком в добровольном порядке 10.09.2024.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по Костромской области в судебное заседание не явился; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении иска просят отказать. А также, представлен отзыв на иск, в котором указано следующее.
Заявки на изготовление табличек с информацией о работе объекта, оказания государственных услуг, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля для обеспечения необходимой информацией заявителей, обращающихся за получением государственных услуг МВД России, имеющих стойкие расстройства зрения, в том числе для миграционного пункта МО МВД России «Буйский», направлены в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Костромской области», которое осуществляет закупки имущества для нужд территориальных органов МВД России на районном уровне в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с дефицитом бюджетных средств, в 2024 году закупка указанных табличек Брайля не осуществлена. При формировании плана-графика на 2025 год указанная закупка будет включена. Кроме того, в паспорте доступности для инвалидов объекта органов внутренних дел Костромской области и предоставляемых на нем услуг - МП МО МВД России «Буйский» в разделе IV «Предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов» на 2024 год запланированы мероприятия по установке мнемосхемы и табличек, выполненных рельефно-точечным методом Брайля. УМВД России по Костромской области рекомендовало ответчику обеспечить закупку и установку на входе МП МО МВД России «Буйский» вывески (тактильной таблички) с наименованием межмуниципального отдела, объекта оказания государственных услуг, графиком его работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается систем социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальна инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строению и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирское транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Аналогичные требования закреплены в ст. 12 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой, жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены такт образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других груш населения с ограниченными возможностями передвижения.
Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий « сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.202(1 утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунально: хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 904/при введенных в действие с 01.07.2021 (далее - СП 59.13330.2020) предусмотрены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Согласно п. 1.1, 1.2 СП 59.13330.2020 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилю и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна); настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов МГН.
Требования СП распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1 СП 59.13330.2020).
В соответствии с п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
В силу п. 86.7 Приказа МВД России от 10.12.2020 № 856 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» в помещениях, в которых осуществляется предоставление государственной услуги, должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Установлено, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности ответчика выявлены нарушения, а именно, в здании миграционного пункта, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует дублирование необходимых для инвалидов надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными точечным шрифтом Брайля.
23.01.2024 прокурор направил в адрес начальника МО МВД России «Буйский» представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (абз. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами в процессе, что в ходе рассмотрения дела 10.09.2024 года на здании МП МО МВД России «Буйский» ответчик установил информационную тактильную мнемосхему, соответственно, после подачи иска в суд.
Вместе с тем, поскольку требования иска удовлетворены после подачи иска в суд, указанное не может свидетельствовать о необоснованности иска и вести к отказу в удовлетворении требований, а может служить основанием для указания суда о том, что решение суда не подлежит принудительному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Буйский» (ИНН №, ОГРН №) в течение 4 (четырёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в здании миграционного пункта МО МВД России «Буйский», расположенного по адресу: <адрес>, информационные тактильные мнемосхемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании, не мешающие основному потоку посетителей.
Решение суда не подлежит обращению к принудительному исполнению в связи с добровольным исполнением исковых требований до принятия настоящего решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области.
Судья Н.И. Серова
Полный текст решения изготовлен 12.09.2024.