Решение по делу № 2-754/2018 от 12.04.2018

Дело № 2-754/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2018 года пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе судьи Бородачевой С.И.,

при секретаре Германовой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Калининой А.В., представителя ответчика – администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Шувырденковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого автомобильной дорогой, и регистрацию права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лежневского района Ивановской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого автомобильной дорогой общего пользования муниципального значения <адрес>, являющейся составной частью автомобильной дороги <адрес>, зарегистрировать на данный земельный участок право муниципальной собственности в срок до 30 июня 2018 года.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка по факту нарушения администрацией Лежневского муниципального района земельного законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с Постановлением главы Лежневского муниципального района от 05.07.2016 года №253, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Лежневского муниципального района, в п. 32 которого значится автомобильная дорога <адрес>. 09.02.2017 года Постановлением главы администрации Лежневского муниципального района №44 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и образован земельный участок под автомобильной дорогой <адрес>, которая является составной частью автодороги <адрес>. Однако, в нарушение требований законодательства, земельный участок под автодорогой на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на данную автомобильную дорогу не зарегистрировано, это привело к тому, что часть земельного участка под данной автодорогой вошла в границы земельного участка с кадастровым номером , образованного путем выдела общей долевой собственности из земель <данные изъяты> и находящегося в настоящее время в частной собственности, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе Лежневского муниципального района вносилось представление об устранении выявленных нарушений. Согласно ответа на данное представление, администрация продолжает работу по постановке на учет данного земельного участка, то есть до настоящего времени земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, занятом автомобильной дорогой, может привести к нарушению порядка использования земель. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанным участком земель.

Прокурор просит суд обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого под автомобильной дорогой общего пользования муниципального значения <адрес>, являющейся составной частью автомобильной дороги <адрес>, зарегистрировать на данный земельный участок право муниципальной собственности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Лежневского района Калинина А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Шувырденкова Е.В. согласна с иском прокурора. Просила с учетом значительного объема работ по исполнению требований прокурора администрация Лежневского муниципального района увеличить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2018 года.

С учетом представленных представителем ответчика доказательств о невозможности исполнения требований прокурора в испрашиваемый срок, старший помощник прокурора Лежневского района Калинина А.В. просила суд обязать ответчика произвести вышеуказанные действия в срок до 31 декабря 2018 года.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Ивановской области в судебное заседание не явился. От заместителя руководителя Управления Ведерниковой Н.В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела без участия представителя Управления. Также указано, что в настоящее время в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с установленными границами, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, с уточненной площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, дата постановки на кадастровый учет: ДД.ММ.ГГГГ, который находится в общей долевой собственности физических лиц: ФИО7 (<данные изъяты>) и ФИО8 (<данные изъяты>). Первоначальным собственником земельного участка являлся ФИО7 на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, запись о государственной регистрации была внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, который также находился в собственности физических лиц. В связи с тем, что автомобильная дорога Кузьмаденъе-Почевино включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Лежневского муниципального района, основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования будет являться соответствующее постановление об утверждении перечня автомобильных дорог. В данном случае государственный кадастровый учет автомобильной дороги и государственная регистрация права собственности должны быть осуществлены одновременно.

Третьи лица – ФИО7 и ФИО8 в судебное заседание не явились. Судом приняты меры к уведомлению третьих лиц, однако повестки ими не получены. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, конверты с повестками вернулись с отметкой «истек срок хранения».

С учетом мнения представителей сторон суд счел возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Согласно ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации лрава (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее образованный объект недвижимости); площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

В соответствии со ст.ст. 14 и 15 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и определены лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Основанием для проведения данного учета является заявление собственника земельного участка и межевой план.

Постановлением главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области №16 от 30.01.2013 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Лежневского муниципального района Ивановской области.

Как следует из представленных суду документов, в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в соответствии с Постановлением главы Лежневского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Лежневского муниципального района, в которого значится автомобильная дорога <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Лежневского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и образован земельный участок под автомобильной дорогой <адрес>, которая является составной частью автодороги <адрес>. Однако, в нарушение требований законодательства, земельный участок под автодорогой на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на данную автомобильную дорогу не зарегистрировано, это привело к тому, что часть земельного участка под данной автодорогой вошла в границы земельного участка с кадастровым номером , образованного путем выдела общей долевой собственности из земель <данные изъяты> и находящегося в настоящее время в частной собственности, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По результатам проведенной проверки главе администрации Лежневского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, земельного законодательства, о государственной регистрации недвижимости.

Из ответа и.о. главы администрации Лежневского района от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что невозможно однозначно подтвердить факт наложения земельного участка с КН на земли общего пользования – дорогу от населенного пункта <данные изъяты>. Администрация продолжила работу по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого дорогой <данные изъяты>, согласно утвержденной схеме расположения земельного участка и дальнейшему оформлению права собственности муниципального образования.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных положений законодательства до настоящего времени указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, занятом автомобильной дорогой, может привести к нарушению порядка использования земель. Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель.

Данные обстоятельства нарушают права и интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений, суд считает, что срок до 31 декабря 2018 года является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ и осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого под автомобильной дорогой общего пользования муниципального значения <адрес>, являющейся составной частью автомобильной дороги <адрес>, зарегистрировать на данный земельный участок право муниципальной собственности в срок до 31 декабря 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья С.И. Бородачева

2-754/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лежневского района
Ответчики
Администрация Лежневского муниуипального района Ивановской области
Другие
Управление Росреестра по ивановской области
Несчастнов А.Н.
Федоров В.В.
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
12.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2018Передача материалов судье
13.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2018Дело оформлено
22.08.2018Дело передано в архив
28.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее