Решение по делу № 33-187/2024 (33-4394/2023;) от 20.12.2023

Судья Чернобай Н.Л.

№ 33-187/2024

10RS0011-01-2023-006014-57

2-4810/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2024 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Ч.И.С., секретарем П.И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 года по иску Министерства внутренних дел по Республике Карелия к Р.А.Г. о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Р.А.Г. с 27.06.2022 МВД по РК назначена пенсия за выслугу лет. 27.01.2023 от Р.А.Г. поступило заявление о прекращении выплаты пенсии с 27.01.2023 в связи с прохождением им аттестации в Прокуратуре РК. С 01.02.2023 выплата пенсии Р.А.Г. приостановлена. При назначении пенсии Р.А.Г. письменно разъяснено о необходимости информировать в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения пенсии или на ее размер. На должность помощника прокурора (.....) ответчик назначен с 12.07.2022. Истец просил взыскать с Р.А.Г. излишне выплаченную пенсию за период с 12.07.2022 по 31.01.2023 в сумме 248561,50 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура РК, МВД РФ.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе представитель МВД по РК К.Ю.В. просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при назначении Р.А.Г. на должность в органы прокуратуры в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсии за выслугу лет подлежала приостановлению. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, которое распространяет свое действие на прокурорских работников. Абзацем 3 п. 1 (5) указанного постановления Правительства РФ определено, что под прокурорскими работниками понимаются должности всех прокурорских работников, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам учитывается служба (работа) со дня назначения на должность. В период с 12.07.2022 по 31.01.2023 ответчик получал одновременно надбавку за выслугу лет и пенсию, что противоречит разъяснениям Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П. Ссылаясь на положения ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, считает, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию независимо от даты прохождения аттестации и присвоения классного чина.

В возражениях на апелляционную жалобу Р.А.Г. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца К.Ю.В. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.

Ответчик Р.А.Г. в суде апелляционной инстанции с жалобой истца не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

С учетом разъяснений п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях проверки доводов жалобы истца, для установления по делу юридически значимых обстоятельств, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ сторонами представлены дополнительные доказательства, которые приняты и оценены судебной коллегией в совокупности с имеющимися в деле доказательствами.

Заслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, пенсионного дела , изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона, в их числе лица, проходившие службу в МВД РФ.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу (призыве на военную службу по мобилизации) или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии РФ, органы принудительного исполнения РФ выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Судом установлено, что Р.А.Г. проходил службу в МВД по РК, уволен 26.06.2022, с 27.06.2022 ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (л.д. 12).

С 12.07.2022 на основании приказа Прокурора РК Р.А.Г. принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры РК и назначен на должность помощника прокурора (.....) РК (л.д. 14).

Согласно трудовому договору от 12.07.2022 Р.А.Г. установлен испытательный срок на шесть месяцев в соответствии со ст. 40.3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (л.д. 187-192). По окончании испытательного срока 27.01.2023 ответчик прошел аттестацию, решением аттестационной комиссии был признан соответствующим занимаемой должности, заслуживающим присвоения первоначального классного чина (л.д. 220). Приказом Генерального прокурора РФ от 10.03.2023 Р.А.Г. присвоен классный чин юриста 1 класса (л.д. 15).

27.01.2023 ответчик обратился с заявлением в ЦФО МВД по РК, в котором просил приостановить ему выплату пенсии за выслугу лет с 27.01.2023 в связи со службой в Прокуратуре РК и прохождением аттестации (л.д. 13). С 01.02.2023 выплата пенсии Р.А.Г. приостановлена (л.д. 17).

В п. 4 Постановления от 18.03.2004 № 6-П Конституционный Суд РФ указал о том, что предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст.19 Конституции РФ.

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2015 № 2500-О-Р следует, что предписания федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его ст. 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих. Для сотрудников, проходящих службу и имеющих специальные звания, предусмотрены единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения, единая система социальных гарантий.

Таким образом, из положений ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и указанных правых позиций Конституционного Суда РФ следует, что выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается пенсионерам, которые не только вернулись на военную или правоохранительную службу, но и вновь приобрели статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), то есть приобрели статус равнозначный тому, который имели ранее в период прохождения службы до назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» должность помощника прокурора включена в наименование «прокурор». Прокурорскими работниками признаются прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). В силу п. 5 ст. 41 указанного Федерального закона прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядкеприсвоено специальное звание рядового или начальствующего состава (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Схожее понятие дано в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в отношении сотрудника таможенных органов.

Таким образом, определяя статус прокурорских работников и сотрудников указанных правоохранительных органов, законодатель связывает его с присвоением специального звания (классного чина).

Истец полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, поскольку с даты назначения Р.А.Г. на должность помощника прокурора за период с 12.07.2022 по 31.01.2023 ему была выплачена пенсия за выслугу лет в размере 248561,50 руб.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений попд. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется. Следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске, поскольку в спорный период ответчик классного чина не имел, не проходил службу на тех же условиях как в МВД по РК, недобросовестности в действиях ответчика не установлено.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы права, регулирующие спорные отношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Ссылка истца в апелляционной жалобе о том, что пенсия за выслугу лет не подлежала выплате ответчику со дня назначения на должность помощника прокуратура, отклоняется.

Для приостановления выплаты указанной пенсии необходимо наличие двух условий: поступление на военную или правоохранительную службу; приобретение статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов). Из указанных выше норм права следует, что наступление данных условий по времени может не совпадать.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в Постановлении от 18.03.2004 № 6-П, Определениях от 05.11.2015 № 2500-О-Р, от 28.06.2018 № 1494-О, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается в том случае, когда лицо, которому данная пенсия назначена, вновь поступило на службу на тех же условиях, на которых ранее ее проходило. Данный равнозначный статус подразумевает наличие специального звания (классного чина), социальных гарантий, включая право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Статус прокурорского работника характеризуется совокупностью прав, свобод, гарантий предоставляемых государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами РФ. Положения ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соотносят статус прокурорского работника с присвоением классного чина.

Согласно п. 5 Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.11.2012 № 1563, к присвоению первоначального классного чина прокурорского работника представляются лица, прошедшие аттестацию, имеющие высшее юридическое образование, предусмотренное п. 1 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для прокуроров), или иное соответствующее высшее образование (для других работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации) и стаж службы в занимаемой должности не менее шести месяцев.

В силу п. п. 1, 2 ст. 41 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности. Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

В силу положений ст. 40.4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора. Принятие Присяги прокурора проводится после аттестации работника на соответствие занимаемой должности (приказ Генерального прокурора РФ от 03.11.1999 № 82 «О Присяге прокурора (следователя)» (утратил силу), приказ Генерального прокурора РФ от 07.09.2023 № 606 «Об утверждении порядка принятия Присяги прокурора»).

Положения ст. 41.3 указанного Федерального закона, п. 7 Правил обеспечения форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 855, предусматривают, что прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием или военной формой одежды, первичное обеспечение осуществляется в случае присвоения первого классного чина.

Из п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, п. п. 1, 6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, следует, что право на пенсионное обеспечение прокурорских работников возникает только после присвоения классного чина при наличии выслуги не менее 20 лет.

Прокуратура РК в письмах от 29.01.2024, от 12.02.2024 также указала о том, что наличие классного чина прокурорского работника является обязательным условием для назначения пенсионной доплаты к денежному содержанию, до присвоения классного чина Р.А.Г. права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ не имел, в том числе в случае увольнения.

Таким образом, в период прохождения испытания (с 12.07.2022 по 27.01.2023) Р.А.Г. форменным обмундированием не обеспечивался, Присягу не принимал, права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ не имел, классный чин ему не присваивался, он не получал ряд выплат в составе денежного содержания (доплату за классный чин, пенсионную доплату). Условия прохождения ответчиком службы в органах прокуратуры РК в спорный период не являлись аналогичными условиям прохождения им ранее службы в МВД по РК. Ответчик приобрел аналогичный статус и равное положение только после прохождения аттестации и присвоения классного чина.

Утверждение истца в апелляционной жалобе о том, что запрет на получение одновременно пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П, безосновательно.

Из указанного Постановления Конституционного Суда РФ следует,
что выплата надбавки за выслугу лет рассматривалась как один из способов финансовой компенсации лицам, вновь поступившим на военную или правоохранительную службу и приобретшим статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), приостановленной выплаты пенсии за выслугу лет. Для прокурорских работников такой финансовой компенсацией является ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии за выслугу лет, которая могла быть назначена прокурорскому работнику. Данная надбавка выплачивается только после прохождения аттестации и присвоения классного чина в соответствии с абзц. 5 п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2013 № 236.

Кроме того, надбавка за выслугу лет выплачивается также государственным гражданским служащим, муниципальным служащим. При исчислении надбавки за выслугу лет указанным служащим стаж службы в органах внутренних дел РФ подлежит учету (ч. 5 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ст. 22, ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Таким образом, факт получения ответчиком в период испытательного срока доплаты за выслугу лет, которая установлена приказом Генерального прокурора РФ от 21.05.2012 № 213, не является определяющим и не влияет на разрешение данного спора.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения абзц. 3 п. 1 (5) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 к существу спора не относится, поскольку регулирует вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что ответчик действовал недобросовестно, судебная коллегия отклоняет.

При рассмотрении настоящего спора истец не предоставил суду доказательств недобросовестности ответчика. Правовая позиция относительно оценки добросовестности ответчика при разрешении аналогичных споров изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.04.2019 № 5-КГ18-299.

В суде ответчик пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» считал, что только после прохождения аттестации и присвоения классного чина приобретает статус прокурорского работника. В спорный период он форменным обмундированием не обеспечивался, имел временное служебное удостоверение без указания классного чина, не имел классного чина и права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ.

С заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет ответчик обратился в ЦФО МВД по РК 27.01.2023, то есть сразу после прохождения аттестации в Прокуратуре РК. При этом в заявлении и в уведомлении истца от 06.07.2022 ответчику не была разъяснена обязанность уведомлять МВД по РК о поступлении на службу в органы прокуратуры РФ (л.д. 11-12).

Следует отметить, что правовая позиция при разрешении аналогичных споров выражена в судебных актах, согласно которым выплата пенсии за выслугу лет прокурорским работникам до присвоения по новому месту службы классного чина не признается неосновательным обогащением. Так, с аналогичными исковыми требованиями в суд обращалось Главное управление МВД России по г. Москве, при этом просило взыскать излишне выплаченную пенсию за выслугу лет со дня присвоения ответчику классного чина (определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 5-КГ20-13). МВД по Республике Коми было отказано в иске о взыскании пенсии за выслугу лет (неосновательного обогащения), выплаченной с даты поступления на службу в органы Прокуратуры РФ до даты присвоения классного чина (апелляционное определение Архангельского областного суда от 26.01.2023 № 33-826/2023 л.д. 101-104). Аналогичная правовая позиция выражена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 12.03.2019 № 33-2411/2019.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы неосновательного обогащения.

Иные доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, направлены на переоценку доказательств.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Чернобай Н.Л.

№ 33-187/2024

10RS0011-01-2023-006014-57

2-4810/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2024 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Курчавовой Н.Л., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Ч.И.С., секретарем П.И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 года по иску Министерства внутренних дел по Республике Карелия к Р.А.Г. о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Р.А.Г. с 27.06.2022 МВД по РК назначена пенсия за выслугу лет. 27.01.2023 от Р.А.Г. поступило заявление о прекращении выплаты пенсии с 27.01.2023 в связи с прохождением им аттестации в Прокуратуре РК. С 01.02.2023 выплата пенсии Р.А.Г. приостановлена. При назначении пенсии Р.А.Г. письменно разъяснено о необходимости информировать в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения пенсии или на ее размер. На должность помощника прокурора (.....) ответчик назначен с 12.07.2022. Истец просил взыскать с Р.А.Г. излишне выплаченную пенсию за период с 12.07.2022 по 31.01.2023 в сумме 248561,50 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура РК, МВД РФ.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе представитель МВД по РК К.Ю.В. просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при назначении Р.А.Г. на должность в органы прокуратуры в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсии за выслугу лет подлежала приостановлению. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, которое распространяет свое действие на прокурорских работников. Абзацем 3 п. 1 (5) указанного постановления Правительства РФ определено, что под прокурорскими работниками понимаются должности всех прокурорских работников, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам учитывается служба (работа) со дня назначения на должность. В период с 12.07.2022 по 31.01.2023 ответчик получал одновременно надбавку за выслугу лет и пенсию, что противоречит разъяснениям Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П. Ссылаясь на положения ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, считает, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию независимо от даты прохождения аттестации и присвоения классного чина.

В возражениях на апелляционную жалобу Р.А.Г. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца К.Ю.В. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.

Ответчик Р.А.Г. в суде апелляционной инстанции с жалобой истца не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

С учетом разъяснений п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в целях проверки доводов жалобы истца, для установления по делу юридически значимых обстоятельств, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ сторонами представлены дополнительные доказательства, которые приняты и оценены судебной коллегией в совокупности с имеющимися в деле доказательствами.

Заслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, пенсионного дела , изучив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона, в их числе лица, проходившие службу в МВД РФ.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу (призыве на военную службу по мобилизации) или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии РФ, органы принудительного исполнения РФ выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Судом установлено, что Р.А.Г. проходил службу в МВД по РК, уволен 26.06.2022, с 27.06.2022 ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (л.д. 12).

С 12.07.2022 на основании приказа Прокурора РК Р.А.Г. принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры РК и назначен на должность помощника прокурора (.....) РК (л.д. 14).

Согласно трудовому договору от 12.07.2022 Р.А.Г. установлен испытательный срок на шесть месяцев в соответствии со ст. 40.3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (л.д. 187-192). По окончании испытательного срока 27.01.2023 ответчик прошел аттестацию, решением аттестационной комиссии был признан соответствующим занимаемой должности, заслуживающим присвоения первоначального классного чина (л.д. 220). Приказом Генерального прокурора РФ от 10.03.2023 Р.А.Г. присвоен классный чин юриста 1 класса (л.д. 15).

27.01.2023 ответчик обратился с заявлением в ЦФО МВД по РК, в котором просил приостановить ему выплату пенсии за выслугу лет с 27.01.2023 в связи со службой в Прокуратуре РК и прохождением аттестации (л.д. 13). С 01.02.2023 выплата пенсии Р.А.Г. приостановлена (л.д. 17).

В п. 4 Постановления от 18.03.2004 № 6-П Конституционный Суд РФ указал о том, что предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст.19 Конституции РФ.

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2015 № 2500-О-Р следует, что предписания федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его ст. 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих. Для сотрудников, проходящих службу и имеющих специальные звания, предусмотрены единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения, единая система социальных гарантий.

Таким образом, из положений ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и указанных правых позиций Конституционного Суда РФ следует, что выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается пенсионерам, которые не только вернулись на военную или правоохранительную службу, но и вновь приобрели статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), то есть приобрели статус равнозначный тому, который имели ранее в период прохождения службы до назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» должность помощника прокурора включена в наименование «прокурор». Прокурорскими работниками признаются прокуроры, а также другие работники органов и организаций прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). В силу п. 5 ст. 41 указанного Федерального закона прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядкеприсвоено специальное звание рядового или начальствующего состава (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Схожее понятие дано в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в отношении сотрудника таможенных органов.

Таким образом, определяя статус прокурорских работников и сотрудников указанных правоохранительных органов, законодатель связывает его с присвоением специального звания (классного чина).

Истец полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, поскольку с даты назначения Р.А.Г. на должность помощника прокурора за период с 12.07.2022 по 31.01.2023 ему была выплачена пенсия за выслугу лет в размере 248561,50 руб.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений попд. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется. Следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске, поскольку в спорный период ответчик классного чина не имел, не проходил службу на тех же условиях как в МВД по РК, недобросовестности в действиях ответчика не установлено.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы права, регулирующие спорные отношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Ссылка истца в апелляционной жалобе о том, что пенсия за выслугу лет не подлежала выплате ответчику со дня назначения на должность помощника прокуратура, отклоняется.

Для приостановления выплаты указанной пенсии необходимо наличие двух условий: поступление на военную или правоохранительную службу; приобретение статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов). Из указанных выше норм права следует, что наступление данных условий по времени может не совпадать.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в Постановлении от 18.03.2004 № 6-П, Определениях от 05.11.2015 № 2500-О-Р, от 28.06.2018 № 1494-О, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается в том случае, когда лицо, которому данная пенсия назначена, вновь поступило на службу на тех же условиях, на которых ранее ее проходило. Данный равнозначный статус подразумевает наличие специального звания (классного чина), социальных гарантий, включая право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Статус прокурорского работника характеризуется совокупностью прав, свобод, гарантий предоставляемых государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами РФ. Положения ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соотносят статус прокурорского работника с присвоением классного чина.

Согласно п. 5 Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.11.2012 № 1563, к присвоению первоначального классного чина прокурорского работника представляются лица, прошедшие аттестацию, имеющие высшее юридическое образование, предусмотренное п. 1 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для прокуроров), или иное соответствующее высшее образование (для других работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации) и стаж службы в занимаемой должности не менее шести месяцев.

В силу п. п. 1, 2 ст. 41 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности. Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

В силу положений ст. 40.4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора. Принятие Присяги прокурора проводится после аттестации работника на соответствие занимаемой должности (приказ Генерального прокурора РФ от 03.11.1999 № 82 «О Присяге прокурора (следователя)» (утратил силу), приказ Генерального прокурора РФ от 07.09.2023 № 606 «Об утверждении порядка принятия Присяги прокурора»).

Положения ст. 41.3 указанного Федерального закона, п. 7 Правил обеспечения форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 855, предусматривают, что прокурорские работники обеспечиваются форменным обмундированием или военной формой одежды, первичное обеспечение осуществляется в случае присвоения первого классного чина.

Из п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, п. п. 1, 6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, следует, что право на пенсионное обеспечение прокурорских работников возникает только после присвоения классного чина при наличии выслуги не менее 20 лет.

Прокуратура РК в письмах от 29.01.2024, от 12.02.2024 также указала о том, что наличие классного чина прокурорского работника является обязательным условием для назначения пенсионной доплаты к денежному содержанию, до присвоения классного чина Р.А.Г. права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ не имел, в том числе в случае увольнения.

Таким образом, в период прохождения испытания (с 12.07.2022 по 27.01.2023) Р.А.Г. форменным обмундированием не обеспечивался, Присягу не принимал, права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ не имел, классный чин ему не присваивался, он не получал ряд выплат в составе денежного содержания (доплату за классный чин, пенсионную доплату). Условия прохождения ответчиком службы в органах прокуратуры РК в спорный период не являлись аналогичными условиям прохождения им ранее службы в МВД по РК. Ответчик приобрел аналогичный статус и равное положение только после прохождения аттестации и присвоения классного чина.

Утверждение истца в апелляционной жалобе о том, что запрет на получение одновременно пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П, безосновательно.

Из указанного Постановления Конституционного Суда РФ следует,
что выплата надбавки за выслугу лет рассматривалась как один из способов финансовой компенсации лицам, вновь поступившим на военную или правоохранительную службу и приобретшим статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), приостановленной выплаты пенсии за выслугу лет. Для прокурорских работников такой финансовой компенсацией является ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии за выслугу лет, которая могла быть назначена прокурорскому работнику. Данная надбавка выплачивается только после прохождения аттестации и присвоения классного чина в соответствии с абзц. 5 п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2013 № 236.

Кроме того, надбавка за выслугу лет выплачивается также государственным гражданским служащим, муниципальным служащим. При исчислении надбавки за выслугу лет указанным служащим стаж службы в органах внутренних дел РФ подлежит учету (ч. 5 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ст. 22, ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Таким образом, факт получения ответчиком в период испытательного срока доплаты за выслугу лет, которая установлена приказом Генерального прокурора РФ от 21.05.2012 № 213, не является определяющим и не влияет на разрешение данного спора.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения абзц. 3 п. 1 (5) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 к существу спора не относится, поскольку регулирует вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что ответчик действовал недобросовестно, судебная коллегия отклоняет.

При рассмотрении настоящего спора истец не предоставил суду доказательств недобросовестности ответчика. Правовая позиция относительно оценки добросовестности ответчика при разрешении аналогичных споров изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.04.2019 № 5-КГ18-299.

В суде ответчик пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» считал, что только после прохождения аттестации и присвоения классного чина приобретает статус прокурорского работника. В спорный период он форменным обмундированием не обеспечивался, имел временное служебное удостоверение без указания классного чина, не имел классного чина и права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры РФ.

С заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет ответчик обратился в ЦФО МВД по РК 27.01.2023, то есть сразу после прохождения аттестации в Прокуратуре РК. При этом в заявлении и в уведомлении истца от 06.07.2022 ответчику не была разъяснена обязанность уведомлять МВД по РК о поступлении на службу в органы прокуратуры РФ (л.д. 11-12).

Следует отметить, что правовая позиция при разрешении аналогичных споров выражена в судебных актах, согласно которым выплата пенсии за выслугу лет прокурорским работникам до присвоения по новому месту службы классного чина не признается неосновательным обогащением. Так, с аналогичными исковыми требованиями в суд обращалось Главное управление МВД России по г. Москве, при этом просило взыскать излишне выплаченную пенсию за выслугу лет со дня присвоения ответчику классного чина (определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 5-КГ20-13). МВД по Республике Коми было отказано в иске о взыскании пенсии за выслугу лет (неосновательного обогащения), выплаченной с даты поступления на службу в органы Прокуратуры РФ до даты присвоения классного чина (апелляционное определение Архангельского областного суда от 26.01.2023 № 33-826/2023 л.д. 101-104). Аналогичная правовая позиция выражена в апелляционном определении Свердловского областного суда от 12.03.2019 № 33-2411/2019.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы неосновательного обогащения.

Иные доводы апелляционной жалобы истца правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, направлены на переоценку доказательств.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-187/2024 (33-4394/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МВД по РК
Ответчики
Русяев Артем Григорьевич
Другие
МВД РФ
Малкина Наталья Андреевна Первая коллегия адвокатов Республики Карелия
Прокуратура Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Душнюк Наталья Викторовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
22.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2024Передано в экспедицию
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее