Дело № 2-133/2019
УИД 32RS0023-01-2019-000001-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2019 г. г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Алымовой В. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисенко А. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на два года,
У С Т А Н О В И Л:
Борисенко А. В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать за ним право на назначение государственной пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на два года, признать решение пенсионного фонда об отказе в назначении государственной пенсии по старости неправомерным, обязать ответчика назначить ему государственную пенсию по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст. 34 Закона о ЧАЭС.
Истец и его представитель Поляков А. В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Борисенко А. В. проживал и работал в зоне усиленного радиоэкологического контроля в <адрес> Указанный населенный пункт в период проживания истца относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако ответчик отказал в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на два года.
Представитель ответчика по доверенности Гвановская О. О., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, после перерыва в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшего на день обращения истца в пенсионный фонд), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона, действовавшего на день обращения истца в пенсионный фонд), право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона, действовавшего на день обращения истца в пенсионный фонд), в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1, действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Борисенко А. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданином Российской Федерации, проживает постоянно и зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец Борисенко А. В. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепской муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с проживанием в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению.
Решением УПФР в Почепском муниципальном районе № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости, в связи с отсутствием у него удостоверения или справки, подтверждающих его статус, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ и Выписки из лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на должности <данные изъяты>
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> №, в котором имеются сведения о месте регистрации Борисенко А.В.
Как следует из справки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Борисенко А. В. проживал в <адрес> Республики <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный населенный пункт в соответствии с постановлением Кабинета Министров <адрес> от 23.07.1991 года, до 31.12.2014 года относился к зоне усиленного радиоэкологического контроля.
В указанном населенном пункте у истца ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Согласно удостоверения серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> государственной администрацией, Борисенко А. В., проживавший постоянно на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом УССР «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы» для лиц, которые постоянно проживают на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (плотность загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 ки (км2), что также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, зона проживания истца соответствует в соответствии с Российским законодательством уровню радиационного загрязнения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд считает доказанным факт проживания и работы истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая, что истец на момент обращения в пенсионный фонд достиг возраста 58 года, проживал в радиационной зоне более 4 лет и на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, его страховой стаж составляет 28 лет 21 месяца 3 дня, он имеет право на досрочное назначение государственной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 год. При этом решение пенсионного фонда об отказе истцу в досрочном назначении пенсии является неправомерным.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлены документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не опровергают выводов суда.
При этом, ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 прямо гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
На основании ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
В общей сложности проживание Борисенко А. В. в чернобыльской зоне на день обращения в пенсионный фонд составляет более 7 лет, в том числе истец проживал в данной зоне в момент катастрофы на ЧАЭС, что дает ему право на основании ст. 34, с учетом Примечания к статье 35 Закона о ЧАЭС, на снижение пенсионного возраста на 2 года, а следовательно на досрочное назначение государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет уточненные исковые требования Борисенко А. В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые Борисенко А. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на два года удовлетворить.
Признать за Борисенко А. В. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста на 2 года, в связи с проживанием в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Борисенко А. В. досрочную государственную пенсию по старости с понижением возраста выхода на пенсию на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ, признав решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Борисенко А. В. в назначении досрочной государственной пенсии по старости неправомерным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Почепский районный суд Брянской области.
Судья Р. В Коростелева
Решение составлено в окончательной форме 11 марта 2019 года.