Дело № 2-791/2019 УИД: 47RS0007-01-2019-001219-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при секретаре Черных М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца - помощника Кингисеппского городского прокурора Смаковской Т.Ю., истца Смирновой К.Г.,
представителя ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Половинко Т.А., действующей на основании доверенности N № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту жилищных прав и законных интересов Смирновой Кристины Григорьевны, к Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов Смирновой К.Г., обратился в суд с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указано, что на основании заявления Смирновой К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о возможном нарушении ее жилищных прав, прокуратурой была проведена проверка исполнения администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам проверки установлено нарушение, выразившееся в непредоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма Смирновой К.Г.
Просит предоставить Смирновой К.Г. за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования Кингисеппский муниципальный район жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 5-9).
Представитель Кингисеппского городского прокурора Смаковская Т.Ю. в судебном заседании иск поддержала, просила обязать ответчика совершить указанные в иске действия по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Смирнова К.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердила, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. На настоящий момент проживает с сестрой, иного жилья не имеет, просит удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указав, что ДД.ММ.ГГГГ законным представителем Смирновой К.Г., воспитанницы ГКОУ Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кингисеппский детский дом» ФИО5 в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» было подано заявление о включении Смирновой К.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку Смирнова К.Г. не имеет закрепленного жилого помещения в связи с невозможностью проживания в жилом помещении с лицом, лишенным родительских прав. Жилое помещение просила предоставить в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии при администрации по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на котором рассмотрено вышеуказанное заявление. Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» № ДД.ММ.ГГГГ Смирнова К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. В 2019 году в администрацию Смирновой К.Г. подано заявление о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отмечает, что в 2019 году было проведено 13 аукционов по приобретению квартир в <адрес>, которые были признаны несостоявшимися по основанию, предусмотренному ч.16 ст. 66 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. В настоящее время по результатам проведенных закупочных процедур, приобретена только одна квартира в <адрес>, которая будет распределена первоочереднику в муниципальном списке.
Учитывая длительный процесс закупочных процедур, отсутствие заявок на приобретение квартир в <адрес>, вследствие чего, аукционы неоднократно признавались несостоявшимися, просила установить срок для исполнения решения суда – в течение года в даты вступления решения суда в законную силу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1; статья 18; статья 19 части 1-2 Конституции РФ).
Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права па жилище (статья 40 Конституции РФ).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии с положениями статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Ленинградская область, определяется Правительством Ленинградской области.
Согласно ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17.06.2011 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" государственные полномочия по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области, возложены на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июля 2013 года № 211 утвержден Порядок предоставления органами исполнительной власти Ленинградской области однократно благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Ленинградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Смирнова Кристина Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>
Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнова К.Г. признана оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в государственной поддержке, несовершеннолетняя направлена в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кингисеппский детский дом». За Смирновой К.Г. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> по месту её регистрации (л.д.16, 17).
Смирнова К.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Кингисеппскую городскую прокуратуру с заявлением о нарушении ее прав ответчиком, связанным с непредоставлением жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).
Ответчиком не оспаривается, что проведенной по факту обращения Смирновой К.Г. Кингисеппской городской прокуратурой проверкой установлен факт непредоставления благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма Смирновой К.Г.
В тоже время, постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнова К.Г. А.Н. была включена в муниципальный список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 20).
На ДД.ММ.ГГГГ Смирнова К.Г. состоит в муниципальном списке МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений под N №л.д. 32-36).
При таких обстоятельствах, Смирнова К.Г. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. При этом, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области за счет средству субвенций из областного бюджета.
Таким образом, учитывая, что предусмотренная законом обязанность по предоставлению жилого помещения Смирновой К.Г. ответчиком до настоящего времени не исполнена, суд считает требования Кингисеппского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
Из пояснений представителя ответчика следует, что ответчик не отказывает Смирновой К.Г. в предоставлении жилого помещения и не оспаривает то обстоятельство, что Смирновой К.Г. должно быть предоставлено жилое помещение, иск признан по праву, однако, с учетом того, что свободных жилых помещений для предоставления истцу, соответствующих установленным требованиям, в настоящее время в распоряжении Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» не имеется, в 2019 году было проведено 13 аукционов по приобретению квартир в <адрес>, которые были признаны несостоявшимися по основанию, предусмотренному ч.16 ст. 66 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, для предоставления данного жилого помещения истцу требуется значительный временной промежуток, связанный с проведением аукциона и оформлением необходимых документов, просит предоставить срок для исполнения решения – в течение года в даты вступления решения суда в законную силу.
С учетом обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, необходимости осуществления ответчиком мероприятий, связанных с проведением аукциона по приобретению жилого помещения, а также оформлением документов для его последующего предоставления истцу, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения - по 31 марта 2020 года, что соответствует положениям статьи 206 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту жилищных прав и законных интересов Смирновой Кристины Григорьевны, к Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» предоставить Смирновой Кристины Григорьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, по договору найма специализированного жилого помещения – в срок по 31 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья: Улыбина Н.А.
Решение в окончательной форме принято 22 июля 2019 года