ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мархаев П.С.
дело № 33а-1477
поступило 6 апреля 2021 года
УИД 04RS0008-01-2020-002199-26
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 мая 2021 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.
при секретаре Цыденжаповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия и Администрации МО «Заиграевский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
по апелляционному представлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия
на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя административного истца прокурора Сметаниной И.Г., представителя Правительства Республики Бурятия Романовой О.С., представителя Администрации МО «Заиграевский район» Пешкова Н.А., представителя заинтересованного лица Управления ветеринарии Республики Бурятия Жамсарановой Е.Б., ознакомившись с апелляционным представлением и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил административный иск к Правительству Республики Бурятия и Администрации МО «Заиграевский район» и просил суд обязать Правительство Республики Бурятия принять организационные меры, направленные на обеспечение реализации полномочий администрации МО «Заиграевский район» по созданию муниципального приюта для содержания животных и обеспечению его функционирования, в том числе путем выделения финансирования на указанные цели; обязать Администрацию МО «Заиграевский район» на выделенные средства создать муниципальный приют для содержания животных и обеспечить его функционирование.
Требования мотивированы тем, что органы государственной власти Республики Бурятия и местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляют деятельность по обращению с безнадзорными животными.
Суд привлек к участию в деле заинтересованным лицом Управление ветеринарии Республики Бурятия.
Административные ответчики и заинтересованное лицо возражали против удовлетворения административного иска.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры поддержала доводы представления, остальные лица возражали против отмены решения.
2. Рассмотрев дело в полном объеме, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Отношения в области обращения с животными регулирует Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из части 1 статьи 7 данного Федерального закона следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
8 октября 2019 года принят Закон Республики Бурятия № 579-VI «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия в области обращения с животными».
В статье 4 данного Закона Республики Бурятия указаны полномочия Правительства Республики Бурятия в области обращения с животными, в статье 5 – полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия в области обращения с животными.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.01.2020 № 40
утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Бурятия.
Согласно пункту 1 Порядка он содержит положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны, и регулирует проведение таких мероприятий как отлов животных без владельцев, транспортировку, передачу в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с Порядком организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Республики Бурятия, установленным Правительством Республики Бурятия, возврат потерявшихся животных их владельцам, возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
Из пункта 2 Порядка следует, что:
исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Управление ветеринарии Республики Бурятия;
организация мероприятий заключается в осуществлении контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств согласно Закону Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1110-V «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»;
мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Законом Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1110-V «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»;
уполномоченный орган при осуществлении контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Предметом административного спора в данном деле являются не только обязанности Правительства Республики Бурятия, но и обязанности Управления ветеринарии Республики Бурятия, которое определено исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Из части 2 статьи 41 КАС РФ следует, что процессуальное соучастие допускается, если: 1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков; 2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание; 3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
Часть 5 данной статьи устанавливает, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено данным Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Характер заявленных требований свидетельствует о том, что в данном деле решение суда не просто затронет права и обязанности Управления ветеринарии Республики Бурятия, а напрямую их разрешит.
При таких обстоятельствах суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении Управления ветеринарии Республики Бурятия к участию в деле не в качестве заинтересованного лица, а в качестве административного соответчика.
Районный суд не выполнил указанное процессуальное действие, т.е. неправильно определил круг лиц, участвующих в деле, и фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
На основании изложенного судебная коллегия отменяет решение суда и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку по делу допущено нарушение процессуальных норм, влекущее безусловную отмену решения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия в настоящее время не вправе давать оценку выводам суда по существу спора.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 9 февраля 2021 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи