Судья Сараева Т.В. дело № 33-33/2022
УИД37RS0022-01-2021-003138-23
номер дела в суде 1 инстанции 2-2618/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего судьи Горшковой Е.А.,
судей Егоровой Е.Г., Дорофеевой М.М.,
при секретаре судебного заседания Фадеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.Г.
дело по апелляционной жалобе Кириллова Андрея Викторовича на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 08 октября 2021 года по иску Кириллова Андрея Викторовича к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
установила:
Кириллов А.В. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права, просил возложить на пенсионный орган обязанность исчислять его страховой (трудовой) стаж за период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации с 10.04.1993 года по 30.07.1999 года в льготном порядке - из расчета один год службы за полтора года трудового стажа. В обоснование исковых требований истец ссылается на ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел и ч.8 ст.13 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» о применении при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию правил подсчета стажа, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения работы, в том числе с учетом льготного порядка исчисления.
Протокольным определением суда от 21.09.2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области на надлежащего ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное).
Определением Фрунзенского районного суда от 08.10.2021 года допущена замена ответчика Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) правопреемником Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области.
Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 08.10.2021 года в удовлетворении исковых требований Кириллову А.В. отказано.
С решением суда истец Кириллов А.В. не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просил решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Истец Кириллов А.В. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области по доверенности Белянчиков А.С. по доводам апелляционной жалобы возражал.
Представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
В соответствии с положениями статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.
Согласно ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав истца и представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений ответчика на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец проходил службу в органах внутренних дел с 10.04.1993 года по 30.07.1999 года в должности участкового инспектора милиции отделения организации работы участковых инспекторов милиции отдела внутренних дел <адрес>, уволен со службы по п.«а» ч.6 ст.19 Закона «О милиции» (по собственному желанию).
Кириллов А.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о разъяснении порядка исчисления страхового стажа для назначения ему страховой пенсии по старости.
В ответе от 02.07.2021 года пенсионным органом истцу разъяснено, что правовых оснований для применения льготного порядка исчисления страхового стажа за период прохождения им службы в органах внутренних дел в целях определения права на страховую пенсию по старости не имеется.
Полагая, что на основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел должно засчитываться в общий трудовой стаж для установления пенсии по старости на льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления продолжительности страхового стажа за период службы истца в органах внутренних дел с 10.04.1993 года по 30.07.1999 года в льготном исчислении, поскольку нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, предусматривающие льготное зачисление времени службы в органах внутренних дел в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности в соотношении один год службы за полтора года трудового стажа регулируют пенсионное обеспечение, осуществляемое в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", применяются в целях назначения пенсии за выслугу лет, на иные категории пенсионеров данное Положение не распространяется.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, а также правильной оценке представленных суду доказательств, которая дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу правил части 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях).
В силу части 1 ст. 22 Федерального закона о страховых пенсиях (нормы права приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 этой же статьи закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону о страховых пенсиях) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о страховых пенсиях).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона о страховых пенсиях, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1").
Для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения страховой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, федеральный законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни льготный порядок его исчисления.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 января 2012 года N 19-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
Согласно части 1 ст. 13 ФЗ-400 "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Согласно разъяснениям, данным в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1). Данные периоды засчитываются в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.
Следовательно, спорный период службы истца в органах внутренних дел (с 10.04.1993 года по 30.07.1999 года) подлежит включению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, в календарном порядке.
Вопреки доводам апеллянта к спорным правоотношениям не применимы положения части 4 статьи 64 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" о льготном исчислении общего и непрерывного трудового стажа, поскольку не содержат оговорок о применении данной нормы права при исчислении общего трудового стажа для назначения пенсий на общих основаниях, в том числе страховой (трудовой) пенсии по старости.
Ссылка апеллянта на часть 8 ст.13 Федерального закона о страховых пенсиях на правильность выводов суда первой инстанции в обжалуемом решении не влияет и основанием для его отмены не является.
Так, согласно части 8 ст.13 Федерального закона о страховых пенсиях, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о страховых пенсиях подсчет и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий определяется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 (далее - Правила N 1015).
Согласно пункту 2 указанных выше Правил, в страховой стаж в целях установления страховой пенсии включаются период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1, в том числе службы в органах внутренних дел.
Пунктом 47 Правил N 1015 предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, производится в календарном порядке.
До 01.01.2015 года действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555, которые также предусматривали календарный порядок исчисления периода службы в органах внутренних дел при его включении в страховой стаж для установления трудовых пенсий в соответствии с действовавшим с 01.01.2002 года Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
До 01.01.2002 года правила исчисления периодов, засчитываемых в трудовой стаж для назначения пенсий, были предусмотрены Законом РФ от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшим в том числе в спорный период службы истца в органах внутренних дел (с 10.04.1993 года по 30.07.1999 года ).
Согласно положениям статей 88 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 служба в органах внутренних дел включается в общий трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии по старости, наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В силу ст.93 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в статье 94 Закона, и особых правил исчисления выслуги лет (статья 83 Закона).
При этом для периода службы в органах внутренних дел положениями ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 не предусмотрен льготный порядок исчисления трудового стажа для установления пенсии по старости.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений в сфере пенсионного регулирования (как действовавших в спорный период службы истца в органах внутренних дел, так и действующих в настоящее время) период службы истца в органах внутренних дел учитывается в страховой стаж для назначения пенсии по старости в календарном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, в силу чего основанием к отмене обжалуемого судебного постановления служить не могут.
Решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных статьей330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: