Дело № 1-65/2019
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
с. Сосново-Озерское 4 июня 2019 года
Еравнинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего - судьи Жигмитовой Е.В. единолично, при секретаре Галсанове А.Г., с участием государственного обвинителя – прокурора Еравнинского района РБ Манзаева Б.Э., подсудимого Курмазова Д.Ю., защитника Доржиевой Д.В., представившей удостоверение № 496 и ордер № 2105677 от 17.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Курмазова Даниила Юрьевича, <данные изъяты>, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
02 февраля 2019 года около 22 часов, Курмазов Д.Ю., находясь в подполье дома, расположенного по адресу: <адрес> Республики Бурятия, обнаружил огнестрельное нарезное оружие - карабин калибра 7,62х39 мм. и 1 патрон калибра 7,62х39 мм. В этот момент у него возник прямой преступный умысел, направленный на незаконные приобретение и хранение указанного нарезного огнестрельного оружия и 1 патрона.
Реализуя свой преступный умысел, 02 февраля 2019 года около 22 часов, Курмазов Д.Ю., находясь в подполье дома, расположенного по адресу: <адрес> РБ, в нарушение ст. 13 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ, пункта 19 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», не имея лицензии на приобретение оружия, действуя с прямым умыслом, взял найденные им огнестрельное нарезное оружие -карабин калибра 7,62х39 мм. и 1 патрон калибра 7,62х39 мм., тем самым осуществив незаконные приобретение указанного оружия и 1 патрона.
Продолжая реализацию своего преступного умысла, 02 февраля 2019 года около 22 часов Курмазов Д.Ю. из дома, расположенного по адресу: <адрес> РБ, до дома, расположенного по адресу: <адрес> РБ, незаконно перенес ранее незаконно приобретенные им огнестрельное нарезное оружие - карабин калибра 7,62х39 мм. и 1 патрон калибра 7,62х39 мм.
Продолжая реализацию своего преступного умысла, с 22 часов 02 февраля 2019 года до 04 часов 10 минут 12 февраля 2019 года, Курмазов Д.Ю., действуя с прямым преступным умыслом, в нарушение ст. 22 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ, пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», не имея разрешения на хранение оружия, незаконно хранил ранее незаконно приобретенные им огнестрельное нарезное оружие - карабин калибра 7,62х39 мм. и 1 патрон калибра 7,62х39 мм. в спальне дома, расположенного по адресу: <адрес> РБ.
12 февраля 2019 года в период времени с 04 часов 10 минут до 05 часов 00 минут преступная деятельность Курмазова Д.Ю., направленная на незаконные хранение ранее незаконно приобретенных и хранимых им огнестрельного нарезного оружия карабина калибра 7,62х39 мм. и 1 патрона калибра 7,62х39 мм. была пресечена сотрудниками полиции, указанное оружие и 1 патрон были изъяты в ходе осмотра места происшествия
В судебном заседании подсудимый Курмазов Д.Ю. вину в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия признал полностью, и от дачи показаний в суде отказался, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.51 Конституции РФ.
Согласно его показаниям, оглашенным в порядке п.3 ч.1 ст.276 УПК РФ, в марте 2016 года умер его отец Ю. Отец хранил нарезное оружие калибра 7,62х39 мм без соответствующих документов дома по адресу: <адрес>.
С декабря 2018 года по 12 февраля 2019 года он жил в <адрес> у друга Кон. 02 февраля 2019 года пошел домой на <адрес>, чтобы посмотреть ружье отца. Около 22 часов он спустился в подполье, где под досками пола нашел сверток из полиэтилена, в нем обнаружил огнестрельное нарезное оружие калибра 7,62х39 мм. Ружье было заряжено одним патроном. Ружье с патроном он решил оставить как память об отце. Он перенес ружье в дом Кон. на <адрес> спрятал под кроватью в спальне.
Со 02 февраля 2019 года нарезное оружие калибра 7,62х39 мм с патроном хранил в спальне дома Кон. по адресу: <адрес> РБ, зная, что для приобретения и хранения оружия и боеприпасов необходимы соответствующие документы и разрешение.
Кон. лежал в больнице, а его мама болела, не вставала с постели.
11 февраля 2019 года вечером он употреблял спиртное.
Около 00 часов 12 февраля 2019 года он решил почистить ружье и вытащить патрон из патронника. Он подергал затвором. Патрон извлечь не смог, взял отвертку и решил вытащить патрон. Сел на кровать и когда потянулся за ружьем, то оно упало на пол со стула. Ружье от перевеса упало прикладом на пол и в этот момент произошел выстрел. Оказалось, что он оставил ружье заряженным. Он прострелил себе легкое и ребро. Пуля прошла на вылет. Он потерял сознание. Очнулся на кровати. В комнате находились С. и Кон., которые вызвали скорую помощь.( л.д. 50-53)
Свои показания Курмазов Д.Ю. подтвердил при проверке показаний на месте (л.д. 54-65)
Помимо признательных показаний самого подсудимого, его виновность в совершении инкриминируемого деяния подтверждается доказательствами, исследованными судом.
Из оглашенных показаний свидетеля С. следует, что 11 февраля 2019 года находился в тепляке Кондратьева, около 21 часа к нему зашел Курмазов Д., он был выпивший. Выпил у него в тепляке 2 бутылки пива. Около 00 часов 12 февраля 2019 года Курмазов ушел. Примерно через 15 минут он решил зайти к Курмазову. Он включил свет на кухне и направился в сторону комнаты Курмазова и услышал, как прозвучал выстрел.
Он разбудил Кон. и сказал, что в комнате Курмазова что-то взорвалось. Они с Кон. пошли в комнату. Там пахло порохом, комната была в известковой пыли. Они посветили фонарем и обнаружили, что Курмазов Д. лежит на кровати и на груди у него кровь. Рядом с кроватью на полу лежало огнестрельное оружие. Они поняли, что Курмазов выстрелил в себя из ружья. Курмазов говорил, что ружье досталось ему от покойного отца.
Они вызвали скорую помощь. (л.д. 31-35)
Из оглашенных показаний свидетеля Кон. следует, что 11 февраля 2019 года около 21 час 30 минут лег спать на диване в зале.
Проснулся от того, что его будил С. С. сказал, что в комнате Курмазова что-то взорвалось. Они прошли в комнату Даниила. На кухне горел свет. В комнате было темно, пахло пороховым дымом, комната была в известковой пыли. Они увидели, что Курмазов Даниил лежит на кровати и на груди у него кровь. Рядом с кроватью на полу лежало огнестрельное оружие. Он подумал, что Даниил хотел застрелиться из ружья. Даниил говорил, что у него есть ружье, принадлежащее его отцу, но не показывал ему ружье.
Они с С. сразу вызвали скорую помощь.
Курмазов Д. после выписки из больницы сказал, что чистил ружье и произошел случайный выстрел. (л.д.36-38)
Из оглашенных показаний свидетеля К. следует, что проживает с сыновьями Даниилом и В.. У бывшего мужа Ю. было ружье, которое он хранил дома.
О том, что ее сын Даниил нашел в их доме ружье, принадлежащее отцу, она не знала. Если бы она знала, что ружье там хранится, заставила бы сына сдать его в полицию. С декабря 2018 года по февраль 2019 года Даниил жил и работал в пос. Озерный. О произошедшем она узнала от Даниила, когда тот приехал домой.( л.д. 39-44)
По заключению эксперта № 33 от 04 апреля 2019 года: оружие, представленное на исследование, является нарезным огнестрельным оружием, карабином калибра 7,62х39 мм., изготовленный самодельным способом с использованием узлов и деталей от винтовки Мосина. Данный карабин пригоден для производства выстрелов. Гильза является частью промежуточного патрона калибра 7,62х39 мм. и боеприпасом не является. Гильза, представленная на исследование была стреляна в представленном на исследование оружии. Предмет, представленный на исследование мог являться частью патрона для нарезных оружий, а именно пулей калибра 7,62 мм. Установить модель оружия или точный калибр не представляется возможным ввиду значительной деформации пули. (л.д.16-19)
Согласно протоколу осмотра предметов: оружие, состоящее из ствола, ствольной коробки, затвора, спускового механизма, ложи, и прицельных приспособлений. Длина оружия 1050 мм. Ствол цилиндрической формы, длиной 460 мм. В канале ствола имеется четыре правонаклонных нареза. Диаметр канала ствола по нарезам 7,7 мм. На дульной части ствола посажено основание мушки, а на задней его части – целик. Ствольная коробка имеет резьбовое отверстие для крепления ствола, сквозной канал для перемещения затвора, окно для заряжания и экстракции гильз, окно для магазина. Затвор продольно-скользящий, с поворотом при запирании. Ударный механизм ударникового типа. Спусковой механизм без предупреждения, помещается в ствольной коробке. Ложа деревянная, прямая. На поверхностях деталей оружия маркировочные обозначения отсутствуют. Гильза из металла зеленого цвета. Гильза бутылочной формы с кольцевой проточкой. Длина гильзы 38,5 мм., диаметр корпуса гильзы у донца 11,2 мм, диаметр у дульца 8,6 мм. На донной части гильзы имеется маркировка «7,62х39» - калибр, а также знак изготовителя. В средней части донца гильзы имеется капсюль-воспламенитель закрытого типа диаметром 6 мм. На донной части гильзы обнаружен статический след бойка в центральной части капсюля округлой формы диаметром 2,8 мм. Глубина бойка 0,4 мм. Предмет из металла серого и желтого цвета, размером 10х14,5х18,3 мм., весом 6 граммов. Предмет деформирован. (л.д.21-24)
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 12.02.2019 осмотрен дом по <адрес> РБ. Участвующее лицо Кон. указал на ружье, которым стрелял в себя Курмазов Д.Ю. В патроннике ружья находится гильза с надписью «7,62х39 мм». На капсюле гильзы имеются следы повреждения от ударника. Номерных знаков на ружье не обнаружено. При осмотре спальни обнаружено повреждение штукатурки над дверным проемом, где обнаружена оболочка пули. В ходе осмотра места происшествия ружье с гильзой и оболочкой пули изымаются. (л.д.6-10)
Оценив в совокупности, представленные суду доказательства, суд находит вину подсудимого в совершении преступления при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора, доказанной.
В основу обвинительного приговора судом положены признательные показания подсудимого данные им в ходе предварительного расследования, которые он подтвердил в судебном заседании, признавшего вину полностью в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия и патрона. Кроме того виновность подтверждается показаниями свидетелей, о том, что Курмазов Д.Ю. действительно незаконно приобрел, хранил и носил огнестрельное оружие и патрон, исследованными протоколом осмотра места происшествия, заключением экспертизы, протоколом проверки показаний на месте.
Представленные доказательства получены с соблюдением требований закона, и потому суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, в совокупности достаточны для разрешения уголовного дела, и позволяют сделать вывод о доказанности виновности подсудимого в совершении незаконного приобретения, хранения и ношения огнестрельного оружия и боеприпасов.
Действия подсудимого Курмазова Д.Ю. суд квалифицируетпо ч.1 ст.222 УК РФ, как незаконные приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).
При назначении наказания подсудимому суд учитывает, что подсудимым совершено преступление средней тяжести, характер и степень его общественной опасности, обстоятельства совершенного преступления, данные о личности подсудимого, характеризующего положительно по месту жительства, смягчающие обстоятельства, влияющие на наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного, на условия жизни его семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает полное признание вины подсудимым, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступления, выразившееся в даче признательных показаний, подтвержденных при проверке этих показаний на месте происшествия, отсутствие судимости, молодой возраст подсудимого, болезненное состояние здоровья подсудимого и его матери.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
Оснований для постановления приговора без назначения наказания, освобождения подсудимого от уголовной ответственности и наказания, назначения более мягкого наказания согласно ст.64 УК РФ, чем предусмотрено за данное преступление, не имеется.
Суд приходит к мнению об отсутствии оснований для прекращения уголовного преследования за деятельным раскаянием, по следующим причинам.
Совершение Курмазовым Д.Ю. позитивных действий, направленных на ускорение расследования дела путем дачи изобличающих показаний, несомненно, может рассматриваться судом как проявление им деятельного раскаяния.
Однако, для прекращения производства по делу необходимо не только наличие вышеназванных условий, но и признание того обстоятельства, что лицо, совершившее преступление, перестало быть общественно опасным, а таких доказательств в материалах дела не представлено.
Так, в соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при условии выполнения всех перечисленных в ч. 1 ст. 75 УК РФ действий или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить, и только в том случае, когда лицо вследствие этого перестало быть общественно опасным. Разрешая вопрос об утрате лицом общественной опасности, необходимо учитывать всю совокупность обстоятельств, характеризующих поведение лица после совершения преступления, а также данные о его личности.
Как видно из обвинения, преступление пресечено сотрудниками полиции, изъявшими оружие в ходе осмотра места происшествия после случайного выстрела в себя и доставления Курмазова в лечебное учреждение. Дача в последующем изобличающих показаний подсудимым явно недостаточно для признания такого поведения деятельным раскаянием, вследствие которого он перестал быть общественно опасным.
С учетом характера и степени общественной опасности и обстоятельств совершенного преступления, судом не установлено оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ, изменения категории преступления на менее тяжкую.
С учетом изложенного, для достижения целей наказания, исходя из принципа справедливости, суд считает необходимым назначить подсудимому наказание в виде ограничения свободы.
При разрешении судьбы вещественных доказательств суд руководствуется положениями ст. 81 УПК РФ.
В соответствии со ст.ст.131,132 УПК РФ процессуальные издержки, состоящие из сумм вознаграждения адвокату Доржиевой Д.В. за оказание юридической помощи в суде в размере 1350 рублей и в ходе предварительного следствия в размере 1650 рублей (л.д.104), взысканию с подсудимого не подлежат, должны быть отнесены за счет средств федерального бюджета, поскольку им заявилось ходатайство о применении положений главы 40 УПК РФ, особый порядок был отменен по инициативе суда.
Руководствуясь ст.307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать виновным Курмазова Даниила Юрьевича в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК РФ и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком 7 (семь) месяцев.
Согласно ст. 53 УК РФ установить Курмазову Д.Ю. следующие ограничения свободы: не менять места жительство или пребывания и не выезжать за пределы МО «<адрес>» <адрес> без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; также обязать один раз в месяц являться на регистрацию в указанный специализированный государственный орган.
Вещественные доказательства: - огнестрельное нарезное оружие карабин калибра 7,62х39 мм., гильза от патрона калибра 7,62х39 мм., изъятые из незаконного оборота, которые сданы в камеру хранения оружия ОП по Еравнинскому району - передать в ХОЗО МВД по Республике Бурятия для уничтожения;
- Металлический предмет - уничтожить.
Судебные издержки отнести за счет федерального бюджета, осужденного Курмазова Д.Ю. от их уплаты освободить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и об участии его адвоката при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Жигмитова