Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023 г. <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Шиховой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов МО «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов МО «<адрес>» № «О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «<адрес>» полномочия депутатов ФИО3 и ФИО1 досрочно прекращены за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов МО «<адрес>», их супругов и несовершеннолетних детей за 2019 год. ФИО3 и ФИО1 с указанным решением Совета депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ не согласились, обратились с административным исковым заявлением в Турочакский районный суд, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ Восьмым кассационным судом общей юрисдикции решения нижестоящих судов были отменены. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № были проведены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов МО «<адрес>», по результатам которых наделена полномочиями депутата ФИО4. После решения суда кассационной инстанции ответчиком никаких действий для восстановления полномочий истца (выдача удостоверения, восстановление в соответствующем комитете, направление материалов и повестки заседаний), а также сложения полномочий дополнительно выбранного депутата не осуществлено. На настоящий момент и ранее ответчик сообщил избирателям истца о коррупционном нарушении, кроме того, не отменяя ранее принятого решения продолжает показывать электорату истца его негативный образ, при этом решением суда «коррупционные действия» не установлены. Данными длящимися действиями ответчик наносит ущерб деловой репутации истца, негативно сказывается на морально-психологическом состоянии истца. На основании вышеизложенного, истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле привлечен прокурор Турочакского района Республики Алтай.
Протокольным определением от 15.03. 2023 г. судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО4.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель истца ФИО2, представитель ответчика Совета депутатов МО «<адрес>», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснил, что решение Совета депутатов о снятии полномочий с ФИО1 являлось незаконным, информация, распространяемая в <адрес> носила негативный характер, что сказывалось на деловой репутации истца. Полагал заявленную сумму о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 соразмерной причиненному вреду.
Помощник прокурора Турочакского района Шихова А.Ю. в заключении полагала о наличии основании для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав мнение представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, выслушав заключение помощника прокурора Турочакского района, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под «выборным должностным лицом местного самоуправления» понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан,
осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Устава МО «<адрес>», принятого решением Совета депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Решения Совета депутатов муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 32-3) структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют представительный орган муниципального образования - Совет депутатов МО «<адрес>», глава муниципального образования – глава МО «<адрес>», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация МО «<адрес>», контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата МО «<адрес>» (ст.21 Устава).
Совет депутатов МО «<адрес>» является постоянно действующим коллегиальным представительным органом муниципального района, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.22 Устава).
Совет депутатов состоит из 19 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Совета депутатов и его депутатов определен в пять лет (ч.ч.2, 3 ст.22 Устава).
Согласно п.п.1,2 ст. 31 Устава МО «<адрес>», полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях установленных ч.10. ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов МО «<адрес>» принято решение №, согласно которому за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «<адрес>» по одномандатному округу № ФИО3, а также прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «<адрес>» по одномандатному округу № ФИО1
Таким образом, решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО1 отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального района.
Как указано выше, Советом депутатов МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ принято решение, согласно которому за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год досрочно прекращены полномочия депутата ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ решением Турочакского районного суда Республики Алтай в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «<адрес>», избранного по одномандатному округу № ФИО1 отказано.
ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 в лице представителя ФИО4 - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции №, решение Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменены, принято по делу новое решение, которым решение Совета депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «<адрес>» признано незаконным.Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Из абз. 3 п. 4 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
В ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Таким образом, для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
Как установлено судом, утрата истцом ФИО1 статуса депутата была связана с принятием Советом депутатов решения о досрочном прекращении его полномочий за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год. Данное решение привело к ситуации, в рамках которого истец, лишившись статуса депутата, не мог осуществлять свои полномочия как депутат, принимать участие в решении вопросов местного значения.
Незаконность принятого решения представительного органа местного самоуправления Советом депутатов МО «<адрес>» установлена кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ.
В рассматриваемом деле, исходя из обоснований причинения морального вреда, суд находит, что обстоятельства, подтверждающие, что в результате действий ответчика истец испытывал нравственные переживания в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, лишением его статуса депутата, нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых и оснований для удовлетворения заявленных требований.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ (ст. 1099 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (п. 2).
В силу положений статей 151, 1101 ГК РФ, определение размера компенсации морального вреда находится в компетенции суда, разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом характера спора, конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потерпевшего, которому причинены нравственные или физические страдания, а также других факторов.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в результате незаконного принятого Советом депутатом МО «<адрес>» решения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 испытал нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях и душевных страданиях, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельства причинения ему нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, соразмерность заявленных истцом требований о компенсации морального вреда последствиям действий ответчика, суд приходит к выводу о том, что денежная сумма для возмещения морального вреда в размере 20 000 рублей будет достаточной и соразмерной причиненному вреду. Компенсация морального вреда в названном размере позволит с одной стороны - максимально возместить причиненный истцу моральный вред, а с другой стороны - не допустить неосновательного обогащения истца и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение ответчика, то есть в наибольшей степени обеспечит баланс прав и законных интересов как истца, так и ответчика. При этом заявленный к взысканию размер компенсации в сумме 30 000 рублей суд считает завышенным и необоснованным.
Доводы истца о том, что решением суда «коррупционные действия» истца не были установлены, судом не могут быть приняты.
Предметом спора являлась незаконность принятия решения Советом депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО3 и ФИО1
Из содержания кассационного определения следует, что при досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «<адрес>» ФИО1 и ФИО3 не соблюдена процедура принятия оспариваемого решения в части не представления депутатами сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год.
Иные приведенные доводы истца для удовлетворения исковых требований, как имеющие безусловное значение для дела о взыскании компенсации морального вреда не являются.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Совету депутатов МО «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Совета депутатов МО «<адрес>» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья К.В. Албанчинова