Дело № 2а-5846/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 23 июля 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административному иску Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи и, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Енисейского управления Роскомнадзора о признании информации размещенной на Интернет-сайтах по сетевым адресам информацией, запрещенной к распространению в РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по сетевому адресу - http://dokument.club, где содержатся и рекламируются сведения о незаконном изготовлении и сбыте поддельных дипломов, аттестатов об окончании образовательных учреждений, свидетельств о заключении брака, распространение которой в Российской Федерации запрещено, мотивируя тем, что Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск на основании мониторинга сети Интернет выявлен ряд сайтов, содержащих сведения, запрещенные законодательством РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Якимова А.В., действующая по поручению прокурора ЗАТО г. Железногорска заявленные требования поддержала по обстоятельствам изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Положениями ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом, в пункте 16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорск проведено исследование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью обнаружения фактов распространения запрещенной информации, согласно акта-исследования от 29.03.2018 года (л.д.8) в ходе мониторинга сети Интернет выявлен ряд сайтов, представляющих информацию о незаконном изготовлении и сбыте поддельных дипломов, аттестатов об окончании образовательных учреждений, свидетельств о заключении брака так на странице сайта http://dokument.club размещена информация о незаконном изготовлении и сбыте поддельных дипломов, аттестатов об окончании образовательных учреждений. При этом, вход на сайт является свободным, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию в электронном варианте может любой пользователь, а поиск интернет-ресурсов осуществляется свободно с помощью любой поисковой системы. В тексте размещенной на сайте информации опубликованы сведения о незаконном изготовлении и сбыте поддельных дипломов, аттестатов об окончании образовательных учреждений. Размещенная на интернет-сайте информация воздействует на волю и сознание людей, может способствовать совершению уголовно наказуемого деяния (л.д. 9-22).
Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, учитывая невозможность установления данного факта иным образом, суд полагает возможным признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по вышеуказанному сетевому адресу http://dokument.club, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора ЗАТО г. Железногорск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет - сайтах по сетевым адресам http://dokument.club информацией, запрещенной в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко