Дело № 5-247/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 ноября 2017 года г. Кондопога
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Берегова С.В., при секретаре Ивановой К.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мой Дом», ИНН 1001279741, ОГРН 1141001000755, место регистрации и нахождения юридического лица: 185005, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 64а, пом. 21,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении ХХ.ХХ.ХХ в <...> часов в жилом ........ ООО «Мой Дом», осуществляя деятельность но управлению эксплуатацией жилого фонда и по сбору бытовых отходов от данного дома, допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, нарушив ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22, п.3 ст.23, п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарно-эпидемиологические требования.
В судебное заседание представитель ООО «Мой Дом» не явился, извещены надлежащим образом. В представленных письменных пояснениях указали, что административным органом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих захламление придомовых территорий многоквартирных домов № ... и № ... по ........ в ........, а также доказательств, подтверждающих наличие на указанных территориях каких-либо построек, предназначенных для обслуживания многоквартирных домов и включенных в состав общедомового имущества, вместе с тем управляющая компания не обслуживает земельные участки муниципальных образований, то есть земельные участки, находящиеся за пределами границ придомовых территорий многоквартирных домом, замеры высоты травяного покрова на придомовых территориях вышеназванных домов административным органом не производились. Полагают, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по РК в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х Хяникяйнен В.В. поддержала позицию по привлечению ООО «Мой Дом» к административной ответственности, указала на обращении ранее в суд о привлечении общества к административной ответственности за правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность
Суд, заслушав представителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по РК в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст. 20 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 22 вышеназванного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. (ч. 3 ст. 23 Федерального закона).
Статьей 24 названного Федерального закона установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2).
По нормам ст. 29 Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.
Согласно ч.1, ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с п.3.7.1 которых, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Согласно 3.7.6 указанных правил мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Из положений п.11 указанных выше Правил от 13.08.2006 № 491, следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11(1) Правил).
Постановлением Главного государственного санитарного врача утверждены СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», которые содержат основные положения, направленные на обеспечение санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий (в настоящее время данные правила применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, установлены СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 №58.
В соответствии с требованиями п. 3.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» (далее СП 3.5.3.3223-14) юридические лица должны обеспечивать: регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; определение объемов дератизации (площадь строения и территории); проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
Инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов, установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14).
Контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания. Основными показателями эффективности истребительных работ являются: в зданиях и строениях - процент площади, освобожденной от грызунов в данном месяце, на незастроенных территориях населенного пункта - процент смертности грызунов в результате обработок (снижение численности на 80% и более) (п.3.17 СП 3.5.3.3223-14).
Эффективной считается дератизация, обеспечивающая: отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий; снижение численности грызунов на территории населенного пункта до 3% попаданий грызунов в течение суток в установленные ловушки (п. 3.18 СП 3.5.3.3223-14).
Согласно п.п. 2.11 и п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - Требования) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Пунктом 1.4 Требований обязанность по их соблюдению возложена на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений.
В судебном заседании установлено, что между Администрацией Кондопожского городского поселения и ООО «Мой Дом» заключены договоры управления от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым ООО «Мой Дом» приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов № ... и № ... по .........
В соответствии с условиями п.2.4.1 договора управляющая организация обязана обеспечить надлежащее содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Перечень состава работ по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества определены в приложении 4 к Договору, среди которых: вывоз бытовых отходов, в т.ч. жидких, санитарные работы по содержанию мест общего пользования, уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества дома (подметание территории, кошение травы, уборка мусора с газона).
Согласно п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
В соответствии с п.3.8 СП 3.5.3.3223-14 инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают, в том числе: проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.
Пунктом 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно п.2.6 указанных Требований, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Условия проживания в жилых зданиях и помещениях должны соответствовать требованиям санитарного законодательства Российской Федерации, - содержание жилых зданий и помещений должно отвечать требованиям санитарного законодательства Российской Федерации, - при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями. (п.4.1, п.4.2, п.4.3 Требований)
Из пункта 1.3. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» следует, что соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п.2.1, в целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. П. 15.1 определяет, что с целью предупреждения заболеваемости паразитарными болезнями, передающимися через укусы насекомых и клещей, проводится комплекс профилактических акарицидных мероприятий, в которых входят, среди прочих: дератизационные мероприятия с целью снижения численности прокормителей клещей (диких грызунов) на расчищенных территориях. Пункт 16.5 определяет, что мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших включают в себя в том числе использование индустриальных методов дезинвазии (обеззараживания) (физические, химические, биологические и иные методы, обеспечивающие стабильное качество обеззараживания компонентов внешней среды от возбудителей паразитозов при возможности управления и инструментальном контроле оптимальных параметров технологического процесса (температура, дозировка, время экспозиции); благоустройство населенных пунктов, фермерских, индивидуальных хозяйств, мест отдыха, территорий содержания и убоя скота; поддержание чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и индивидуальных хозяйств; сбор, хранение и обеззараживание твердых бытовых отходов.
В силу п.7.4.1.9 СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами» юридическими лицами должны обеспечиваться: уход и содержание территории организации, участков, включающее стрижку газонов, уборку листвы и сухой травы, сухостоя, хозяйственного и бытового мусора, территория считается благоустроенной при отсутствии павшей листвы и сухой травы, веток, валежника, сухостоя, хозяйственных и бытовых отходов (за исключением специально отведенных мест для их временного удаления и утилизации).
В соответствии с СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» п.2.3.11 - к средствам неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита относятся проведение расчистки и благоустройства территорий, п.10.4 - юридические лица, индивидуальные предприниматели с целью предупреждения заболеваемости КВЭ проводят профилактические мероприятия: качественную расчистку и благоустройство территорий мест пребывания населения, дератизационные мероприятия против диких грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.
Согласно п.9.5 СП 3.1.7.2642-10 «Профилактика туляремии» - юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают: дератизационные мероприятия на объектах, принадлежащей им территории, в установленном порядке; благоустройство территорий и защиту зданий и построек от проникновения в них грызунов.
В соответствии с СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей» п.10.1 - осуществление неспецифических профилактических мероприятий при листериозе предусматривает своевременное проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий с обязательным контролем эффективности, п.10.2 - дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные мероприятия проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные для данного вида деятельности, а также граждане в помещениях, строениях и прилегающей к ним территории, находящихся в их собственности. Ответственность за своевременные дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные мероприятия на объектах несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане, в чьей собственности (распоряжении, аренде) находится конкретный объект или территория (п.10.3)-, п.10.4 - в муниципальных образованиях за проведение дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных мероприятий на территории ответственность несут лица, отвечающие за коммунальное хозяйство. Мероприятия включают: ликвидацию самопроизвольных свалок мусора; благоустройство территорий и защиту зданий и построек от проникновения в них грызунов; организацию дератизации, дезинсекции и дезинфекции в местах общего пользования.
В силу п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом» юридические лица обеспечивают, в том числе: благоустройство территорий организации, участков и прилегающих территорий; организацию и проведение дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на принадлежащей им территории, обеспечение грызунонепроницаемости зданий и построек; проведение профилактических дератизационных мероприятий против мышевидных грызунов на расчищенных территориях осенью и весной.
Согласно СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» п.9.2 мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности синантропных грызунов, п.9.4 благоустройство населенных пунктов (дачных поселков) обеспечивается за счет: недопущения замусоривания территории; содержания контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, их своевременной очистки и обеззараживания.
В соответствии с СП 3.1.7.2815-10 «Профилактика орнитоза» (далее по тексту - СП 3.1.7.2815-10) гл. VIII Профилактические мероприятия, п.8.3 - мероприятия по недопущению возникновения случаев орнитоза среди людей включают: благоустройство населенных пунктов, п.8.4 - благоустройство населенных пунктов обеспечивается за счет: недопущения замусоривания территории; содержания контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, их своевременной очистки и обеззараживания.
Пунктами 2.1, 2.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» (далее по тексту - СанПиН 3.5.2.1376-03) установлено, что дезинсекция осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни; дезинсекция проводится в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территориях городских и сельских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая водоемы, а также места естественного обитания синантропных членистоногих. В соответствии с п.3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта. П.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 устанавливает, что не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
В ходе проведения расследования установлено нарушение ООО «Мой Дом», которое осуществляя деятельность но управлению эксплуатацией жилого фонда и по сбору бытовых отходов ........, допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных, помещений, зданий, сооружений и транспорта, нарушив ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22, п.3 ст.23, п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.99. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
- в нарушение СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.4.1, 4.2, 4.3 условия проживания в жилом доме не соответствуют требованиям санитарного законодательства Российской Федерации; содержание жилого дома не отвечает требованиям санитарного законодательства Российской Федерации; при эксплуатации жилого многоквартирного дома, его сооружений и оборудования не обеспечиваются безопасные в эпидемиологическом отношении условия быта и отдыха и не осуществляются мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями,
- в нарушение СанПиН 3.2.3215-14 п.п.2.1, 15.1, 16.5 в целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней ООО «Мой Дом» при эксплуатации жилого многоквартирного дома не проводятся предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, не проводятся дератизационные мероприятия с целью снижения численности прокормителей клещей (диких грызунов) на расчищенных территориях у дома; не проводится благоустройство, поддержание чистоты территории у дома.
- в нарушение СП 3.1.3310-15 п.7.4.1.9, СП 3.1.3.2352-08 п.п.2.3.11, 10.4, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3 ООО «Мой Дом» не обеспечивает: уход и содержание территории у дома, включающее стрижку газонов, уборку листвы и сухой травы, сухостоя, хозяйственного и бытового мусора; не проводит качественную расчистку и благоустройство территории, дератизационные мероприятия против диких грызунов на расчищенных территориях осенью и весной,
- в нарушение СП 3.1.7.2642-10 п.9.5, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3 ООО «Мой Дом» не обеспечивает: дератизационные мероприятия в жилом доме и на его территории в установленном порядке; благоустройство его территории и защиту здания и построек от проникновения в них грызунов,
- в нарушение СП 3.1.7.2817-10 п.п.10.1, 10.2, 10.3, 10.4, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3 - ООО «Мой Дом» не осуществляет своевременное проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий с обязательным контролем эффективности в жилом доме, в строениях и на прилегающей к ним территории, не проводит благоустройство территории и защиту здания и построек от проникновения в них грызунов; не организует дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию в местах общего пользования ........,
- в нарушение СП 3.1.7.2627-10 п.п.9.2, 9.4, СП 3.1.7.2815-10 п.п.8.3, 8.4 ООО «Мой Дом» не проводит благоустройство территории у жилого дома, регулирование численности синантропных грызунов, допускает замусоривание территории,
- в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 п.п.2.2.1, 2.2.2, 2.2.9, 2.2.10 – ТБО собраны в помойную яму для ЖБО, при временном хранении отходов в дворовых сборниках не исключена возможность их загнивания и разложения (ТБО в помойной яме накоплены в большом количестве, своевременно не вывозятся, разлагаются и гниют), удаление негабаритных отходов из домовладения не производится по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (накоплены негабаритные отходы у контейнерной площадки заросли травой),
- в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 п.п.2.3.1, 2.3.4 устроенная для сбора жидких отходов (ЖБО) в неканализованном домовладении жилом многоквартирном доме дворовая помойница, не имеет водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций (имеющаяся решетка сломана, на неё навалены отходы), выгреб не очищается по мере его заполнения (выгреб переполнен отходами, представленный акт выполненных работ от 19.06.2017 об очистке выгребной ямы Шежемского 16, вакуумной машиной (гос.номер «В291КЕ») не может подтвердить очистку ямы, т.к. вакуумной машиной возможна откачка жидких отходов, а яма завалена твердыми бытовыми отходами),
- в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 п.2.3.5 помещения дворовой уборной жилого многоквартирного дома не содержится в чистоте, уборка его не производится ежедневно, помещение не промывается горячей водой с дезинфицирующими средствами не реже одного раза в неделю; наземная часть помойницы проницаема для грызунов и насекомых,
- в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 п.6.3 – ООО «Мой Дом» не проводит разъяснительную работу и не организует население жилого многоквартирного дома для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест (ТБО при наличии контейнеров для сбора ТБО сваливают в помойную яму для ЖБО); не принимает меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных площадок под сборники, а также сборников отходов,
- в нарушение СанПиН 2.1.2.2645-10 п.2.11 ООО «Мой Дом» не проводится уборка территории жилого здания дома ежедневно,
- в нарушение СанПиН 2.1.2.2645-10 п.9.2 - при эксплуатации жилого здания дома не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация),
- в нарушение СП 3.5.3.3223-14 п.п.2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.13, 3.17 - ООО «Мой Дом» на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение (в жилом здании ........ и строениях, сооружениях к нему), не осуществляет систематические дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами (серые и черные крысы, мыши, полевки и другие), которые должны проводиться обученным персоналом организаций дезинфекционного профиля, в т.ч. не обеспечивает: регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; определение объемов дератизации (площадь строения и территории); проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
- в нарушение СП 3.5.3.3223-14 п.3.7, 3.8, 3.11, 3.12 ООО «Мой Дом» не осуществляет профилактические мероприятия по защите объекта - жилого здания: - инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов (которые должны включать в себя проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках); - санитарно-гигиенические мероприятия (которые должны включать в себя работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами); - агролесотехнические мероприятия (которые должны включать в себя работы по уничтожению сорной растительности на территориях населенных пунктов).
- в нарушение СанПиН 3.5.2.1376-03 п.п.2.1, 2.2, 3.3, 3.4 ООО «Мой Дом» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека не осуществляет организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих (дезинсекция), а также создает условия, благоприятные для их жизни (в помойной яме у дома на разлагающихся отходах большое количество мух); не соблюдает меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: не обеспечивает уборку и дезинсекцию в соответствии с санитарными правилами для объекта, допускает образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовой территории.
Статьей 6.4 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Указанные обстоятельства, а также вина ООО «Мой Дом», в его совершении подтверждаются: определением о возбуждении дела об административной правонарушении и проведении административного расследования от ХХ.ХХ.ХХ, протоколом об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с фототаблицей, технические паспорта на ........ № ... по ........ в ........, документы по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, ООО «Мой Дом» нарушило требования ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22, п.3 ст.23, п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарно-эпидемиологические требования: СП 3.1/3.2.3146-13 п.п.4.1, 4.2, 4.3;СанПиН 3.2.3215-14 п.п.2.1, 15.1, 16.5;СП 3.1.3310-15 п.7.4.1.9, СП 3.1.3.2352-08 п.п.2.3.11, 10.4, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3; СП 3.1.7.2642-10 п.9.5, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3; СП 3.1.7.2817-10 п.п.10.1, 10.2, 10.3, 10.4, СП 3.1.7.2614-10 п.7.3.3 ;СП 3.1.7.2627-10 п.п.9.2, 9.4, СП 3.1.7.2815-10 п.п.8.3, 8.4 ; СанПиН 42-128-4690-88 п.п.2.2.1, 2.2.2, 2.2.9, 2.2.10;СанПиН 42-128-4690-88 п.п.2.3.1, 2.3.4; СанПиН 42-128-4690-88 п.2.3.5; СанПиН 42-128-4690-88 п.6.3; СанПиН 2.1.2.2645-10 п.2.11; СанПиН 2.1.2.2645-10 п.9.2; СП 3.5.3.3223-14 п.п.2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 3.1, 3.3, 3.5, 3.7, 3.13, 3.17 ; СП 3.5.3.3223-14 п.3.7, 3.8, 3.11, 3.12; СанПиН 3.5.2.1376-03 п.п.2.1, 2.2, 3.3, 3.4
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «Мой Дом» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия статьи 6.4 КоАП РФ.
Позиция, представителя ООО «Мой Дом», указанная в отзыве, не может являться основанием для освобождения ООО «Мой Дом» от административной ответственности, поскольку обществом должна приниматься совокупность мер, обеспечивающая эффективную дератизацию, которая может считаться таковой при соблюдении условий, указанных выше. Однако данные условия обществом соблюдены не были.
Суд считает, что ООО «Мой Дом» не были приняты все зависящие меры по соблюдению вышеприведенных норм действующего законодательства, доводы, изложенные обществом в пояснениях несостоятельны и документально не подтверждены. Вместе с тем согласно перечню общего имущества в многоквартирном доме, который является приложением № ... к договорам управления многоквартирным жилым домом, в его состав входят, в том числе: стены домов, малые формы и элементы благоустройства.
Оснований для освобождения от административной ответственности, в связи с малозначительностью в соответствии с п. 2.9 КоАП РФ и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не имеется, поскольку позиция ООО «Мой Дом» и представленные документы не свидетельствуют о возможности освобождения последнего от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения.
При назначении наказания судья учитывает тяжесть совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Кроме того, суд учитывает, что данные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Сведений о наличии вступившего в силу постановления в отношении ООО «Мой дом» о привлечении общества к административной ответственности за административное правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность материалы дела не содержат.
Отягчающих и смягчающих обстоятельств по данному делу не имеется. С учетом тяжести совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств совершения правонарушения, считаю необходимым определить в отношении ООО «Мой Дом» наказание в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкций статьи 6.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.2, 6.4, 29.9, 30.3, ч.1 ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Мой Дом», ИНН 1001279741, ОГРН 1141001000755, место регистрации и нахождения юридического лица: 185005, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 64а, пом. 21, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 11000 (одиннадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030, БИК 048602001, ИНН 1001048857, ОКТМО 86615000, КПП 100101001, р/с № 40101810600000010006, КБК 14111628000016000140, ГРКЦ НБ РК Банка России г. Петрозаводска, за штраф УИИ № ...).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В.Берегова