Дело № 3а-325/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца Малеева Д.С.,
представителей административных ответчиков Спицыной А.С., Спиридоновой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 18 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Поповой Ольги Николаевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виде установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Попова О.Н. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 1645 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 18 февраля 2016 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Попова О.Н. является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 18 февраля 2016 года, что нарушает права истца как налогоплательщика при использовании земельного участка, учитывая порядок определения размера налогообложения, установленный действующим законодательством.
Административный истец Попова О.Н. извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась.
Представитель административного истца Малеев Д.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебном заседании не возражали об удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица Правительство Пермского края, администрация города Перми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд представителей не направили, возражения не представили.
Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попова О.Н. является собственником земельного участка, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером **, на основании ее заявления подготовлен проект соглашения о перераспределении земель. В результате перераспределения земель в рамках указанного соглашения у Поповой О.Н. возникает право собственности на земельный участок с кадастровым номером ** площадью 1645 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере 5998075,85 рублей.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Попова О.Н., являясь стороной соглашения о перераспределении земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 12 постановления от 30 июня 2015 года № 28 необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2013 года утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», вступившим в силу 1 января 2014 года.
Спорный земельный участок не был включен в объекты оценки, так как внесен в ГКН после даты, по состоянию на которую проведена ГКОЗ НП – 1 января 2013 года.
В связи с чем кадастровая стоимость земельного участка определена органом кадастрового учета (филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю») с применением удельного показателя кадастровой стоимости по группе вида разрешенного использования по состоянию на 18 февраля 2016 года.
Административным истцом представлен в суд отчет об оценке № 1 от 25 января 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО «РЕАЛ ОЦЕНКА».
В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составляет 2618314 рублей. Оценщик А., проводивший оценку, включен в реестр членов Саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.
Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, вид передаваемых прав, дата предложения, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.
В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках купли-продажи прав собственности на четыре земельных участка, расположенных в г. Перми,информация о которых получена из каталога базы данных Росреестра. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.
Согласно отчету об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по дате предложения, по местоположению, по наличию инженерных коммуникаций).
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.
Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.
С учетом изложенного, заявленное Поповой О.Н. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № 1 от 25 января 2017 года по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 18 февраля 2016 года в размере 2618314 рублей.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию либо суд.
Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения Поповой О.Н. в суд 14 ноября 2017 года, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в суд (14 ноября 2017 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Поповой Ольги Николаевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1645 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, улица Усть-Качкинская, 2, равной его рыночной стоимости в размере 2618 314 рублей по состоянию на 18 февраля 2016 года.
Датой подачи Поповой Ольгой Николаевной заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, считать дату обращения в суд – 14 ноября 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 декабря 2017 года.
Судья -подпись-