УИД 11RS0010-01-2021-002150-05
РЕШЕНИЕ Именем Российской ФедерацииЭжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Арефьевой Т.Ю., при секретаре Гуляевой Т.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Мусинской Н.В.,
ответчика ИП Козловой Ю.А.
представителя третьего лица Безносикова К.Г., по доверенности от **.**.**
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 01 октября 2021 года гражданское дело № 2-1083/2021 по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Козловой Юлии Алексеевне о признании незаконным и запрете эксплуатации аттракционов,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Козловой Ю.А. о признании незаконным эксплуатации и запрете эксплуатации до устранения нарушений требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 №1732, ГОСТ Р 55515-2013 в отношении следующих аттракционов: надувного батута, имеющего на входной зоне логотип ...), механической карусели (дата создания ...), надувного батута, имеющего на входной зоне логотип ...), расположенных на территории: по адресу ... В обоснование иска указано, что в нарушение требований федерального законодательства ИП Козлова Ю.А. предоставляет услуги по использованию надувных батутов и механической карусели в отсутствие документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Мусинская Н.В. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Козлова Ю.А. с иском не согласилась и суду пояснила, что ее о проведении проверки не извещали, все документы на аттракционы находились на месте, однако проверяющие ее не дождались. Из всего, что перечислено в иске, у нее нет только матов и ограждения, так как никто не может объяснить, из какого материала нужно оборудовать ограждение.
Представитель третьего лица Службы Республики Коми стройжилгостехнадзора Б.. суду пояснил, что Служба участвовала в проверке совместно с прокуратурой. На месте работники не предоставили никаких документов на аттракционы, предложили посмотреть их в электронном варианте в телефоне, но там не видно. Все изложенные в исковом заявлении нарушения имели место быть. По ограждению – он может быть из любого материала, но его не было, как и матов.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (п. 1). Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (п. 2).
Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено понятие- безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).
Требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ).
На основании положений Федерального закона № 184-ФЗ и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) представления информации о регистрационном номере сертификата соответствия или декларации о соответствии, если наличие таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 34).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 принят «Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (вместе с «ТР ЕАЭС 038/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности аттракционов»), к которым отнесены батуты надувные, механизированные карусели (Приложение № 1).
Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 № 1732 утверждены «Требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» (далее – Постановление от 20.12.2019 № 1732), изготовленных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 114 (далее - ТР ЕАЭС 038/2016).
Согласно п. 4 Постановления от 20.12.2019 № 1732 техническое состояние аттракционов должно соответствовать положениям эксплуатационных документов и настоящим требованиям.
Как установлено судом, Козлова Ю.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем **.**.** ЕГРИП Межрайонной ИФНС ... внесена запись в Единый государственной реестр индивидуальных предпринимателей (...), с основным видом деятельности – прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров.
**.**.** между Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и ИП Козловой Ю.А. заключен договор на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», согласно которому ответчику предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта – детского развлекательного комплекса для осуществления торговой деятельности по адресу: ...
По условиям договора ИП Козлова Ю.А. обязалась: разместить торговый объект в соответствии с ситуационной схемой и обеспечить установку объекта и его готовность к работе в соответствии с эскизным проектом и требованиями к эксплуатации (п. 2.3.1); обеспечивать выполнение установленных федеральным, региональным и местным законодательством торговых, санитарных, противопожарных норм и правил организации работы для данного объекта (п. 2.3.4); обеспечить постоянное наличие на объекте и предъявление по требованию контролирующих органов документов, в том числе: свидетельства о праве размещения объекта; документов, подтверждающих источник поступления, качество и безопасность реализуемой продукции; журнала учета мероприятий по контролю за торговым объектом.
**.**.**. на основании поручения прокуратуры Республики Коми от **.**.**. №..., решения прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** №..., прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара с привлечением специалиста государственного инженера-инспектора ... была проведена проверка аттракционов, соблюдения требований технических регламентов при эксплуатации, расположенных по адресу: ...
По результатам проверки составлено заключение от **.**.**., согласно которому на момент проверки по указанному адресу установлено нахождение 3-х объектов по внешним признакам, виду и типу относящимся к аттракционам: надувные батуты и механическая карусель, приведенные в эксплуатационное (рабочее) состояние, открытые для доступа посетителей (пользователей). Указанные аттракционы принадлежат ИП Козловой Ю.А.
В ходе проверки на все три аттракциона отсутствовали (не предоставлены) эксплуатационные документы: (паспорт (формуляр) аттракциона, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, журнал ежедневного допуска аттракциона к работе, сведений о лицах, назначенных за безопасную эксплуатацию аттракциона и за техническое его состояние, а также документы об обязательной сертификации или декларирования соответствия, чем нарушены пп. «а,б,в,г» п. 125 Постановления от 20.12.2019 № 1732, п. 98 ТР ЕАЭС 038/2016).
В нарушение п. 122 Постановления от 20.12.2019 № 1732 аттракционы не зарегистрированы в установленном порядке в органах гостехнадзора.
При проверке надувных батутов, имеющих на входной зоне логотипы «... и механической карусели выявлены нарушения требований к эксплуатации, а именно отсутствуют: средства для измерения роста и веса посетителей; информация об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу; отсутствуют на рабочем месте персонала аттракционов правила по его обслуживанию; приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха; доказательства по проведению ежедневных проверок технического состояния аттракциона; в местах входа и выхода на аттракционы (батуты) отсутствуют смягчающие маты толщиной не менее ... на расстоянии от аттракциона надувного ...; отсутствует равномерное крепление батутов (провисание швартовочных элементов, крепление более одного швартовочного элемента к балластной системе, отсутствие крепления; на батуте с логотипом ...
Также установлено, что в нарушение п. 7.5.1 ГОСТ Р 55515-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование надувное игровое. Требования безопасности при эксплуатации» отсутствует ограждение аттракционов (батутов), как по задней, боковым сторонам, так и по открытой стороне (входной зоне в игровую зону аттракциона) в части, касающейся расстояния от ограждения до наружных стен аттракционов. Отсутствуют двери (дверцы) ограждения. В отношении механической карусели установлена неисправность ограждения (отсутствуют двери (дверцы) ограждения, сломаны элементы ограждения), чем нарушен п. 14 Постановления от 20.12.2019 № 1732.
На всех трех аттракционах в нарушение п. 91 Постановления от 20.12.2019 № 1732 электрические кабели (тройник) не защищены от возможного контакта с посетителями, к тройнику имеется свободный доступ.
Свидетель Ю. суду пояснил, что в .... работал инструктором аттракционов у ИП Козловой Ю.А. Когда пришли с проверкой, он находился на рабочем месте, сразу сообщил о проверке ответчику. Документы на аттракционы имелись, но были закрыты. И пока ехала Козлова Ю.А. из города, он предложил проверяющим посмотреть документы в электронном виде в телефоне, но они не стали смотреть. Проверка аттракционов проводилась каждое утро, все вносилось в журнал. Весы, ростовка, информация об ограничениях пользования аттракционом, приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха, правила по обслуживанию аттракционов имелись. Маты и ограждения у аттракционов отсутствуют.
В Приложении № 5 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016) указано на то, что формуляр аттракциона должен содержать, в том числе сведения о степени потенциального биомеханического риска и регистрации (постановке на учет) аттракциона.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1939 утверждены «Правила государственной регистрации аттракционов».
В п. 8 указанных Правил предусмотрены сроки регистрации аттракционов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил и не зарегистрированных (не учтенных) в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку Договор на право размещения нестационарного торгового объекта от **.**.**. заключен с ответчиком на срок до **.**.**., а в предоставленных на аттракционы документах отсутствуют сведения о степени потенциального биомеханического риска, от которой зависит период осуществления государственной регистрации аттракционов, суд находит, что допуск к эксплуатации таких объектов без определения степени потенциального биомеханического риска, который может быть определен в ходе государственной регистрации аттракционов, является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, оценивая предоставленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконной и запрете эксплуатации принадлежащих ответчику аттракционов до устранения вышеприведенных нарушений, поскольку выявленные нарушения требований законодательства при эксплуатации аттракционов создают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Доводы ответчика о том, что о предстоящей проверке ее не извещали, проверка проводилась 15 минут, в связи с чем она не успела приехать, в отношении ограждения ей никто не может объяснить из какого материала его делать, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку целью проверки была не экономическая деятельность ИП Козловой Ю.А., документы по аттракционам должны находится на объекте и предъявляться по требованию контролирующих органов немедленно. Как пояснил представитель Гостехнадзора, ограждение аттракционов может быть изготовлено из любых материалов по усмотрению заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.
Признать незаконным эксплуатацию индивидуальным предпринимателем Козловой Юлией Алексеевной (....) аттракционов: надувного батута, имеющего на входной зоне логотип ...), механической карусели (дата создания ...) и надувного батута, имеющего на входной зоне логотип ...), расположенных на территории по адресу ... и запретить их эксплуатацию до устранения нарушений требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, а именно для каждого аттракциона: разместить средства для измерения роста и веса посетителей и информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу; на рабочем месте персонала аттракционов разместить основные правила по обслуживанию аттракционов; установить на аттракционах приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха; вести журналы по проведению ежедневных проверок технического состояния аттракционов; в местах входа и выхода на аттракционы (батуты) обеспечить смягчающие маты толщиной не менее ... мм на расстоянии от аттракциона надувного ... мм; обеспечить равномерное крепление батутов (надлежащее крепление); на батуте с логотипом «Fest Bridse» устранить повреждение поверхностей надувного покрытия либо прекратить его эксплуатацию; оборудовать ограждение аттракционов со всех сторон с дверями (дверцами); оборудовать защиту электрических кабелей (тройник) от возможного контакта с посетителями; зарегистрировать аттракционы в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 07.10.2021г.
Судья Т.Ю. Арефьева